Назад
8 мая 2019 в 08:12

Как я поневоле стал заемщиком в шести микрокредитных компаниях

Пару слов о себе – зовут меня Денис фамилия Лихачев и я основатель одноимённой юридической фирмы в городе Краснодаре.
Говорят, что богатые тоже плачут, но теперь можно дополнить, что юристы тоже люди, и не защищены от мошенников.

В середине декабря 2018 года, когда я уже находился в предновогодних приятных хлопотах и испытывал эйфорию, мне поступил звонок с неизвестного номера. Малоприятная барышня, с таким же голосом, настойчиво интересовалась причинами, руководствуясь которыми я не исполняю кредитные обязательства.
Осадив натиск наглой дамы, и переведя разговор в конструктивное русло, я выяснил следующее: в ноябре 2018 года, я, через специальную форму на интернет сайте микрокредитных компаний ООО МФК "Е заем" ООО МФК "Монеза", подал заявку на получение займа 8 т.р. и 4 т.р., соответственно. Далее, со мной (якобы) связался сотрудник компании, выяснил мои персональные данные, а также номер счёта, на которые предполагался перевод займа. Затем, в течение дня, мне был одобрен заем и переведены деньги.
Я сообщил даме, что никогда в жизни я не являлся клиентом микрофинансовых компаний и не собираюсь им становиться. Дама предложила мне написать заявление, предварительно сбросив на email его форму – о возможном заключении договора потребительского займа третьим лицом с использованием персональных данных гражданина. Действуя в строгом соответствии с инструкциями сотрудницы кредитной компании, я написал и направил заявления на официальные электронные адреса двух моих новоявленных «кредиторов». На следующий день, на мой электронный почтовый ящик пришло два письма за подписью генеральных директоров двух вышеупомянутых компаний, содержание которых заставило меня выдохнуть, поскольку (тезисно): договоры признали незаключёнными, в БКИ направили информацию об удалении записей о наличии кредитного договора… Я полностью успокоился и продолжил своё мирное существование, гордясь собой, как я всё мирно «разрулил».

Вернувшись в Краснодар после всех возможных праздников и отпуска, приблизительно после 20 января 2019 года, я был побеждён здоровым юридическим скепсисом, что не бывает так в России, когда ты решаешь вопрос простым письмом, я начал копаться.
Для начала выяснил, что гражданин может дважды в год бесплатно заказать свою кредитную историю в соответствующем бюро. Ещё узнал, что этих самых бюро, достаточно много и чтобы узнать какое именно бюро хранит историю обо мне, необходимо запросить информацию в ЦБ. Благо это можно сделать элементарным образом с помощью портала Госуслуги. Потратив примерно час на всё про всё я выяснил, что моя кредитная история хранится в двух бюро – ООО «НБКИ» и ООО «ЭКС». После я отправился на официальные сайты данных бюро, где пройдя верификацию с помощью всё тех же Госуслуг, я получил сведения о своей кредитной истории и микроинфаркт… Обе кредитные истории содержали сведения об оформленных на меня, в период с ноября 2018 по январь 2019 шести договорах займа на общую сумму около 50 т.р.
Несколько часов ко мне нельзя было подойти, так как я кипел и яростно поглощал информацию изо всех возможных источников. Мне удалось выяснить, что проблема носит довольно-таки распространенный характер и таких как я, пострадавших, немало. Схема проста - злоумышленник, завладевая персональными данными гражданина, обращается на сайт микрокредитной компании, где заполняя необходимую форму и подтверждая её в последующем оператору, получает заем. Заем, как правило, небольшой, 2-4 тысячи, ну или если кредитная история хорошая, как у меня, была…до 12 тысяч.

Моё личное неподтверждённое мнение, что без самих сотрудников МКК тут не обходится, поскольку:

- имеется письмо ЦБ, о том, как необходимо идентифицировать гражданина при выдаче займов онлайн, руководствуясь которым хотя-бы в части, можно полностью исключить факты мошенничества. Однако этого никто не делает, полагаю что намеренно;
- прописка у меня Краснодарская, а номер телефона, который был указан в заявке, зарегистрирован в Кемерово. Никого это не смутило;
- по всем займам деньги переводились на онлайн киви кошельки. Тут без комментариев. Просто запретив переводить деньги на любую банковскую карточку кроме той, на которой указаны имя и отчество заемщика, можно в 99% случаев прекратить факты мошенничества. 1% на случай, если мошенник полный тезка…;
- электронные адреса, на которые приходило подтверждение-одобрение займа, представляли из себя примерно следующее dfvafqweda@gmail.com, то есть полную тарабарщину. Но и это никого не смутило во всех 6 случаях!

