В целях осуществления кредитными организациями надлежащего и своевременного уведомления антимонопольного органа о заключенных соглашениях в соответствии с обязанностью, установленной федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), ФАС России считает необходимым дать следующие разъяснения.
Согласно Закону о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением соглашений, указанных в пунктах 1—7 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции.
Понятие финансовой организации
В пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции раскрывается понятие финансовой организации. Финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Таким образом, хозяйствующий субъект, не являющийся финансовой организацией в понимании Закона о защите конкуренции, не обязан уведомлять антимонопольный орган о достигнутых им соглашениях с иными хозяйствующими субъектами.
Иногда в целях установления необходимости уведомление антимонопольного органа о достигнутом соглашении финансовая организация вынуждена определить, является ли вторая сторона соглашения (либо хотя бы один из иных участников соглашения) финансовой организацией.
В таком случае финансовая организация может запросить у второй стороны соглашения (иных участников соглашения) информацию о том, является ли вторая сторона соглашения (иные участники соглашения) финансовой организацией в понимании Закона о защите конкуренции.
В случае если вторая сторона соглашения (иные участники соглашения) в ответе на запрос указала, что не является финансовой организацией в понимании Закона о защите конкуренции, то уведомлять антимонопольный орган о достижении указанного соглашения не требуется.
Определение минимальной величины стоимости активов финансовой организации
В соответствии с пунктом 6 постановления правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 года № 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля» величина стоимости активов кредитной организации по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения между финансовыми организациями, превышение которой является основанием для направления в антимонопольный орган уведомления в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, установлена в размере 390 млрд рублей.
Одновременно, пунктом 4 постановления правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 года № 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля» установлены величины стоимости активов финансовых организаций по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения между финансовыми организациями, превышение которых является основанием для направления в антимонопольный орган уведомления в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, финансовые организации обязаны уведомлять антимонопольный орган о достигнутом между собой соглашениях только в том случае, если величина стоимости активов хотя бы одной из них превышает установленную правительством Российской Федерации величину. При этом уведомление о достигнутом соглашении в указанном случае должна направить в антимонопольный орган каждая участвующая в указанном соглашении финансовая организация.
Вместе с тем финансовая организация обязана направить в антимонопольный орган уведомление о соглашении, достигнутом в письменной форме между ней и федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации вне зависимости от величины стоимости собственных активов.
Соблюдение формы уведомления
Форма уведомления о соглашении финансовой организации установлена приказом ФАС России от 25 июня 2007 года № 184 «Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации».
Одновременно ФАС России обращает внимание, что приказом ФАС России от 4 февраля 2009 года № 65 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 25 июня 2007 года № 184 «Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации» с 3 апреля 2009 года утверждена новая форма уведомления о соглашении финансовой организации.
Предоставление необходимых документов и сведений
В соответствии с частью 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции к уведомлению прилагаются следующие документы:
1) копия соглашения в письменной форме с приложениями;
2) сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности.
Сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности могут быть представлены в произвольной форме, в том числе в виде справки или непосредственно в тексте уведомления.
Следует отметить, что сведения об основных видах деятельности и доходах от основных видов деятельности представляются по каждому лицу, достигшему соглашения.
В соответствии с пунктом 3.33 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, утвержденного приказом ФАС России от 31 октября 2007 года № 356 (далее — Регламент 356), при невозможности финансовой организации в полной мере представить документы и сведения они предоставляются в имеющемся объеме, указываются причины невозможности получения заявителем соответствующих документов и сведений, а также указывается, где эти документы и сведения могут быть получены.
При невозможности представления точной информации представляется оценочная информация с указанием «оценочно», а также с указанием источников получения такой информации и использованных методов оценки.
Согласно пункту 3.36 Регламента 356 уведомление считается представленным со дня его представления в антимонопольный орган со всеми документами либо со дня представления финансовой организацией сведений о причинах, объясняющих невозможность для финансовой организации получения указанных документов.
Документы и сведения представляются на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче уведомления. Документы представляются в надлежащим образом заверенных копиях. Сведения представляются в прошитом виде, заверенные печатью и подписью руководителя заявителя.
Достаточно распространенной позитивной практикой является направление одной стороной соглашения другой стороне соглашения (иным участникам соглашения) запроса о предоставлении необходимых сведений (информации о величине стоимости активов; сведений об основных видах деятельности и доходе от основных видов деятельности участника соглашения). В случае своевременного получения финансовой организацией указанных сведений, они предоставляются в антимонопольный орган, а в случае неполучения указанных сведений антимонопольный орган направляет иным сторонам соглашения соответствующий запрос.
Направление уведомления в соответствующий территориальный орган
В соответствии с пунктом 3.26 Регламента 356 в случае, если соглашение действует на территории, подведомственной одному территориальному органу ФАС России, уведомление о соглашении представляется в соответствующий территориальный орган ФАС России. В остальных случаях уведомление представляется в ФАС России.
В соответствии с пунктом 3.35 Регламента 356 уведомление вместе с документами направляется в антимонопольный орган следующими способами:
— доставка заявителем лично;
— доставка курьером под расписку;
— направление заказным письмом с уведомлением о вручении.
Соблюдение срока уведомления
Частью 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции установлена обязанность лица, достигшего соглашения в письменной форме, уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в течение 15 дней со дня его достижения.
Уведомление, доставленное в антимонопольный орган нарочным в последний день установленного срока представления уведомления до часа, когда в антимонопольном органе по установленным правилам прекращается рабочий день, либо сданное в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня указанного срока, считается представленным в срок.
Необходимо отметить, что частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также за нарушение установленных антимонопольным законодательством России порядка и сроков подачи уведомлений предусмотрено наложение административного штрафа.
Рассмотрение антимонопольным органом поступившего уведомления
Согласно пункту 3.40 Регламента 356, антимонопольный орган рассматривает уведомление с приложенными документами и сведениями в течение тридцати дней с даты поступления всех необходимых для рассмотрения заявления документов и сведений.
В случае отсутствия необходимых документов и сведений, а также сведений о причинах, объясняющих невозможность их представления, либо о недоступности их для заявителя уведомление не считается поступившим, и антимонопольный орган уведомляет финансовую организацию об этом.
В соответствии с пунктом 3.41 Регламента 356 срок рассмотрения уведомления может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на три месяца.
Срок рассмотрения может быть продлен в связи с:
а) запросом информации, необходимой для рассмотрения уведомления;
б) необходимостью получения разъяснений отдельных положений соглашения, о котором представлено уведомление;
в) иными обстоятельствами.
В случае если соглашение содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, антимонопольный орган возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Предоставление сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, предоставление недостоверных сведений (информации)
Необходимо отметить, что частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) предусмотрено наложение административного штрафа.
Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения
Вместе с тем необходимо отметить и то, что согласно части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц либо их дисквалификацию, а также наложение административного штрафа на юридических лиц.
При этом необходимо отметить, что согласно примечанию к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:
— на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
— лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;
— представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.
Николай КОВАЛЕНКО, заместитель начальника отдела рынка банковских услуг управления контроля финансовых рынков ФАС России