Советник президента России Сергей Глазьев подготовил доклад «О дополнительных мерах по нейтрализации угроз экономической безопасности РФ в условиях международных санкций». В проекте документа, с которым ознакомился «Коммерсант», — ограничение на покупку валюты юрлицами и замораживание цен на ряд товаров.
Задача документа — представить «в дополнение к принятым правительством» мерам по обеспечению пятипроцентного роста ВВП программу действий власти по увеличению долгосрочной конкурентоспособности экономики РФ. Впрочем, реальные проблемы, решить которые предлагает Сергей Глазьев, намного шире. Это рост промышленного выпуска на 30—35%, увеличение в рамках перехода к «экономике знаний» доли в ВВП расходов на образование, здравоохранение и соцполитику с 6,5% до около 40% (цифры по первоисточнику), наращивание «нормы накопления (валовые накопления в ВВП)» до 35–45%.
Идеи Глазьева разбиты на шесть блоков. Первый — «Переход к суверенной денежно-кредитной политике» (ДКП). Эти идеи предполагают открытое манипулирование («системное управление») ДКП по всем параметрам — от ставок до валютной позиции банковской системы. Так, программа предполагает рефинансирование ЦБ по ставке 2% «целевых» кредитов промышленности на один-пять лет не менее чем на 3 трлн рублей (конечная ставка для компаний — 4%), кредиты под 1% годовых институтам развития — на не менее чем 2 трлн рублей, рефинансирование ЦБ через ВЭБ компаний и банков — на 5 трлн рублей и по госпрограмме импортозамещения — на не менее 3 трлн рублей. В целом эмиссионная программа по предложениям составляет 20 трлн рублей на пятилетку.
Раздел «Стабилизация курса рубля, прекращение утечки капитала, дедолларизация экономики» содержит набор мер по «остановке спекулятивного вихря» на валютном рынке. Де-факто это предложение жесткого валютного контроля («запрет на покупку валюты юридическими лицами без оснований совершения платежных операций») с рядом инноваций. Так, предполагается «временный налог (резервирование средств)» на конвертационные операции и трансграничные платежи. Глазьев также предлагает не только «введение обязательной продажи валютной выручки», но и «законодательное запрещение займов нефинансовых организаций» в валюте в принципе. Еще одна идея — «введение контроля за трансграничными операциями капитального характера посредством открытого лицензирования», а также требование «аргументированного обоснования» экспорта капитала с позиции «пользы» его для экономики РФ.
Раздел «Стабилизация цен» (очевидно, необходимый после реализации двух предыдущих) требует в первую очередь «временного замораживания цен на товары ежедневного потребительского спроса»; установления предельной «маржи торговой системы» на уровне 25% между «ценой производителя» и розничной ценой; права для ФАС при колебании цены «резко возвращать ее на прежний уровень» (видимо, административными распоряжениями). Глазьев также предлагает отказаться от ежегодной индексации тарифов госмонополий с их «среднесрочной фиксацией».
«Нейтрализация антироссийских санкций» — следующий раздел предложений разрешает компаниям объявлять форс-мажор по «отношению к кредитам, предоставленным странами, которые ввели финансовые санкции против РФ» — на деле это примерно равно легализации отказа от погашения всего частного внешнего долга. Резервы ЦБ, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Глазьев рекомендует конвертировать в золото и «обязательства стран БРИКС», с которыми следует создать «систему международных банковских расчетов, независимую от давления стран НАТО и замещающую (дополняющую) SWIFT» и «платежную систему по банковским картам», совместимую с китайской UnionPay. Новая идея по деофшоризации — расторжение соглашений по двойному налогообложению с Кипром и Люксембургом, 30-процентный налог «на все операции» с «не сотрудничающими» с РФ офшорными юрисдикциями.
Наконец, ряд «стратегических» и «социально значимых» предприятий Глазьев рекомендует «не допускать» в руки иностранцев в принципе: при их банкротстве (которое в ряде случаев при применяемой политике выглядит очень вероятным) на их базе советник президента и предлагает организовывать вышеописанные «народные предприятия».
В заключении проекта — глава «Развертывание системы стратегического управления». Это создание Государственного комитета по стратегическому планированию при президенте РФ (ГКСП) с «координационным» подчинением ему правительства де-факто и Государственного комитета по научно-техническому развитию РФ (ГКНТР) — также при главе государства, но уже внутри Белого дома. Две последние структуры повторяют дизайн госорганов Ирана, создававшихся после 1994 года для попытки преодоления санкций США и ЕС. В данном случае, очевидно, имеет место чистое совпадение.
Доклад Глазьева 15 сентября в закрытом режиме заслушает межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере. Программу, предупреждает Глазьев, следует реализовать в течение следующих пяти лет, то есть до 2020 года. Только так можно избежать «стагфляционной ловушки», угроз «экономической безопасности» и «внешнего контроля над инфраструктурой управления», избежать участия мировой «периферии», угнетаемой «неэквивалентным обменом», — и войти в новое «ядро мировой экономической системы» вопреки воле стран нынешнего «ядра».
Комментарии
Только простым работягам и менеджерам будет печально.
особенно понравилось про внешний долг
Особенно идея с форс-мажором по кредитам - это ж по факту косвенный дефолт.
Ощущение, что человеку дали заданиче, че-нибудь написать, вот он че-нибудь и написал. причем пожестче, чтоб ничего из этого не приняли, а следовательно, никто в него потом пальцем не ткнет, отвечая на вопрос "А кто это сдееееееелал?" (с)
Проходили.