В ФАС назвали меры для развития конкуренции на рынке банковских услуг

Дата публикации: 29.03.2017 20:30
3 395
Время прочтения: 3 минуты
Источник
Banki.ru

Основной причиной концентрации на банковском рынке РФ является ужесточение требований к банкам при допуске к оказанию услуг государству и в рамках государственных программ. Такое мнение высказал накануне заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, выступивший на съезде Ассоциации российских банков с докладом о состоянии конкуренции на рынке банковских услуг (текст опубликован в среду на сайте ФАС).

«Несмотря на наблюдающуюся тенденцию к сокращению числа банков, основной причиной концентрации является ужесточение требований к банкам (как правило, к размерам их собственного капитала) при допуске к оказанию услуг государству и в рамках государственных программ», — заметил чиновник, в то же время подчеркнув, что согласен с необходимостью очищения рынка от недобросовестных игроков.

По словам Кашеварова, ФАС поддерживает позицию Ассоциации российских банков и придерживается мнения о том, что размер капитала банка не характеризует его финансовую устойчивость и вместо капитала для оценки банков при их отборе в тех или иных целях целесообразнее использовать рейтинги от включенных в реестр ЦБ рейтинговых агентств.

Минфин не согласен с предложением использовать надзорную информацию Центробанка в качестве критерия при выборе кредитной организации для размещения средств госкомпаний. Об этом заявил журналистам в кулуарах съезда Ассоциации российских банков замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.

28.03.2017 12:39

По мнению ФАС, критерии отбора по размеру собственного капитала и иные преференции в пользу крупных и государственных банков стимулируют некоторых банкиров к недобросовестному поведению, особенно в кризисные периоды. Это подтверждается практикой правоприменения антимонопольных органов, которые, например, фиксируют случаи недобросовестной конкуренции на рынке вкладов граждан (агрессивное привлечение средств с последующим неисполнением заявленных условий по процентным ставкам в части пополнения).

Аналогичным образом использование этих критериев, по словам Кашеварова, побуждает региональные власти создавать преимущества крупным банкам, в том числе путем рекомендаций перехода на обслуживание для подконтрольных лиц.

В этой связи замглавы ФАС озвучил некоторые предложения, реализация которых, как полагают в антимонопольном ведомстве, будет способствовать развитию конкуренции на рынке банковских услуг. Так, по мнению антимонопольщиков, имеет смысл:

  • изменить в пользу конкуренции подходы к допуску банков к оказанию услуг государству и в рамках государственных программ;
  • использовать только конкурентные механизмы распределения субсидий для обеспечения льготного кредитования по примеру программы субсидирования автокредитования;
  • обеспечить равный доступ к информации федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, в том числе используя одинаковые условия и механизмы представления информации для всех банков;
  • исключить правовые условия, позволяющие доминирующим игрокам влиять на условия обращения услуг на рынке, в том числе изменив расчет среднерыночного значения полной стоимости кредита;
  • унифицировать правила приема онлайн-платежей через сайты федеральных органов исполнительной власти, порталы госуслуг и ГИС ЖКХ, обеспечив возможность оплаты со счетов любых банков;
  • стимулировать и развивать использование дистанционных каналов обслуживания, включая внедрение расширенных возможностей по удаленной идентификации клиентов на равных условиях.

При этом правоприменительная практика антимонопольных органов, как заявил заместитель руководителя ФАС России, может быть также сконцентрирована на действиях региональных властей, государственных внебюджетных фондов, в том числе при проведении отбора банков для размещения средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов (на предмет применения не предусмотренных законом требований к банкам и правил оценки заявок в интересах только крупных банков) и при доставке и перечислении гражданам социальных выплат (на предмет проведения не предусмотренных законом торгов на выбор банка для компенсации его расходов на осуществление этой деятельности, а также ограничения граждан в выборе банка для открытия банковского счета).

Доля государственного участия в российской банковской системе продолжает расти и сейчас превышает 50%. Об этом сообщил накануне заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, выступивший на съезде Ассоциации российских банков с докладом, посвященным результатам выборочного анализа состояния конкуренции на рынке банковских услуг за период с 2011 по 2016 год (текст опубликован в среду на сайте ФАС).

29.03.2017 19:52
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме