Сейчас начинается процесс перехода к другому методу надзора Центробанка за кредитными организациями, сказал в интервью «Ведомостям» первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. «Цель, которую мы ставим, — консультативный, а не карательный надзор», — подчеркнул представитель регулятора.
Меры надзорного реагирования должны быть чрезвычайным событием, уверен он, совершенно не обязательно наказывать, если не обязывает закон. Надзор — это диалог, говорит Тулин и объясняет: на большинство вменяемых людей огромное впечатление производит просто демонстрация того, что у Банка России есть понимание, что у них происходит. Надзор будет строиться на диалоге с банками, но если они не будут признавать недочеты добровольно и продолжат неправильное отражение операций в отчетности, ЦБ будет задумываться о действиях, говорит Тулин: «Пока банки остаются на плаву, но через полгода ликвидность иссякнет, потому что их активы плохого качества перестанут давать даже незначительные денежные потоки».
Для этого сотрудникам ЦБ потребуется знать о своих поднадзорных почти все, следует из рассказа Тулина, нужно досконально знать и понимать и бизнес, и людей, которые с этим бизнесом работают.
«В идеале наши сотрудники должны знать все о топ-менеджерах и собственниках банковского бизнеса вплоть до семейного положения, родственных и деловых связей, а лучше знать еще и о кулинарных пристрастиях», — иронизирует первый зампред ЦБ. Это помогает моделировать поведение людей в сложных ситуациях — так называемый поведенческий надзор, который даже помогает понять, можно ли ожидать масштабной фальсификации отчетности, объясняет он.
Люди так устроены: жадность — один из человеческих инстинктов, а в бизнесе сконцентрированы люди, в большой степени ориентированные на успех и материальное благо, говорит Тулин, в погоне за прибылью они теряют чувство меры и риска. Часто для них требования ЦБ являются досадной необходимостью, признает он, а ЦБ должен их удерживать и предостерегать. «В идеале мы должны быть для них бесплатными бизнес-советниками в интересах кредиторов, вкладчиков и даже в интересах миноритарных акционеров, хотя это законом и не предписано, — очень часто они никакого отношения не имеют к тому, что в банке происходит», — заключает он.
Есть такая интересная вещь, как досье на банк, и задача ЦБ — всех отсортировать и понять, говорит Тулин. Причем досье должно быть такое, чтобы его понимал даже новичок, — там должна быть вся история: «До 2013–2014 годов такие цели в надзоре не ставились. Знание — вещь опасная, оно предполагает ответственность», — говорит Тулин.
По его словам, на переход к другому методу надзора может уйти от пяти до семи лет, но оптимисты считают, что качественные изменения можно будет увидеть через два или три года.
Комментарии
Козлятушки! ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла, молочка принесла! ))))
У руля денежно-кредитной политики Вы были на своем месте и не зря настаивали на снижении ключевой ставки. Ступор в этом вопросе ключевой для экономики. Эльвира настояла на своем и перевела Вас на направление, в котором Вы отстали лет на 10 ( по Вашему собственному признанию). Между тем, инфляция формируется не столько в структуре экономики, сколько в ставках кредитования и инфляция реально никак не может быть кратно ниже этих ставок. Заемщики перекладывают их в цены,в основном, кто-то жертвует частью прибылью ради сохранения доли рынка и т.д., но как минимум 2/3 кредитных ставок это минимально реальная инфляция. Кратно ниже она может быть только в раскатах фанфар и Вы это отлично понимаете, но не только уже не у руля, но даже и не штурманом. Жаль...
При Геращенко так и было