Компания Frank Research Group в 2009 году запустила ежеквартальное исследование рынка кредитов наличными во всех 80 регионах России (Ненецкий автономный округ исследуется в рамках Архангельской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа — в рамках Тюменской области). Результаты основываются на данных ЦБ, расчетах Frank RG и экспертных оценках.
Кредиты наличными — крупнейший сегмент розничного кредитования: по результатам I полугодия 2009 года на его долю пришлось 44% всей задолженности физических лиц, что в денежном выражении составило 1,7 млрд рублей. Высокая популярность кредитов наличными обусловлена как удобством для заемщиков(полученные деньги можно потратить на любые цели), так и относительной простотой построения бизнес-процессов для банков (по сравнению с автокредитованием и ипотекой). Для большинства банков кредит наличными является ключевым розничным кредитным продуктом, что является причиной присутствия в этом сегменте большого количества активных игроков и, как следствие, высокой конкуренции. Причем конкуренция уже давно вышла за рамки больших городов: вплоть до осени 2008 года федеральные банки активно развивали свои сети и осваивали регионы со средним и низким уровнем доходов населения. В этой связи, для принятия взвешенных решений крайне важно понимать локальную специфику в каждом из регионов, где ведется бизнес. А различия между отдельными регионами могут быть существенными, что подтвердило исследование Frank Research Group.
Доля кредитов наличными в регионах варьируется значительно: от 30% в Ленинградской области до 93% в Чеченской Республике. Наибольшая доля кредитов наличными от общего розничного портфеля выявлена в прикавказских республиках, на Дальнем Востоке и в депрессивных регионах европейской части России. На Кавказе и в других депрессивных регионах высокая доля кредитов наличными связана с низким уровнем развития рынка розничного кредитования по сравнению с благополучными регионами. Целые сегменты целевого кредитования, такие как автокредиты, ипотека и иногда даже POS-кредиты (товарные кредиты в магазинах), не развиты должным образом, и потенциальный спрос на них замещается наличным кредитованием. Особенно это отставание заметно в прикавказских республиках, где реально розничным кредитованием занимаются всего 4—8 банков. На Дальнем Востоке положительный эффект для кредитов наличными дает особенность локального рынка автомобилей. Существенное смещение в сторону подержанных японских машин, в сравнении со среднероссийской структурой автомобильного рынка, затрудняет развитие автокредитных программ, ориентированных в первую очередь на новые автомобили. А потенциальный спрос на автокредиты удовлетворяется именно за счет наличного нецелевого кредитования (см. таблицу 1).
Таблица 1. Регионы с наибольшей долей розничных кредитов, приходящейся на кредиты наличными
|
Регион |
Портфель кредитов наличными, млрд. руб. |
Доля кредитов наличными в розничном кредитном портфеле |
1 | Чеченская Республика |
1,4 |
93% |
2 | Республика Ингушетия |
0,8 |
75% |
3 | Республика Алтай |
3,7 |
69% |
4 | Сахалинская область |
8,3 |
68% |
5 | Республика Калмыкия |
3,1 |
68% |
6 | Амурская область |
13,8 |
66% |
7 | Республика Дагестан |
4,8 |
64% |
8 | Камчатский край |
4,3 |
64% |
9 | Еврейская автономная область |
2,1 |
63% |
10 | Республика Тыва |
4,2 |
61% |
11 | Орловская область |
7,5 |
60% |
12 | Забайкальский край |
16 |
60% |
13 | Чукотский автономный округ |
0,5 |
60% |
14 | Республика Адыгея |
3,6 |
58% |
15 | Республика Саха |
12,8 |
58% |
Наименьшая доля кредитов наличными наблюдается в экономически благополучных регионах России с высокой долей урбанизации, где хорошо развиты сегменты ипотечного и автомобильного кредитования (см. таблицу 2).
Таблица 2. Регионы с наименьшей долей розничных кредитов, приходящейся на кредиты наличными
|
Регион |
Портфель кредитов наличными, млрд. руб. |
Доля кредитов наличными в розничном кредитном портфеле |
67 | Челябинская область |
45,5 |
44% |
68 | Курганская область |
7,6 |
44% |
69 | Свердловская область |
58,3 |
43% |
70 | Республика Коми |
11,4 |
43% |
71 | Красноярский край |
44,8 |
43% |
72 | Чувашская Республика |
11,5 |
43% |
73 | Владимирская область |
11,3 |
43% |
74 | Санкт-Петербург |
86,2 |
42% |
75 | Тверская область |
10,2 |
42% |
76 | Тюменская область |
72,6 |
41% |
77 | Новосибирская область |
35,2 |
39% |
78 | Московская область |
95,8 |
39% |
79 | Республика Хакасия |
5,2 |
36% |
80 | Ленинградская область |
9,6 |
30% |
Если взглянуть на рейтинг регионов по величине рынка кредитов наличными, то, как можно было предположить, он в значительной степени повторит рейтинг регионов по величине общего рынка розничного кредитования: самые большие портфели сконцентрированы в финансовых и промышленных центрах (см. таблицу 3).
