Здравствуйте все, кто это читает! Данным постом хочу привлечь внимание общественности к описанной проблеме, а также, предупредить и предостеречь обычных граждан. Реакция от Сбербанка тоже будет не лишней.
Предыстория - Увидев на сайте Сбербанка рекламу кредита со ставкой от 11,5%, решил взять потребительский кредит для того, чтобы закрыть текущий в ВТБ (взят под 16,5%). 22 марта 2018 года подал заявку через личный кабинет на сайте sbrf.ru. Запросил 250 тыс. руб. на 1 год. 23 марта банком была запрошена уточняющая информация, после передачи которой, буквально в течение нескольких минут мне было оказано в предоставлении кредита. Ни уменьшение суммы, ни увеличение срока, а именно полнейший отказ.
Учитывая мои давние, если можно так выразиться, отношения со Сбером, я настолько расстроился и даже почувствовал себя несколько униженным, что написал в поддержку письмо следующего содержания:
[quote]Здравствуйте!
Я очень хотел бы понять, почему Сбербанк уже второй раз отказывает мне в кредите? Ровно год назад я подавал заявку на кредит по одним условиям, а мне одобрили около 30% от суммы и совершенно по другим условиям (явно хуже). 22 марта 2018 года я подал еще одну заявку на кредит. 23 марта 2018 дополнил данные по запросу об уточнении и буквально через 10 минут получил полный отказ. Я уже около десяти лет получаю зарплату на карточку Сбера, зарплата вполне позволяет покрыть выплаты, составляющие около 20% от нее, могу подтвердить наличие авто и мото транспорта, имею в управлении Сбербанком пакет ПИФов на сумму явно превышающую запрашиваемый кредит, кредитная история - как слеза младенца, прозрачна и чиста, есть персональный менеджер. И тем не менее, банк мне отказывает в кредите на 250 тыс. руб на два года. Просто полный отказ! Я все понимаю, вы несомненно не обязаны раскрывать секреты принятия решений. Но, я обращаюсь к вам как достаточно старый и смею надеяться выгодный и беспроблемный клиент. Скажите пожалуйста, что я хотя бы должен сделать, чтобы Сбер одобрял мне кредиты в будущем? А если вдруг вы ответите, почему мне отказали, я буду просто счастлив.
Заранее большое спасибо за ответ![/quote]
А 26 марта 2018 года все встало на свои места и я прозрел и понял великий замысел!
Небольшое отступление, ответ поддержки на приведенное выше обращение я получил и приведу его здесь же, просто для информации относительно того, насколько формально и поверхностно подходят к общению с клиентом некоторые (надеюсь не все) сотрудники Сбера:
[quote]Уважаемый СТАНИСЛАВ ИЛЬИЧ!
В каждом случае решение о выдаче кредита принимается индивидуально, учитывается платежеспособность, состав семьи и кредитная история. Банк может отказать в выдаче кредита без объяснения причин. С данным условием Вы соглашаетесь во время подписания Заявления-анкеты на получение кредита.
С уважением, Ксения З*****ва
Специалист ПАО Сбербанк.[/quote]Итак, вернемся к 26 марта 2018. В этот день я получаю смс от некоего "Сетелем Банк", в котором ко мне обращаются по имени отчеству и информируют о том, что мой кредит одобрен, и мне скоро позвонят. Я даже сначала не понял, кто это и что это. Никуда кроме Сбера я заявку не подавал, про какой-то Сетелем вообще в первый раз слышу. Но, что называется, начал что-то подозревать и решил дождаться звонка.
Действительно, буквально на следующий день мне позвонили из этого самого Сетелема, и на первый же мой вопрос, откуда у них мои данные, мне сообщили, что оказывается это я сам им их передал, так как при подаче заявки через личный кабинет в Сбере, я согласился с "условиями передачи информации". И вообще, они дочернее предприятие Сбербанка, и мне не стоит волноваться. На что я вежливо попросил мои данные уничтожить и больше меня не беспокоить.
