Исследование: в начале года произошел резкий рост спроса на банковских сотрудников

Дата публикации: 08.02.2017 08:30
14 856
Время прочтения: 6 минут

Число вакансий в банковской сфере в первый месяц 2017 года по сравнению с концом первого полугодия 2016-го было больше на 25%, при этом практически на столько же ниже оказалось число резюме (минус 24%). Конкурс составляет 1,64 резюме на вакансию, что является одним из самых низких показателей на российском рынке труда. Об этом говорится в исследовании портала Rabota.ru. Средний конкурс на вакансию по рынку труда в целом на конец января 2017 года — 4,25 резюме на вакансию.

«Рост числа вакансий связан с оживлением в осенний период, возобновлением в финансовой сфере проектов, замороженных в 2014—2015 годах, и развитием целевых направлений, на которые были сделаны ставки в период пересмотра стратегии, — процесса, затронувшего большинство российских банков. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период рост вакансий составил всего 3,4%, что несопоставимо с тем увеличением объема спроса, который мы наблюдаем сейчас», — отмечается в исследовании.

Снижение активности соискателей, наоборот, на первый взгляд кажется парадоксальным. В действительности оно отражает психологическое состояние работников индустрии: при наличии работы специалисты не спешат ее менять, боясь столкнуться с ненадежностью нового работодателя: сокращения персонала, прекращение деятельности отдельных банков и общая нестабильность финансовой сферы еще очень живы в памяти людей. Год назад, когда ситуация на рынке труда была менее благополучной, число резюме в банковской сфере все равно снижалось: в январе 2016 года было размещено на 12% меньше резюме, чем за полгода до этого. Сейчас (в относительно стабильных условиях) отток специалистов из отрасли и боязнь смены места работы стали еще более заметными.

Наибольшее число вакансий размещено крупными банками, в первую очередь это Тинькофф Банк и Сбербанк. Число вакансий Тинькофф Банка на крупных job-порталах превышает 5 тыс., совместная доля «Тинькоффа» и Сбербанка на рынке банковских вакансий составляет порядка 40%. На третьем месте по числу вакансий — Почта Банк, созданный на основе Лето Банка и начавший работать в марте 2016 года. Банк планирует увеличить количество региональных отделений с существовавших на момент начала работы 340 до 15 тыс. в 2018 году, в связи с чем идет активный набор персонала в разных регионах страны.

В структуре банковских вакансий более половины занимают позиции, связанные с обслуживанием клиентов и продажей банковских продуктов: специалисты фронт-офиса, кассиры-операционисты, менеджеры по привлечению клиентов, кредитные менеджеры и т. д.

В долгосрочном периоде доля таких вакансий будет уменьшаться, т. к. на многих участках работы возможно заменить человеческий труд новыми технологиями. В первую очередь автоматизация коснется сравнительно простых бизнес-процессов, т. е. наименее квалифицированного персонала. В зоне риска находятся кассиры, операционисты, специалисты фронт-офиса: все большая часть их функционала переходит в онлайн и банкоматы.

Однако это не значит, что в банковской сфере резко снизится спрос на персонал. Во-первых, автоматизация процессов происходит поступательно, что позволяет рынку труда приспосабливаться к накапливающимся изменениям: у специалистов будет возможность либо повысить квалификацию, чтобы остаться в отрасли на более высокой позиции, либо уйти в смежные сферы. Причем предпочтителен первый вариант, т. к. массовые позиции находятся в зоне риска не только в банковской сфере, но и в остальных, включая смежную сферу страхования.

Во-вторых, автоматизация и внедрение технологий требуют от компаний значительных затрат. Банки уже давно вкладывают деньги в это направление, но масштаб вложений и скорость отдачи неодинаковы в разных компаниях. Это значит, что процессы, которые в одном банке уже действуют в автоматическом режиме, в другом еще не автоматизированы. В связи с этим в определенные моменты времени может даже возникнуть повышенный спрос на специалистов, которые умеют делать вручную то, что в большинстве банков уже автоматизировано (по аналогии с ситуацией в производстве, где может очень цениться рабочий, умеющий обращаться со станком 1960-х годов выпуска).

В конечном итоге внедрение технологий изменит структуру спроса на персонал в банковской сфере: массовый персонал станет менее востребованным, в то же время появится больше вакансий для IT-специалистов, инженеров, специалистов техподдержки, аналитиков. Пока мы еще только в начале этого пути: сейчас вакансий для IT-специалистов в банках в шесть раз меньше, чем вакансий, связанных с продажами и обслуживанием клиентов, говорится в исследовании.

Партнер рекрутинговой компании Marksman Наталья Валдаева указывает на сезонный фактор, но также отмечает нежелание банковских работников менять работодателя. «В банках первый квартал, а особенно январь, — довольно загруженный период. В феврале — марте мы увидим больше резюме. Но, бесспорно, банковские специалисты всех уровней (от топ-менеджмента до рядовых сотрудников) крайне консервативны сегодня в отношении поиска новой работы», — говорит она.

