В Санкт-Петербурге 31 мая прошел Восьмой ежегодный съезд лизинговой отрасли России, темой которого стало повышение роли лизинга как механизма инвестиций для модернизации и технологического перевооружения всех отраслей экономики России. Съезд лизинговой отрасли России, организуемый Объединенной лизинговой ассоциацией, является центральным событием года и главным местом встречи руководителей российских лизинговых компаний. В съезде 2018 года приняли участие 173 делегата, представляющих 122 организации.
В рамках съезда лидеры индустрии обсудили вопросы господдержки и законодательного регулирования лизинговой отрасли, перспективы развития лизинговой инфраструктуры, особенности реализации реформы рынка лизинга и актуальные тренды отрасли. По результатам дискуссии была подготовлена резолюция, затрагивающая вопросы реформы лизинговой отрасли, введения новых правил учета ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям (НФО) и перевода их на единый план счетов (ЕПС), особенности внедрения электронного паспорта транспортного средства и актуализацию профстандартов лизинговой отрасли.
Открыл съезд президент Объединенной лизинговой ассоциации, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царев, который подвел итоги деятельности ассоциации за год, рассказал о состоянии и развитии лизинга сегодня, а также отметил основные драйверы и препятствия.
«Ежегодный съезд лизинговой отрасли России — это уникальная возможность для представителей индустрии встретиться на одной площадке, чтобы напрямую обсудить насущные вопросы. Лизинг сегодня — эффективный механизм поддержки российской промышленности и один из самых прозрачных инструментов проведения государственных субсидий. За годы своего существования отрасль стала эффективным механизмом поддержки бизнеса разного масштаба как на федеральном, так и на региональном уровне. На съезде собралась существенная часть лизингового рынка, и наша задача — обсудить, каким образом лизинговая индустрия поможет и дальше развивать экономику нашей страны», — отметил Царев.
«На данном этапе лизинговый рынок имеет большое значение для реализации задач обновления парка основных средств российских предприятий. Лизинг служит индикатором состояния экономики, наблюдается четкая взаимная корреляция между состоянием ВВП и климатом на лизинговом рынке. При этом события в лизинге происходят примерно на девять месяцев раньше. Основными направлениями роста по-прежнему остаются авиация, железнодорожный и автотранспорт. Однако в этом году наметилась новая тенденция: все активнее лизинговые инструменты стали использоваться региональными администрациями, включая региональные субсидии на развитие лизинга, льготные займы на первый взнос, льготные поручительства. При этом ни санкции, ни контрсанкции сильно на отрасль не повлияют. Действительно значимый фактор — общая динамика российской экономики. В целом рынок лизинга сегодня — один из самых «счастливых», — рассказал президент АО «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков.
«За 2017 год рост по продажам составил 12,4%, по внутреннему производству — 19%, если говорить о конкретном количестве — это 1,48 миллиона и 1,53 миллиона единиц транспортных средств соответственно. Мы ожидаем, что в текущем году эта положительная тенденция продолжится. За четыре месяца рынок прибавил 20%, было продано 545 тысяч автомобилей, при этом доля автомобилей российского производства составила 85,9%. Показатель в 80%, установленный стратегией развития автомобильной промышленности до 2020 года, уже перевыполнен, во многом благодаря льготной поддержке. За четыре месяца по льготным программам автокредитования и лизинга реализовано 117 тысяч автомобилей: каждый пятый автомобиль сегодня продается с государственной поддержкой. По лизинговым программам уже продано порядка 17 тысяч автомобилей. В основном это коммерческая техника», — поделился статистикой Григорий Цыба, заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ.
Вторая часть съезда была посвящена обсуждению лизинговой реформы. В рамках секции выступили представители ЦБ РФ, Минфина России, Государственной думы и лизинговых компаний, которые обсудили ФЗ «О лизинге», изменения в Гражданском кодексе, ФСБУ «Аренда», расчет капитала лизинговых компаний, налог на имущество и переход на единый план счетов.
По итогам съезда участниками была разработана резолюция, основными положениями которой стали следующие пункты:
1. Участники съезда отмечают, что не видят целесообразности во введении административного регулирования на лизинговом рынке, особенно без одновременного формирования соответствующей законодательной базы в сфере гражданского и налогового права.
2. Просим инициаторов реформы, Министерство финансов РФ и ЦБ РФ, проводить обсуждение изменений в законодательство о лизинге и в ГК РФ для конкретизации объекта регулирования с привлечением лизинговых ассоциаций, а введение административного регулирования для лизинговой отрасли осуществлять не ранее формирования законодательной базы в сфере гражданского права.
3. Просим Министерство финансов при разработке ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды» рассмотреть возможность ввести упрощенный порядок учета сделок финансового лизинга и аренды, приравняв его к услуге для лизингополучателей сегмента «микро- и малые предприятия»; лизинговые сделки, заключенные до вступления в силу новых стандартов бухгалтерской отчетности, в целях обеспечения стабильности гражданского оборота должны регулироваться по правилам, существовавшим на момент заключения таких лизинговых сделок.
4. Просим инициаторов реформы не относить лизинговые компании к НФО и не вводить для них единый план счетов. Дополнительная прозрачность отрасли может быть достигнута с применением действующих правил учета, особенно с введением новых правил ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды».
5. Поддержать направленное в Министерство внутренних дел Российской Федерации письмо, которое обращает внимание данного государственного органа на проблемы, выявленные в процессе изучения нормативно-правовых актов по вопросам внедрения ЭПТС.
6. Проводить систематический мониторинг развития ситуации по реформированию лизинговой отрасли и внесению изменений в гражданское законодательство, после проведения соответствующих изменений в нормативно-правовой базе вернуться к процессу разработки профстандартов и квалификационных требований.
7. Поддержать указание лизинга в качестве важного направления финансирования МСП и включение его в связи с этим в государственные и муниципальные программы субсидирования сделок МСП. Поддержать установление количественных нормативов, связанных с предметами лизинга, переданными МСП в течение года, как важного фактора роста доступности и распространенности лизингового финансирования МСП и финансовой поддержки МСП в целом. Предложить засчитывать объем кредитов, выданных банками лизинговым компаниям и потраченных последними для сделок с МСП, для целей выполнения нормативов финансирования МСП.