Агентство Fitch Ratings подтвердило 20 апреля долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Сбербанка, ВТБ, ВТБ 24, ВТБ Северо-Запад и Россельхозбанка на уровне «BBB». Кроме того, агентство подтвердило долгосрочные РДЭ трех европейских дочерних структур ВТБ, а также долгосрочные РДЭ Банка Москвы и Росагролизинга на уровне «BBB-». Fitch сохранило «негативный» — прогноз по долгосрочным РДЭ всех перечисленных организаций. Агентство понизило индивидуальный рейтинг Сбербанка с уровня «C» до «C/D» и ВТБ с «С/D» до «D». Агентство поместило индивидуальные рейтинги «C/D» трех европейских дочерних банков ВТБ под наблюдение в список Rating Watch — «негативный».
Подтверждение долгосрочных РДЭ Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка и Росагролизинга отражает высокую вероятность предоставления поддержки со стороны правительства России в случае необходимости, отмечает агентство. Государству принадлежит 60,3% обыкновенных акций Сбербанка и 77,5-процентная доля в ВТБ. Россельхозбанк и Росагролизинг находятся в 100-процентной государственной собственности и в значительной мере выполняют роль инструмента государственной политики. Подтверждение РДЭ российских и европейских дочерних структур ВТБ отражает высокую вероятность получения ими поддержки от ВТБ и в конечном итоге от российских властей в случае необходимости.
Подтверждение долгосрочного РДЭ Банка Москвы отражает мнение Fitch о высокой вероятности предоставления поддержки банку от города Москвы, если такая поддержка потребуется. Столица России в настоящее время напрямую владеет 44% в Банке Москвы и контролирует еще 15% через Столичную страховую группу.
Понижение индивидуальных рейтингов Сбербанка и ВТБ отражает текущее и потенциальное будущее ухудшение качества активов в существующей сложной операционной среде в России. Понижение рейтингов также учитывает умеренную способность абсорбировать убытки и тот факт, что в случае значительных потерь по кредитам им может потребоваться рекапитализация со стороны государства. Присваиваемые Fitch индивидуальные рейтинги отражают риски банка как отдельно взятой структуры и не учитывает потенциал внешней поддержки.
Показатели деятельности Сбербанка и ВТБ, вероятно, будут подвержены общим макроэкономическим тенденциям с учетом их позиций как крупнейших кредиторов в секторе. Проблемные кредиты, согласно отчетности, в настоящее время находятся на низком уровне, однако обесценение может скрываться за проводимой реструктуризацией, пока еще относительно непроверенными временем кредитными портфелями и недавним быстрым ростом (в случае ВТБ). Несмотря на недавний взнос в форме субординированного долга в Сбербанк в размере 500 млрд рублей со стороны Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) и в ВТБ в размере 200 млрд рублей со стороны Внешэкономбанка, способность абсорбировать убытки у Сбербанка и ВТБ является умеренной (хотя у Сбербанка она несколько выше ввиду более высокой капитализации и хорошего уровня прибыли до обесценения кредитов), а, значит, может потребоваться дополнительная рекапитализация. Fitch полагает, что государство сохраняет готовность и имеет ресурсы для того, чтобы предоставить новый капитал двум рассматриваемым банкам при необходимости, и это отражено в подтверждении их РДЭ. Позиции ликвидности двух банков в настоящее время являются комфортными, хотя ВТБ в несколько большей степени зависит от фондирования со стороны ЦБ РФ, и эта зависимость может усилиться в будущем ввиду потребностей в рефинансировании, связанных с предстоящими сроками погашения по средствам, привлеченным на финансовых рынках.
Помещение под наблюдение в список Rating Watch («негативный») индивидуальных рейтингов ВТБ Капитал, а также французской и австрийской структур ВТБ указывает на то, что эти рейтинги могут быть понижены после предстоящего полного рассмотрения агентством данных банков. Fitch полагает, что, с учетом нацеленности трех европейских дочерних банков ВТБ на рынки СНГ (прежде всего России), они могут быть подвержены многим из тех рисков, которым подвержена материнская структура в России.