— Значение закона, регламентирующего деятельность коллекторских агентств, сильно преувеличено. Вряд ли произойдут какие-то существенные изменения: стандарты, прописанные для субъектов коллекторской деятельности в документе, и те, которые предстоит выработать саморегулируемым организациям, уже во многом зафиксированы существующими коллекторскими объединениями и являются своего рода минимальным «джентльменским набором» для выхода на рынок взыскания долгов по кредитам физических лиц.
Полномочия, которые вроде бы должны появиться у субъектов коллекторской деятельности (получение информации от госорганов и т. д.), на поверку оказываются ограничены тайнами, предусмотренными законодательством (коммерческая, налоговая, тайна следствия, ограничения, связанные с персональными данными).
В результате коллекторы могут получить сведения, которые и сейчас открыты. Нынешняя версия законопроекта предусматривает разрешение передавать коллекторам сведения, составляющие банковскую тайну, но дело в том, что такая передача осуществляется на протяжении последних 5—6 лет, несмотря на формальное нарушение.
Что касается введения штрафов для коллекторов (2,5—5 тыс. рублей), то для них страшна не административная ответственность, а скорее возможность отказа крупного клиента-кредитора от сотрудничества. Это происходит и сейчас при нарушении сложившихся правил игры.
Недобросовестные взыскатели с принятием закона не уйдут, а легко мимикрируют под юристов или будут использовать схемы выкупа задолженности, чтобы ограничения, распространяющиеся на субъекты коллекторской деятельности, их не касались.
Работая над законом, коллекторскому сообществу нужно помнить, что развитие этой деятельности во многом с ним не связано. Гораздо важнее совершенствование методик, а также образовательная и имиджевая (PR) работа, к которой я отношу адекватные ответы на различные вызовы, например на критику Роспотребнадзора, которая с принятием закона вряд ли прекратится.