В Госдуму направлен законопроект о правовом регулировании отношений по синдицированному кредитованию. Текст соответствующего распоряжения правительства опубликован накануне на сайте Кабмина.
Законопроект был внесен Минфином России. Он был рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 15 июня.
Законопроект «направлен на устранение правовых неопределенностей в части регулирования договоров синдицированного кредита». Так, предполагается дополнить федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьей «Синдицированный кредит».
В комментарии к документу на сайте Кабмина отмечается, что долгосрочные инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским заемщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим потенциал роста. «Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и имеет потенциал развития», — подчеркивают авторы законопроекта.
По их словам, сдерживающими факторами долгосрочного кредитования являются слабость базы российских инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки пять — семь лет, необходимость надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надежных механизмов рефинансирования и финансового инструментария. Эти недостатки, по мнению инициаторов законодательных изменений, могут быть устранены путем использования современных схем финансирования, которые широко применяются на зарубежных рынках.
Так, классический синдицированный кредит на международном рынке представляет собой совокупность отдельных двусторонних кредитов, предоставленных синдикатом кредиторов одному заемщику на единых условиях. В каждом кредитном договоре может быть указан идентичный срок погашения обязательств заемщика и размер процентной ставки или могут быть предусмотрены различные условия для каждого конкретного транша по кредиту. Отношения участников синдиката и заемщика определены в едином документе — договоре синдицированного кредита. При этом каждый кредитор обладает индивидуальным правом требования к заемщику, а также несет индивидуальную обязанность по выдаче своей доли кредита. Все расчеты по предоставлению и возврату кредита производятся через кредитного агента, который действует от лица синдиката кредиторов на основании многостороннего договора, а управление обеспечением, которое предоставлено кредиторам, осуществляет управляющий залогом от своего имени и в интересах кредиторов.
Преимуществом синдицированного кредита по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями с точки зрения заемщика названо то, что «использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить трансакционные расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками».
Преимущества с точки зрения кредиторов: синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заемщиков и клиентов, дает положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заемщика.
С точки зрения участников вторичного рынка синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и получения прибыли, отмечается в комментарии к законопроекту.
Документом предусматриваются также изменения в ряд законодательных актов в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.
«Развитие синдицированного кредитования позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами», — заключают авторы законопроекта.