Если Украина не сможет согласовать условия предоставления помощи, ситуация окажется намного хуже, чем в Греции, считает экономический журналист The Telegraph Питер Спенс. Нищета населения может усилиться в четыре раза, в результате чего страну может захлестнуть насилие и политическая нестабильность.
Украина лишилась не только Крыма, но и таких инвесторов, как Shell и Chevron, которые отказались от планов по разработке сланцевого газа. Хотя природные ресурсы позволяют стране быть поставщиком энергии, Киев все больше зависит от ее импорта. Конфликт на востоке страны ударил по производству, к этому также необходимо добавить кризис гривны, курс которой с начала прошлого года упал на 60%. По словам журналиста, возвращать долларовый долг в связи с этим Украине все тяжелее.
Долг кажется непогашаемым и требует, по мнению Международного валютного фонда (МВФ), реструктуризации. Фонд рекомендовал держателям облигаций принять убытки сейчас, чтобы ситуация не вышла из-под контроля к 2020 году. При этом долгосрочные прогнозы вызывают скептицизм, поскольку МВФ вынужден часто их менять: сейчас фонд ожидает падения ВВП Украины к концу года на 9%, а еще в марте прогнозировал 5,5%.
Нет ясности относительно условий реструктуризации долгов. Киевским властям хотелось бы, чтобы кредиторы согласились списать 40%, а некоторые из кредиторов согласны на списание только 5%. Если сокращение будет значительным, пишет Спенс, инвесторы вряд ли захотят снова вкладывать деньги в Украину, рынок капитала может стать недоступным как для правительства, так и для частных компаний, что сильно повлияет на сроки восстановления страны.
Представитель Банка Merrill Lynch Борис Храмцов считает, что отсутствие прямого контакта между украинским Министерством финансов и кредиторами, угроза моратория и дефолта свидетельствуют о непродуктивном ходе переговоров.
Если ситуация с долгом не решится, то Украине придется хуже, чем Греции.