Елена Ищеева: Легенда банковской индустрии Александр Гафин сегодня у меня в гостях. Александр Дмитриевич, я вас приветствую на портале Банки.ру.
Александр Гафин: Спасибо огромное!
– Мы до вас доехали наконец-то.
– Я с удовольствием пришел к вам на встречу. Потому что ваш портал – популярнейший. Банки.ру я начинаю с утра смотреть. Поэтому долгожданная встреча.
– Вы знали, куда вы идете.
– Конечно.
– Александр Дмитриевич, вы на сегодняшний день больше в России или больше в Латвии?
– На сегодняшний день больше в России, но это связано не с тем, что я вернулся назад. Просто сейчас, в период турбулентности в экономике, особенно в банковском секторе. И, конечно, много времени приходится бывать в России для того, чтобы сгладить некоторые углы.
– Когда вы находитесь вдалеке от России, большое видится на расстоянии. Как воспринимается все, что происходит сегодня с нашим банковским сектором? Вы же как рыба в воде, вы же «Альфу» поднимали. Поэтому рыба не случайно стоит на столе. Как это видится на расстоянии?
– Красивые рыбки. И офис очень красивый, что меня порадовало. По поводу нашей экономики и всего, что связано с банковской системой российской. Безусловно, это сложнейший сейчас период, особенно для крупных государственных банков, на которых подействовали эти санкции. Огромный отток денег из страны, особенно в том числе и от физических лиц. Конечно, это такое испытание. Надеюсь, что это испытание российская банковская система сможет пройти успешно. Но проблем, конечно, много.
– Слушайте, весь мир нас жалеет. Мы такие нищие, до сих пор необустроены. А я, видя, какие потоки курсируют вот сейчас в одном направлении. Вот почему такое ощущение, что в стране все плохо, нестабильно? И что мы до сих пор не сильно отошли от советских времен? Вы же знаете, что богатых людей много. Вы же знаете, что средний класс поднимается. Если средства уходят, они уходят не из одних только рук. Ведь это пул людей расширяется.
– Безусловно. Смотрите, как мы живем. Я сейчас говорю про крупные города. Москва, Петербург, и многие другие. В дома невозможно заехать, такое количество машин, что стоянок не хватает. Посмотрите, как наши люди одеты. Сколько времени они проводят за границей и в турпоездках в Египет, в Таиланд. Посмотрите строительные рынки, индустрия строек. Какое количество продается высококачественного материала. Безусловно, за эти годы грех жаловаться, экономический скачок колоссальный. Другое дело, что можно было сделать более грамотные инвестиции, связанные со средним бизнесом, осуществлением всяких инфраструктур, дорог реконструкции, вокзалов, транспортной сети. Но, в принципе, нельзя сказать, что у нас экономика стоит на краю. Да, сейчас есть проблемы. Но эти проблемы объективные. Вот мы сейчас ощущаем в латвийских, в частности, банках, особенно перед Новым годом, огромный поток денег, который хлынул с частных счетов на Запад.
– Сразу спрашиваю: это страх? Мы побежали? Или мы готовим некий плацдарм? Мы – это думающий средний класс.
– Совершенно верно. Вот люди, которые уже прошли несколько кризисов, понимают, что их состоянию грозят какие-то угрозы. Что много недосказанного есть. Слухи поползли, что в марте месяце могут закрыть официальный вывоз капитала за границу на свои же счета. Я не говорю про какие-то «серые» и «черные».
– Открытие счетов могут запретить за границей?
– Нет, в том числе и открытие счетов.
– А как? Законом разрешено.
– Отчетность более жесткая отчетность по счетам за границей. И просто, чтобы не было оттока денег за границу официально. Кроме того, были какие-то слухи о том, что запретят хождение валюты.
– Ой, мне все время звонят такие люди, с таким статусом, «Лена, а правда, что завтра доллара не будет?» А вы верите?
– Мне кажется, что Центробанку надо вести более открытую информационную политику для того, чтобы люди знали, какие ближайшие действия он произведет. Какие варианты развития антикризисной ситуации планирует. Потому что слухи всегда порождают панику. А на сегодняшний день такая паника, конечно, России не нужна.
