Юлия Нагорная, корреспондент ИА «Банки.ру»:
«Потеря документов – обстоятельство неприятное. Притом сегодня это не столько связано с потерей времени на их восстановление, сколько с опасениями стать обладателем кредитных обязательств. Герой нашего сюжета – москвич Денис Насонов».
Денис Насонов:
«В октябре 2012 года в магазине «Икеа» я потерял портмоне с документами. Там был паспорт, документы на машину, карточки и какое-то количество денег. На следующий день, обнаружив пропажу, я пришел в УВД «Хамовники», написал заявление об утере документов, объяснительную, получил талон. Достаточно быстро в отделении УФМС по месту жительства я написал заявление на новый паспорт, и 1 ноября 2012 года мне выдали новый паспорт».
Только вот радоваться было рано. Спокойная жизнь Дениса продолжалась недолго.
Денис Насонов:
«Спустя примерно месяц после получения нового паспорта мне пришла досудебная претензия из банка, без указания номера кредита, еще какой-то информации, просто с требованием вернуть деньги, которые я брал в банке».
Конечно же, никаких денег Денис в банке не брал. И клиентом Бинбанка никогда не был. Кроме контактных данных сотрудника банка и указания суммы долга – около 165 тысяч рублей – информации в документе не было.
Денис Насонов:
«Спустя какое-то время мне на мобильный телефон начали поступать звонки с угрозами и достаточно жесткими требованиями вернуть долг. Я пытался позвонить в банк, чтобы прояснить эту ситуацию. Это ни к чему не привело».
Денис рассказал нам, что с подобной проблемой столкнулся впервые. Раньше ему никогда не приходилось выяснять отношения с банками. Как вести себя в таком случае, он не знал. Поскольку на руках имелись все документальные подтверждения того, что на дату оформления кредита старый паспорт был недействителен, сомнений в мирном разрешении вопроса у Дениса не было. Документы он предоставил сотрудникам банка, но тон общения не менялся. Требования погасить долг продолжались.
Денис Насонов:
«Когда я пытаюсь звонить в банк, порой сотрудники просто бросают трубку. Ведут себя очень грубо».
Если верить Денису на слово, сотрудники банка не стремились помочь ему в решении проблемы. Обычно в таких случаях предлагают сверить подписи в договорах, провести внутреннее расследование.
Денис Насонов:
«Я не приезжал в отделение банка, поскольку банк, наверное, не был в этом заинтересован. А я не знал, что нужно это сделать. В итоге оказалось, что моих действий недостаточно, чтобы ситуация разрешилась. В какой-то момент была написана досудебная претензия на имя председателя правления банка, в которой в письменной форме была описана ситуация. Она была отправлена на почту банка с просьбой разобраться и принять меры, так как запугивание людей, родителей в возрасте – это крайне неприятная история».
На претензию банк ответил, сообщив, что без оснований кредитный договор закрыть нельзя. Поскольку банк сам обратился в полицию, Денису предложили ждать результатов расследования. А между тем дело дошло до суда. Денис Насонов отнесся к этому спокойно, так как был абсолютно уверен в своей правоте.
Денис Насонов:
«Я принял решение не обращаться к адвокатам, поскольку для меня ситуация была очевидна. Я потерял документы, кредит я не брал, в документах, которые прислал мне банк, не моя фотография».
Денис как мог отстаивал свою позицию, считал, что его аргументы бесспорны и исход дела очевиден. Но решение суда его крайне удивило.
Денис Насонов:
«Спустя семь судебных заседаний суд принял решение не в мою пользу. Судья принял решение взыскать с меня 205 тысяч в пользу банка. Несмотря на то что я предоставил суду копию дела из УФМС, что на момент подачи анкеты заявителя мой паспорт был недействителен».
В разрешении подобных споров большую роль играют юридические тонкости. Есть смысл полагать, что герою надо было доказывать не то, что паспорт был недействителен на момент заключения кредитного договора, а то, что он НЕ подписывал договор.
Константин Костенко, начальник юридического отдела ИА «Банки.ру»:
«Суд рассмотрел приложенные героем документы, которые подтверждают, что он не участвовал в отношениях с банком по кредитному договору. Суду этого было недостаточно, так как герой не доказал, что не подписывал договор своей рукой».
Або Пугоев, первый заместитель директора департамента безопасности Бинбанка:
«Если бы на момент проведения проверки материалов правоохранительными органами клиент не отказался от взаимодействия с полицией, приехал бы и провел эту экспертизу, написал бы три-четыре строчки от руки, то сотрудники полиции установили бы, что лицо, которое подписывало договор, и Денис Насонов являются разными лицами. Это было бы основанием для банка списать эту задолженность».
Крылатое выражение «лучше поздно, чем никогда» не всегда уместно. К большому сожалению, Денис Насонов обратился за помощью к порталу Банки.ру, когда по его делу уже было вынесено судебное решение. Сейчас шансы не слишком высоки, но надежда на справедливость все же есть.
Разумеется, мы спросили представителей Бинбанка, как продвигается дело в решении проблемы Дениса. Но больше всего нас волнует другой вопрос – почему мошенникам удается оформлять кредиты на чужие паспорта? Почему у банка это не вызывает подозрений?
Або Пугоев, первый заместитель директора департамента безопасности Бинбанка:
«Если сейчас речь идет о документе, удостоверяющем личность, единственный источник для проверки данных для кредитных организаций – это база данных УФМС. Там есть перечень паспортов, которые на текущий момент являются недействительными. К сожалению, актуальность этого ресурса оставляет желать лучшего. Если человек теряет паспорт и сообщает об этом в уполномоченные органы, то информация на этом ресурсе появляется в лучшем случае через полгода».
Сейчас Денис Насонов готовится оспаривать судебное решение, а Бинбанк начал повторную проверку по данному делу. Радует то, что в этот раз все действия выполняются согласованно. Ведь, по сути, интерес и у банка, и у клиента один – доказать наличие мошеннических действий со стороны третьих лиц.
Юлия Тузовская, заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка:
«Банк заинтересован в разрешении ситуации, банк не заинтересован держать на балансе проблемный актив. Мы не менее клиента заинтересованы в решении проблемы. Поэтому мы сами инициировали заявление в правоохранительные органы».
Або Пугоев, первый заместитель директора департамента безопасности Бинбанка:
«Мы повторно обратились с заявлением в правоохранительные органы. Нужно приехать по приглашению следователя в правоохранительные органы, провести экспертизу, чтобы банк получил основания списать заложенность».
В данный момент и Бинбанк, и Денис Насонов, и мы ожидаем ответа из ОМВД России по Басманному району города Москвы на заявление, поданное банком. Очень надеемся, что проблема все же решится и результат устроит обе стороны.
Юлия Нагорная, Георгий Худадян, Banki.ru
Комментарии
Когда берешь кредит, в банке остаются ксерокопии документов, обычно это паспорт и некий второй документ с фотографией, остается фотка вебкамерой, разные контактные телефоны. Не говоря уже о записях камер видеонаблюдения. Юристы банка привычно отжали денег у клиента, да и все. Сумму долга надо списывать у операциониста, который принял документы на кредит у постороннего лица, не сверил фотографию. А ответственность этих кредитных операционистов страховать. И все будет ОК.
У нас были те же вопросы. Но представители Бинбанка считают, что в подобном случае следует исключить вероятность сговора владельца документа с мошенником. И главный документ, регулирующий отношения с банком - это договор. А согласие с условиями договора выражается в подписи. Соответственно нужно доказать, что подпись герою не принадлежит.
Это был наш первый вопрос к герою. Но за свой счет он отказался проходить эту процедуру.