Поняв, что паника непозволительно дорогое удовольствие, я начал решать эту проблему по следующему плану:

1 – Через интернет сайты я обратился во все 6 МКК с письмом-претензией о незаконном использовании моих персональных данных:

- Из шести МКК четыре мне ответили. Две признали мою правоту и снова обязались аннулировать договоры, две ответили уклончиво;

2 – Обратился с заявлением в правоохранительные органы:

- пустая трата времени, никто ничего не делал, а спустя 3 месяца, когда я подал на полицию жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ, моё заявление, как и крайнего не могут даже найти. Но это ожидаемо, как не печально. Да и не я тут должен активничать, а МКК, ведь это они потерпевшие в данной ситуации, хотя сотрудник одной из компаний убеждал меня в обратном;

3 – Обратился с жалобами в ЦБ и Роскомнадзор;

- тоже пустая трата времени, ЦБ как и всегда ни за кем не надзирает и ничего не регулирует, а Роскомнадзор, чей руководитель, давая интервью, грозился что его ведомство разберётся с ситуацией когда добропорядочные граждане становятся кредиторами, а их персональные данные незаконно используются, действительно разобрался…и полностью ретранслировал мне отписки представителей МКК не потрудившись даже проанализировать мои доводы. Но с Роскомнадзора я не слезу, буду «долбить» их жалобами как вертикально, так и горизонтально.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) в рамках рассмотрения Вашего обращения (№ 02-11-6283 от 8.04.2019) сообщает следующее.
В целях реализации своих полномочий, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Роскомнадзором в адрес организаций были направлены запросы о предоставлении дополнительной информации по Вашему обращению.
Принимая во внимание изложенное, и на основании ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сообщаем, что сроки рассмотрения Вашего обращения продлеваются до 5.06.2019 включительно.
Это последнее что от них пришло, ждём...

4 – Обратился с жалобой в СРО «МиР», членами которой являются все мои «кредиторы»:

- посочувствовали, посоветовали как поступить и куда нажаловаться, но помощи ноль;

5 – Обратился в суд с исками о нарушении прав субъекта персональных данных, куда также запихал требование о признании договоров незаключенными:

- по трём из шести исков уже вынесены решения, и суд признал мою правоту, признал договоры незаключенными, обязал направить информацию в БКИ и выплатить моральную компенсацию, а ещё три иска пока в работе. Стоит отметить, что МКК не остались пассивными наблюдателями в процессе, а активно сопротивлялись, направляя представителя и предоставляя отзывы на иски.
Прошу меня простить, что выкладываю этот текст до того, как суд опубликовал официальный текст решений, но я подумал, что возможно этого кого-то побудит проверить свою кредитную историю и если, ни дай бог, он обнаружит там то же что и я, он будет знать что делать в данной ситуации.
Прикрепляю ссылки на дела, решения по которым состоялись. Со временем там опубликуют решения.

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=C5D383EB-74A5-4E64-B6A7-D57181917366&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=06AA661F-20DC-4846-B10A-B3CA23F87EF1&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=8FB8B66A-FDED-4A97-A657-CEED2F4C912B&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

Если кому-то понадобится более подробные разъяснения или образцы документов/переписка, то можете обратиться ко мне. Как это сделать - найдёте в первом предложении данного поста, с удовольствием помогу товарищам по несчастью.
1
347
908
Комментарии
99+

19 февраля 2020 в 12:25
----------
Цитата

hdx1000 пишет:
Выше tempur ответил верно. Проблема в том, что МФО нарушают процедуру получения согласия клиента на использование простой электронной подписи. При этом само использование для онлайн займов этой подписи, нарушением не является.

----------


Это Ваш ответ на мой вопрос, почему Прокуратура и ЦБ допускают этот беспредел?

МФО не просто нарушают процедуру получения согласия клиента на использование простой электронной подписи. МФО вообще не получает такого согласия клиента-заёмщика.