Отчасти это связано с «чисткой» банковского рынка. «Сегодня нередки случаи, когда люди за год делают по несколько переходов из одного закрывшегося банка в другой, который также вскоре закрывается, а потом и вовсе не могут найти работу: либо действует ограничение регулятора, либо другие банки-работодатели, видя столь много переходов, с опаской относятся к таким кандидатам», — добавляет эксперт.

В банках говорят, что в любой экономической ситуации заинтересованы в профессионалах.

В пресс-службе СМП Банка отметили: «В любой макроэкономической обстановке мы заинтересованы в сильных квалифицированных специалистах. За опытных и интересных людей всегда приходится конкурировать. СМП Банк год от года растет, а конкуренция ужесточается — нашими оппонентами в борьбе за лучшие кадры становятся все более и более крупные банки. Что касается боязни смены работы у сотрудников финансовых организаций, то пик кризиса, по нашему мнению, пройден, и люди стали смелее принимать решение о переходе на новое место работы».

По словам директора департамента по работе с персоналом Абсолют Банка Татьяны Григоренко, было много разговоров на тему того, что банковская сфера становится более уязвимой, поэтому самые сильные покидают ее. «Но по факту сильные не становятся слабее, скорее, происходит естественный отбор, и те, кто повышает свои навыки, расширяет компетенции, становятся более востребованными. И, напротив, на фоне сокращения числа банков выявляется истинная компетенция сотрудников на всех уровнях», — подчеркнула она.

Независимый HR-эксперт Зулия Лоикова уточняет, что особого увеличения числа вакансий на банковском рынке нет, в основном идет замена существующих неэффективных сотрудников. По ее мнению, это связано с текущей сужающейся реальностью экономики и волатильным рынком труда в банковском секторе.

«Конкуренция в большей степени идет между соискателями, так как количество вакансий резко снижается с 2011 года, отзывы лицензий банков также способствуют появлению на рынке большего количества безработных специалистов, — говорит Лоикова. — То есть банковский и финансовый секторы – в топе самых непопулярных и падающих отраслей на рынке труда. В то же время растет спрос на антикризисных управляющих, топ-менеджеров с предпринимательской жилкой, которые могут быстро и эффективно выстраивать бизнес-процессы в новых изменяющихся реалиях и приносить прибыль».

Основатель сервиса «Найдем эксперта» Чермен Дзотов соглашается, что с 2013 года в банковской сфере не наблюдается роста спроса на сотрудников. Наоборот, банковская сфера с каждым годом все стремительнее пытается перейти на дистанционную работу, «уберизировать» свои услуги. А вот вопрос конкурирования в банковской сфере стоит очень остро.

«Из-за спада спроса на сотрудников происходят снижение спроса на один вид вакансий и повышение — на другой. С начала 2017 года виден активный рост спроса на управленцев в банковской сфере. В основном речь идет об антикризисных специалистах, специалистах по работе с залогами или проблемной задолженностью. В начале года ожидаются значительное снижение спроса и сокращение действующих специалистов, которые задействованы только в бумажном документообороте», — комментирует Дзотов.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

La$t0chka
08.02.2017 09:14
Не принято в нашей стране ценить и мотивировать квалифицированные кадры, проще вчерашнего выпускника подешевле нанять, а потом другого, чтобы за ним разгребал косяки. Вот по этому кто что-то из себя представляет - начали искать новые места, наслушавшись за 2 года обещаний и ничего не получив в итоге. Не удивительно, что банки с нормальным сервисом и квалифицированным персоналом стали такой редкостью, по пальцам одной руки можно сосчитать
13

deniszakharov
08.02.2017 09:30
Однако это не значит, что в банковской сфере резко снизится спрос на персонал. Во-первых, автоматизация процессов происходит поступательно, что позволяет рынку труда приспосабливаться к накапливающимся изменениям: у специалистов будет возможность либо повысить квалификацию, чтобы остаться в отрасли на более высокой позиции, либо уйти в смежные сферы. Причем предпочтителен первый вариант, т. к. массовые позиции находятся в зоне риска не только в банковской сфере, но и в остальных, включая смежную сферу страхования.

Ерунда. В отличие от банковских кредитных продуктов/вкладов страховые продукты, кроме ОСАГи/ВЗР ну и может КАСКО на авто до 3-4 лет, не покупаются, а продаются. Это принципиальная разница. Рядовые продавцы страховщикам нужны будут всегда, роботами их не заменить, т.к. впаривать доп.страховки в офисе СК может только "специально обученный человек", или агент.
1

wayray
08.02.2017 09:40
Похоже, в Сбере и Тинькове самая высокая текучка
1

Viktor1969
08.02.2017 09:40
Куда тогда сотрудники-роботы, о которых активно поют?
0

MailW
08.02.2017 11:24
Работодатель жадный пошел, за январские праздники платить не хочет. Потому набирают в начале года, а не в конце.
0

Обучение

Материалы по теме