Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение первой инстанции о взыскании с банка «Союз» по иску Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) более чем 1,2 млрд рублей по банковской гарантии, сообщает РАПСИ со ссылкой на постановление суда.
Арбитражный суд Москвы в июле обязал взыскать с банка «Союз» 1,18 млрд рублей по банковской гарантии и 44,8 млн рублей процентов. Банк и ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» (входит в строительный холдинг «Трансстрой») подали апелляционные жалобы на решение первой инстанции, которые суд удовлетворил.
В 2008 году между истцом как государственным заказчиком, ФГУП «Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта» как заказчиком-застройщиком и ЗАО «Инжтрансстрой» как генеральным подрядчиком был заключен госконтракт на выполнение работ по строительству пускового комплекса Томмот — Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск. Банк для обеспечения выполнения «Инжтрансстроем» обязательств по контракту выдал банковскую гарантию на сумму 1,183 млрд рублей. В связи с просрочкой «Инжтрансстроем» исполнения обязательств по контракту Росжелдор направил ответчику требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Банк отказал в выплате денежных средств, после чего и был подан иск в суд.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя иск, указал, что в материалы дела представлено определение Арбитражного суда Москвы от 10 ноября 2015 года об отказе Росжелдору во включении в реестр кредиторов «Инжтрансстроя» требования, касающегося взыскания неустойки по госконтракту. Суд установил отсутствие у подрядчика обязательства уплатить неустойку, в обеспечение уплаты которой выдана банковская гарантия. В частности, согласно этому определению, у Росжелдора отсутствуют права требования неустойки, поскольку, согласно контракту, право требования уплаты неустойки принадлежит ФГУП «Единая группа заказчика».
С учетом того, что обязательство ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» по уплате неустойки не возникло, требования по банковской гарантии, которая обеспечивает ее уплату, не могут быть удовлетворены, указал суд апелляционной инстанции.
Арбитражный суд Москвы в мае ввел процедуру наблюдения в ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» по заявлению ООО «Фонд инвестиционных программ». В январе суд должен рассмотреть по существу дело о банкротстве компании. Кроме того, Арбитражный суд Москвы в ноябре по заявлению московского ООО «МБ-Сервис» ввел наблюдение в ОАО «Корпорация «Трансстрой». Рассмотрение дела о банкротстве по существу назначено на 26 апреля.
Основным владельцем «Трансстроя» до декабря 2014 года был холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В настоящее время бенефициаром компании является предприниматель Егор Андреев. «Трансстрой» — крупнейший российский диверсифицированный холдинг в области инфраструктурного строительства. Специализируется на железнодорожном строительстве, автодорожном строительстве, тоннелестроении, мостостроении, строительстве аэродромов и аэропортов, гидротехнических сооружений, промышленно-гражданском строительстве.