Для анализа использованы данные 230 тыс. клиентов из 74 регионов России, получивших микрозаймы в России в 2020 году.
Среднестатистический портрет заемщика микрофинансовой компании выглядит так: гражданин от 25 до 35 лет, работает по найму, образование среднеспециальное, уровень дохода ниже 30 тыс. рублей в месяц, в браке, есть дети, живет в собственном жилье отдельно от родителей, не имеет автомобиля.
Чаще всего за микрозаймами обращаются представители рабочих профессий: водители, сварщики, слесари, уборщицы, дворники, санитарки, бухгалтеры, парикмахеры, пекари, газоэлектросварщики, медсестры.
Самые редкие профессии среди заемщиков МФО — певицы, бортпроводники, промышленные альпинисты, хореографы, аварийные комиссары, кинологи.
По данным компании ФИНТЕРРА, наибольшую долю клиентов составляют женщины — 63% заемщиков. Мужчины берут микрокредиты реже и составляют 37% от общего числа клиентов. Перевес в доле клиентов легко объясним гендерными ролями: в России женщины занимаются содержанием и воспитанием детей, покупают продукты, планируют семейный бюджет. Кроме того, женщины склонны к импульсивным покупкам. В целом микрофинансовые займы позволяют получить небольшую сумму на небольшой срок и используются на текущие расходы, которыми обычно в большинстве семей распоряжаются как раз женщины.
Среди заемщиков 86 % имеют детей, и 14% клиентов не имеет детей. Примерно равными долями представлены клиенты, состоящие в браке, — 38%, и холостые/незамужние — 32%, состоящие в постоянных отношениях без оформления брака составляют 13% от общего числа заемщиков, остальные находятся в разводе.
Чаще всех берут кредиты россияне от 26 до 45 лет — 51% заемщиков приходится на этот возраст. В 2020 году работоспособная группа населения оказалась в ситуации, когда многие потеряли работу, либо им пришлось менять место работы, у многих доходы резко снизились, и понадобилось экстренно решать финансовые вопросы. Поэтому микрофинансовые займы оказались хорошим выходом для многих — решение о выдаче займа принимается быстро, требуется минимум документов, и одобрение могут получить клиенты без официального дохода или с неофициальным трудоустройством.
Пенсионеры старше 66 лет обращаются за займами реже молодых пенсионеров: граждане от 56 до 65 лет составляют 18% заемщиков, а на долю высоковозрастных клиентов старше 66 лет микрофинансовых компаний приходится 8%.
«Микрофинансовые компании отличаются большей гибкостью в оценке платежеспособности клиента, большим оптимизмом в принятии решений, поэтому микрофинансовые займы эффективны там, где банковские системы не работают, и актуальны для тех клиентов, которые не интересны банкам», — комментирует генеральный директор ООО МКК «ФИНТЕРРА» Сергей Тараскин.
В 2020 году рост онлайн-услуг ФИНТЕРРА составил 30% ежемесячно, но при этом компания активно развивала и сеть офисов — открыто в два раза больше офисов и точек продаж по сравнению с 2019 годом. Несмотря на пандемию и некоторый спад спроса на рынке микрокредитов в первые кварталы 2020 года, компания продолжает расти.
«В целом ситуация оказалась сложнее прогнозов экономистов, и уровень жизни снизился сильнее, чем ожидалось. В весенние и летние месяцы нам приходилось гибко подстраиваться под новые вызовы экономики — мы очень быстро перестроили работу сотрудников, перевели на дистанционный формат работы, обеспечив оборудованием, организовали дистанционное взаимодействие отделов.
Очень важно в этих сложных условиях было не потерять качества предоставляемых услуг, предоставлять полную и ясную информацию клиентам, не снижать скорость работы, точно оценивать кредитные риски. Мы с этой задачей справились.
Мы рассматриваем этот период как ценный опыт, который дал нам умение работать в новой ситуации. Подобного еще в нашей практике не было. Опыт работы в условиях пандемии положительно сказался на усовершенствовании бизнес-процессов и еще больше сплотил наш коллектив. Мы усилили свои позиции в онлайне, одновременно расширяя сеть офисов. Одним из наиболее перспективных для нас регионов стал Краснодарский край» — рассказал Сергей Тараскин.
Источник: финтерра.рф
Комментарии