– Я смотрела на новом банковском ресурсе, который называется Bank'syou, где собрана вся информация о зарубежных банках на русском языке. И там был отчет по Rietumu Banka, в котором утверждается, что количество депозитов в 2014 году резко возросло. Мы понимаем, что когда люди переводят в Прибалтику свои средства, они еще рассчитывают на временный вид на жительство. Сейчас начало 2015 года. Пройдено два месяца. Какова тенденция? Может, мы замерли, ждем и верим в минские договоренности? Или этот процесс уже не остановить?
– Насколько я знаю, сейчас этот поток немножко приостановился. Но что касается в Латвии Rietumu Banka и той программы получения вида на жительство через субординированный депозит, эта программа осталась. Но нужно сказать, что и латвийское правительство, и политики тоже ведут такую неумную игру. Почему? Потому что эта лихорадка, связанная с заявлениями националистов о том, что вид на жительство, который получают люди через покупку недвижимости, нужно отменить. Почему-то именно только для русских. А все остальные национальности могут получить. И, естественно, люди, которые озаботились получить какой-то вид на жительство, тоже скептично относятся к латвийским законам. Потому что возникает мысль: сегодня дали, а завтра вдруг...
– …заберут.
– Когда нет стабильности, сами понимаете,
– То есть у вас тоже нет сейчас стабильности, я права?
– Тоже нет стабильности. Потому что происходит некая лихорадка.
– Скованы одной цепью. Лихорадит всех.
– Да, но это на самом деле беда политиков, которые думают о своих сиюминутных интересах, связанных с выборными программами и т. д. Совершенно не думают об экономике. Вот министр иностранных дел Латвии Римкевич летом вдруг неожиданно лишил права въезда трех российских артистов. Из этого что получилось? Из Латвии ушли телевизионные трансляции крупнейших конкурсов. А значит, туда не поедет огромное количество туристов. По большому счету цены на постройки в Юрмале, на новые, упадут в цене. Это уже определенно, и сейчас это уже все стагнирует. Он двумя заявлениями своими нанес такой ущерб экономический Латвии. Но это, безусловно, на его совести, и на той партии, которую он представляет. Это не укрепило наши отношения. Тем не менее я знаю, что недавно летал в Латвию председатель РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей. – Прим. ред.) Александр Шохин. И он провел там ряд переговоров с политиками и представителями правительства по экономическим отношениям, связанным…
– B2B, бизнес бизнесу.
– B2B, это при том, что получается, что политики делают какие-то резкие заявления.
– У них война, а мы как-то так сотрудничаем.
– Но дело в том, что смотрят все-таки чуть-чуть подальше сегодняшнего дня. Все понимают, что когда-то эта конфронтация закончится. И важно не потерять тех наработок, которые были сделаны за эти годы.
– Хочется в это верить. Хочется, чтобы дальше смотрели не только бизнесмены, но и простые люди. Потому что у меня тоже раздвоение. Нас пугают, приезжаешь в Европу, а, в принципе, тебе все рады. И в принципе, все стараются вспомнить русский язык, чтобы со мной в центре Европы поговорить и поздороваться на русском. Лично я это вижу. Антагонизма нет. Может быть, я такая наивная?
– Вы знаете, вы абсолютно правы. Я довольно часто бываю в разных странах. И я смотрю новости, стараюсь смотреть. Есть информация, которая идет, безусловно, из Донбасса, и переговоры наших руководителей. Но такого негатива из России, безусловно, телевидение не показывает. В отличие от центральных каналов, которые сейчас на Америку обрушили просто времена «холодной войны» брежневской.
– Александр Дмитриевич, если их президент жует во время исполнения национального гимна или хлопает английскую королеву, лично мне это не нравится. Я как журналист это тоже подметила. Ничего личного.
– Я согласен.
– Когда Борис Николаевич дирижировал оркестром, нам это показывали несколько лет подряд. Мы покрывались пятнами, сидели и смотрели. Теперь пришел их черед.
– Я согласен. Но тем не менее мне кажется, что вот не нужно совсем так жестко педалировать, в это уходить. Потом когда-нибудь придется назад возвращаться.