Ситуация в Греции достигла точки невозврата, однако действия правящей коалиции абсолютно оправданны, пишет лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман для газеты The New York Times.
Он напоминает, что греческие банки уже закрыты, правительство ввело контроль над движением капитала, а на следующую неделю назначен референдум о принятии или непринятии условий предоставления финансовой помощи со стороны тройки кредиторов (Еврокомиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд). По мнению экономиста, жители Греции должны проголосовать против очередного пакета помощи, а правительство в свою очередь должно быть готово к выходу страны из еврозоны.
Рассуждая о причинах греческого кризиса, Кругман настаивает на том, что обвинения в безответственности и расточительности Греции ложны. С середины 2000-х годов греческое правительство систематически сокращало расходы и повышало налоги, численность государственного аппарата сократилась более чем на 25%, сильно сокращены пенсионные выплаты (которые, к слову, были слишком большими). Если добавить к этому все средства строгой экономии, принятых мер было бы достаточно, однако подъема греческой экономики так и не произошло.
«Коллапс Греции по большей части случился из-за того, что меры жесткой экономии вытянули из экономики все доходы», — пишет нобелевский лауреат.
Экономист полагает, что виной всему стала европейская валюта — евро, которая сковала греческую экономику в «смирительную рубашку». Были, по его мнению, и удачные примеры политики строгой экономии, когда странам удавалось справляться с дефицитом без падения в депрессию, — Канада и Исландия. Но ключом к такому успеху в этих странах была обширная девальвация нацвалюты, делающая экспортную продукцию более конкурентоспособной. У Греции, не имеющей своей валюты, такой опции нет.
Проблема с выходом Греции из еврозоны, пишет Кругман, грозила финансовым хаосом и снижением деловой активности из-за проблем банков и неопределенности по поводу правового статуса долгов.
Именно поэтому раз за разом греческие правительства принимали условия «тройки», на это готовы были пойти и текущие власти, но кредиторы выдвинули правительству Алексиса Ципраса такой ультиматум, который разрушил бы смысл политического бытия правящей коалиции партии «СИРИЗА». Цель этого предложения — уход текущих властей, который станет неизбежным в случае, если греческие избиратели испугаются конфронтации с «тройкой» и проголосуют за принятие очередного пакета мер жесткой экономии в обмен на финансовую помощь.
«Но они не сделают этого, и на то есть три причины. Во-первых, мы знаем, что более жесткая экономия приведет в тупик: пять лет спустя Греция чувствует себя еще хуже, чем когда-либо. Во-вторых, многие — возможно, почти все — негативные последствия выхода Греции из еврозоны уже ощутимы. Банки закрыты, введен контроль над движением капиталов — большего урона нанести уже невозможно», — указывает Кругман.
Наконец, отмечает американский экономист, принятие ультиматума «тройки» стало бы отказом от любых претензий на независимость Греции.
По его мнению, не стоит воспринимать официальных лиц МВФ, ЕЦБ и ЕК как технократов, которые пренебрегли всем, что известно о макроэкономике, и были неправы в каждом своем шаге. Речь в данной ситуации идет о власти — о возможности кредиторов управлять греческой экономикой, которая существовала до тех пор, пока выход Греции из еврозоны казался немыслимым.
«Настал момент отказаться от такой немыслимости. В противном случае Грецию ждет бесконечная экономическая депрессия без намека на свет в конце тоннеля», — подытоживает Кругман.