Заемщики, набравшие в этот кризис по несколько кредитов, не справляются с нагрузкой. Средняя сумма проблемного долга по POS-кредитам (с просрочкой от 90 дней) за год выросла почти втрое — с 66, 73 тыс. рублей на 1 мая 2015 года до 189,85 тыс. на 1 мая 2016-го. При этом средняя сумма «плохих» долгов по кредитным картам за тот же период увеличилась на 44,15%, до 68,503 тыс. рублей, по кредитам наличными — на 22,17%, до 119,68 тыс. Это следует из расчетов, которые для «Известий» подготовила компания «Секвойя Кредит Консолидейшн». Эксперты не прогнозируют изменения тренда в ближайшем будущем.
В исследовании «Секвойи» говорится, что средняя сумма просроченных долгов граждан по потребительским кредитам в целом выросла на 83,206% — с 68,78 тыс. рублей на 1 мая 2015 года до 126,023 тыс. на 1 мая 2016-го. Объем просроченной задолженности граждан по потребкредитам превысил 889 млрд рублей. Просрочка по кредитам наличными на данный момент составляет 461,2 млрд рублей, по кредитным картам — 236 млрд, по POS-кредитам — 55 млрд.
«Показатели были бы еще выше в отсутствие сделок по продаже долгов коллекторам, — отмечает президент компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучева. — По итогам первого полугодия объем просрочки вырастет по отношению к началу года на 5–6% и составит около 933,6 миллиарда рублей».
Коллекторам не внушает оптимизма рост среднего количества долгов на одного должника (с 1,03 кредита на человека на 1 мая 2015 года до 1,3 кредита на 1 мая 2016-го) при увеличении средней суммы долгов по потребзаймам, в особенности по POS-кредитам.
«Рост средней суммы проблемного долга по POS-кредитам вполне укладывается в текущую ситуацию и связан во многом с ростом стоимости товаров, которые приобретаются с использованием таких кредитов (на 30–40% по оценкам «Секвойи»), — комментирует начальник департамента по работе с проблемной задолженностью группы Бинбанка Сергей Голец. — Изменения тренда на рост в обозримом будущем при сохранении курса доллара на текущих уровнях или при его росте вряд ли стоит ждать».
По словам старшего аналитика АКРА Михаила Доронкина, заемщики по POS-кредитам в период резких колебаний национальной валюты в декабре 2014 года скупали товары по «старому» курсу, активно прибегая при этом к использованию заемных средств.
«Значительная часть таких покупок делалась спонтанно, при этом зачастую из расчета дальнейшей перепродажи товара по более высокой цене, что покрыло бы расходы по кредиту, но по факту рост цен на технику оказался заметно ниже ожиданий, — указывает Михаил Доронкин. — Рост среднего проблемного долга по кредитным картам и кредитам наличными, вероятно, связан с практикой повышения лимитов кредитования рядом крупных розничных банков для действующих клиентов — с целью поддержать выдачу кредитов на фоне резкого ухудшения входящего потока заемщиков «с улицы». На фоне устойчивого снижения реальных доходов населения в течение прошлого года ряд таких заемщиков вполне мог лишиться возможности оплачивать расходы по кредиту».
По словам члена совета директоров Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Антона Дмитракова, нужно учитывать и то, что в рамках программ POS-кредитования предлагается весьма широкий набор товарных групп — от условных «утюгов» до дорогой мебели, одежды класса люкс и премиальной техники.
«В последние годы рынок POS-кредитования сжимался не только за счет сжатия рынка в целом, но и за счет конкуренции с другими более динамичными сегментами: кредитными картами и кредитами наличными, — поясняет собеседник. — И, соответственно, программы POS-кредитования смещались в более дорогостоящую товарную нишу — что и отражается в итоге на росте средней суммы передаваемого коллекторам долга, который опережает смежные сегменты. И если говорить о перспективах снижения средней суммы задолженности в сегменте POS, то все зависит скорее от общего оздоровления кредитного рынка, нежели от данного сегмента в отдельности».
По данным Fitch, из 40 млн российских заемщиков (более половины экономически активного населения страны) лишь 8 млн в состоянии обслуживать свои долги.
«Большинство должников приходится именно на высокорискованные сегменты кредитования — кредиты наличными (51%), кредитные карты (39%), POS-кредиты (10%), — отмечает Елена Докучаева. — Совершенно очевидно, что обслуживать несколько кредитов в период сложной макроэкономической ситуации в стране становится невозможным. По итогам общения с должниками в начале 2016 года в качестве причины выхода на просрочку россияне называли трудное финансовое положение (около 80%) из-за потери работы, временной безработицы, сокращения доходов на фоне резкого роста инфляции, увеличения расходов на товары первой необходимости. Кроме того, около 5% должников жалуются на закредитованность и невозможность реструктуризировать долг».
Комментарии
Ну и посадить 32 млн по статьям 159.1, 177, 165 УК РФ, как телефонные соколы Докучаевой в трубку вещают
В результате за этот праздник жизни заплатят незаемщики, а бывшие неплательщики с плохими банками с чистого листа снова сольются в экстазе