Таблица 3. Регионы с крупнейшими розничными портфелями и портфелями кредитов наличными
|
Розничные кредиты |
млрд. руб. |
Кредиты наличными |
млрд. руб. |
1 | Москва |
541 | Москва |
262 |
2 | Московская область |
238 | Московская область |
96 |
3 | Санкт-Петербург |
200 | Санкт-Петербург |
86 |
4 | Тюменская область |
174 | Тюменская область |
73 |
5 | Свердловская область |
131 | Свердловская область |
58 |
6 | Краснодарский край |
103 | Самарская область |
56 |
7 | Красноярский край |
102 | Краснодарский край |
53 |
8 | Челябинская область |
101 | Кемеровская область |
47 |
9 | Самарская область |
101 | Челябинская область |
45 |
10 | Татарстан |
91 | Красноярский край |
45 |
Ключевым каналом продаж кредитов наличными, в отличие от других видов кредитования, являются отделения банков. Поэтому банки с развитой сетью имеют существенное конкурентное преимущество на этом рынке. Результаты исследования Frank RG это подтверждают: по данным на 1 июля 2009 года в пятерку лидеров вошли банки, владеющие самыми масштабными розничными сетями: Сбербанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Банк Москвы и Росбанк (см. таблицу 4). Их суммарный портфель кредитов наличными составил 55% всего рынка.
Таблица 4. Крупнейшие банки на рынке кредитов наличными
Банк |
|
|
Доля рынка |
млрд. руб. |
Сбербанк |
80 |
10 тыс. |
36% |
262 |
ВТБ24 |
68 |
418 |
9% |
96 |
Россельхозбанк |
78 |
1,3 тыс. |
4% |
86 |
Банк Москвы |
49 |
406 |
3% |
73 |
Росбанк |
59 |
670 |
3% |
58 |
Сбербанк и Россельхозбанк является единственными банками, присутствующими во всех 80 регионах. При этом почти везде Сбербанк является локальным лидером: только в Чеченской республике он уступил первенство Россельхозбанку. Однако, несмотря на огромную розничную сеть (см. таблицу 4), Россельхозбанк занимает лишь 3 место по величине портфеля. На втором месте находится ВТБ24, показавший в I полугодии 2009 года рекордный рост портфеля — на 8% — благодаря агрессивной маркетинговой политике и конкурентоспособным продуктовым предложением. Банк Москвы и Росбанк, с еще более скромным региональным покрытием — в 49 и 59 регионов, занимают 4 и 5 места. Большинство банков не ставят целью построить офисы во всех регионах России
Но несмотря на масштаб бизнеса, федеральные банки, безусловно, доминируют далеко не во всех субъектах федерации. В ряде регионов довольно успешно с банковскими гигантами конкурируют локальные игроки (см. таблицу 5).
Таблица 5. Наиболее успешные локальные банки.
Банк |
Регион |
Место в рейтинге |
Локальная доля рынка |
Ханты-Мансийский Банк | Тюменская область |
2 |
15% |
АК БАРС | Татарстан |
2 |
13% |
Читапромстройбанк | Забайкальский край |
2 |
7% |
Азиатско-Тихоокеанский банк | Амурская область |
3 |
7% |
Муниципальный Камчатпрофитбанк | Камчатский край |
5 |
6% |
Ухта-Банк | Республика Коми |
4 |
5% |
АК БАРС | Марий Эл |
5 |
5% |
УБРиР | Свердловская область |
3 |
5% |
Челиндбанк | Челябинская область |
4 |
5% |
Центр-Инвест | Ростовская область |
3 |
4% |
Инвесткапитал | Башкортостан |
4 |
4% |
Ноосфера | Республика Алтай |
4 |
4% |
Банк Хакасии | Республика Хакасия |
5 |
4% |
Примсоцбанк | Приморский край |
5 |
4% |
Баренцбанк | Мурманская область |
5 |
3% |
Хлынов | Кировская область |
5 |
3% |
ФИА-Банк | Самарская область |
4 |
3% |
Ключевыми преимуществами локальных банков являются высокая узнаваемость бренда в регионе, выстроенные отношения с администрацией и руководством крупных предприятий, большой пул зарплатных клиентов и развитая локальная розничная сеть. Кроме того, местные игроки лучше разбираются в специфики своего региона и имеют возможность принятия более оперативных решений по сравнению с федеральными банками.
*Оценка региональной структуры сегментов рынка розничного кредитования крайне затруднительна