За время действия закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков (2013—2015 годы) число пострадавших при авариях на пассажирском транспорте растет на 15% в год, по автобусным перевозкам — на 10% в год. Об этом говорится в сообщении Национального союза страховщиков ответственности, который прокомментировал решение Банка России скорректировать тарифы по ОСГОП во втором полугодии 2016 года.
Проведенный регулятором мониторинг показал, что по отдельным видам транспорта страховой тариф переоценен (например, автомобильный транспорт), а по другим видам транспорта (к примеру, по внутреннему водному транспорту, морскому транспорту) недооценен. Напомним, по закону все перевозчики (кроме легкового такси и метрополитена) обязаны страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по данному виду страхования устанавливает Центробанк.
В НССО считают, что имеющейся статистики, собранной за неполные три года действия закона, недостаточно, чтобы принять взвешенное решение о корректировке тарифов. Как отметил президент НССО Андрей Юрьев, по внутренним водным туристическим перевозкам накопленная страховая статистика за 2013—2015 годы отражает всего одно заявление по смерти. Вместе с тем, в аварии «Булгарии» в 2011 году погибло 122 человека. Если бы закон об ОСГОП действовал в 2011 году, сумма выплат только по данной аварии составила бы более 250 млн рублей, отметил глава союза.
При этом по данному виду перевозок ежегодные сборы страховщиков составляют около 5 млн рублей. «Другими словами, чтобы собранной премии хватило только на одну такую аварию, премию необходимо собирать около 50 лет, а с учетом расходов и других нюансов расчета страховых тарифов — около 100 лет. Очевидно, что по трехлетнему периоду предусмотреть такие аварии может оказаться нереальным», — пояснил он.
Кроме того, по его словам, имеющаяся статистика может быть нерепрезентативной еще и потому, что между аварией и подачей заявления на выплату обычно проходит довольно длительное время. Максимальная задержка составляет 972 дня (авария – 15 марта 2013 года, заявление — 12 января 2016-го). В среднем же по вреду жизни средний срок выплаты составляет примерно четыре месяца, по погребению – 4,7 месяца, по травмам – 4,8 месяца, по ущербу имуществу – 5,3 месяца, привел цифры Андрей Юрьев. Он также призвал при принятии решения о корректировке тарифов учесть обязательные требования, предъявляемые к резервам страховых компаний, а не просто сопоставлять премии и убытки.
По данным НССО, в 2013—2015 годах на пассажирском транспорте произошло 5 154 крупных аварии, в которых погибли 324 человека, пострадали 6 520 человек. Средняя выплата за вред, причиненный жизни, составляет 1,923 млн рублей, здоровью – 182,5 тыс. рублей, имуществу – 11,263 тыс. руб. Наибольший вред здоровью причиняется в случае аварий на вертолетах, сумма компенсации здесь за вред здоровью достигает порядка 600—650 тыс. рублей. По остальным видам транспорта эта цифра колеблется в границах 200—300 тыс. рублей, говорится в сообщении НССО.
Комментарии
Неверно. Статья означает, что поднять страховые тарифы в разы нужно уже вчера