Очень мне не понравилась такая история и конечно полез смотреть, что же это за "условия передачи информации". А то вдруг я Сберу за одно все имущество отписал или еще что. В личном кабинете зашел в раздел "Кредиты" и кликнул на ссылку "Взять кредит в Сбербанке". Действительно, в правом нижнем углу маленькими буковками написано "Продолжая, я соглашаюсь с [url=https://front.node1.online.sberbank.ru/sbtsbol/private/loans/consumer#]условиями передачи информации[/url]." И ссылка на эти самые условия. Открываем, читаем и удивляемся. В числе прочих условий есть вот такие:
[quote]Настоящим я подтверждаю, что я ознакомлен(а) и согласен(на) с тем, что в случае отказа Банка в предоставлении запрошенного мной кредита, Банк вправе по своему усмотрению передать содержащиеся в Заявлении-анкете мои персональные данные (за исключением биометрических данных) и информацию о запрошенном мной в Банке кредите в «Сетелем Банк» ООО (далее по тексту – Сетелем Банк) (адрес: Российская Федерация, 125040, г. Москва, ул. Правды, д. 26) для обработки и принятия решения о возможности предоставления мне потребительского кредита Сетелем Банком. В случае принятия Сетелем Банком предварительного положительного решения о предоставлении мне кредита, Сетелем Банк уведомит меня об этом по телефону или иным образом, используя контактные данные, сообщенные мной Банку при оформлении Заявления-анкеты. Настоящим я предоставляю Банку и Сетелем Банку согласие (и уполномочиваю их) передавать друг другу сведения обо мне, составляющие банковскую тайну Сетелем Банка и Банка, и обрабатывать сведения обо мне, составляющие банковскую тайну, способами, указанными в настоящем Заявлении-анкете, для целей принятия решения о предложении и последующего предоставления мне финансовых услуг Банка и Сетелем Банка.
Я даю свое согласие на проверку и перепроверку в любое время Банком, Сетелем Банком всех сведений,
содержащихся в Заявлении-анкете.
Я даю свое согласие Сетелем Банку на обработку моих персональных данных, содержащихся в Заявлении-анкете. Действия (операции), производимые с персональными данными в рамках их обработки и цели их обработки аналогичны, указанным в согласии на обработку персональных данных, предоставленных мной выше Банку. Согласие на обработку моих персональных данных Сетелем Банку действительно в течение 5
(пяти) лет с момента предоставления настоящего согласия и считается продленным на каждые следующие 5 (пять) лет при отсутствии сведений о его отзыве.
Предоставленное мною Банку и Сетелем Банку согласие на обработку персональных данных может быть
отозвано мною в любой момент путем передачи Банку и Сетелем Банку по отдельности подписанных мною письменных уведомлений.
Я предоставляю Банку, Сетелем Банку право обращаться в одно или несколько бюро кредитных историй для проверки сведений, указанных в настоящей анкете, и получения информации обо мне. Право выбора бюро кредитных историй предоставляется мной Банку и Сетелем Банку по их усмотрению и дополнительного согласования со мной не требует.[/quote]
Как вам? Я вот впал в ступор. Т.е. получается, что Сбербанк, мало того, что передает ВСЕ мои персональные данные в совершенно другой банк (мне все равно, какова доля Сбера в Сетелеме, это другое юр. лицо по факту ничем со Сбером не связанное) и не дает мне возможности отказаться от этого, т.к. это является частью условий предоставления услуги, так еще и судя по всему специально отказывает в предоставлении кредита, чтобы продать меня в Сетелем и таким образом нарастить для этого банка клиентскую базу и т.д. Слушайте, ну это уже ни в какие рамки не лезет. Ну нельзя же так. Сбер уже совсем что ли нас за людей не считает? Это просто унизительно!
В связи со всем вышеизложенным, мне бы очень хотелось увидеть на banki.ru ответ от представителя Сбербанка по данному поводу!
Кроме того, несмотря на то, что это как бы прописано в данном соглашении:
[quote]Настоящим я предоставляю Банку и Сетелем Банку согласие (и уполномочиваю их) передавать друг другу сведения обо мне, составляющие банковскую тайну Сетелем Банка и Банка, и обрабатывать сведения обо мне, составляющие банковскую тайну, способами, указанными в настоящем Заявлении-анкете, для целей принятия решения о предложении и последующего предоставления мне финансовых услуг Банка и Сетелем Банка.[/quote]
Мне все же представляется, что "Банковская тайна" это нечто большее, чем просто информация и вот так просто ее передавать по прихоти какого-то юриста, который составлял это соглашение, да еще и на безальтернативной основе, несколько, скажем так, неправильно. В свази с чем, я подумываю о том, чтобы отправить запросы на сей счет в ЦБРФ и Роспотребнадзор. Пусть дадут оценку данному явлению. Возможно, что и в антимонопольный комитет, так как что-то это похоже на нечестную конкуренцию и даже сговор. Наверное.
Все вышеизложенное, это пока мое частное мнение, т.к. я не юрист и не специалист в данных вопросах. Если кто-то из специалистов это читает, возможно он даст комментарий на сей счет. Вот так, дорогие друзья и живем! Всем спасибо за внимание!
P.S. Очень надеюсь, что подобная практика будет прекращена, и мы для банков все же будем желанными клиентами!