Кстати, МФО также не получает согласия на обработку ПД. Причём неполучение МФО такого согласия возведено в систему, т.е. не является случайной ошибкой сотрудника МФО. Это нарушение Закона, т.е. правонарушение совершается МФО намеренно. И учитывая тот факт, что делается это массово, Прокуратура и ЦБ должны реагировать.
Ответить

19 февраля 2020 в 12:55
----------
Цитата

chay_nik пишет:
Вопрос лишь в том, почему Прокуратура и ЦБ не могут заставить МФО действовать в соответствии с законом?

----------


Возможно, дело в этом. Найдено на просторах интернета...

https://sobesednik.ru/dengi/20191105-zanyat-u-putinoj
Ответить

19 февраля 2020 в 17:16
----------
Цитата

tempur пишет:
Письменную форму договора можно обеспечить и для договора в электронной форме, но для этого надо правильно применить электронную подпись, что мфо не делает. Речь о порядке заключения соглашения об использовании простой электронной подписи, которое требуется заключать лично с идентификацией второй стороны. В другой теме был ответ Минкомсвязи по данному вопросу.

----------

То есть в любом случае необходима, как минимум, одна очная встреча клиента с сотрудником кредитной организации (МФО или банка). Или сдача биометрических данных.
Ответить

19 февраля 2020 в 17:31
stas_tour, в общем случае - да. При верном подходе можно использовать простую электронную подпись, полученную в ЕСИА (Госуслуги). Поскольку там подтвержденная учетная запись создается с личным визитом и идентификацией.
Ответить

20 февраля 2020 в 00:55
tempur,
на сколько я понимаю, это уже не простая будет, а усиленная. Простая это пароль в смс.
Ответить

20 февраля 2020 в 00:59
----------
Цитата

lihachev.d пишет:


Инстаграм - ник точно такой же как и тут.

----------

Денис, не могу разобраться как общаться в Инстаграм, наверное, уже в силу возраста. Написала Вам через watsapp, на номер по ссылке. Ирина
Ответить

6 марта 2020 в 10:44
Денис здравствуйте! Так же столкнулся с такой же проблемой с мфк, помогите с образцами запроса/жалобы/искового заявления, в профиль Вам написал. жду с нетерпением ответа. Спасибо заранее!!!
Ответить

6 марта 2020 в 20:26
intronet, нет, это не усиленная. Например, в законе о КИ эту подпись так обозначили:
----------
Цитата

2) в форме электронного документа, подписанного одним из следующих способов:
а) усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации;
в) простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью в случае, если использование соответствующей электронной подписи предусмотрено соглашением между субъектом кредитной истории и бюро кредитных историй, при условии проведения бюро кредитных историй идентификации такого субъекта кредитной истории в соответствии с пунктом 1 части 7.2 настоящей статьи;
г) простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью в случае, если использование соответствующей электронной подписи предусмотрено соглашением между субъектом кредитной истории, находящимся на обслуживании в кредитной организации, и этой кредитной организацией, через которую указанный субъект кредитной истории обращается за получением кредитного отчета и которая заключила договор об оказании информационных услуг с бюро кредитных историй, в которое направляется запрос, после проведения указанной кредитной организацией идентификации такого субъекта кредитной истории при приеме его на обслуживание в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 (за исключением упрощенной идентификации клиента - физического лица) или пункта 5.8 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

----------

Определение усиленной ЭП посмотрите в законе об ЭП, код из смс не может служить усиленной ЭП.
Ответить

7 марта 2020 в 03:22
Я понял о чём речь, но не для спора, а для информации читающим, разновидности ЭП:

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/d9cd621c949a3c9efef51c2884c247e18ab9908b/
Ответить

7 марта 2020 в 12:35
----------
Цитата

lihachev.d пишет:
На сегодняшний день пришло время подвести некоторые итоги. Выше я привёл ссылки на каждое из своих дел.

https://krasnodar-prikubansky--krd.sud...&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sud...&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sud...&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sud...&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sud...&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sud...&srv_num=1


----------


Странно, но по данным ссылкам на сайте суда кракозября((( попробовал в разных браузерах.
Денис, не сочтите за труд, пришлите пару номеров дел в личку. Спасибо.
Ответить

10 марта 2020 в 15:13
Подготовил Исковое по шаблону Дениса... Адвокат мой уже на этой неделе подаст в суд все документы.
Также направил жалобу в ЦБ РФ и в Ростпотребнадзор. После жалобы в ЦБ РФ коллектор сразу очухался и признал всё мошенничеством, но пока никаких подтверждений я не увидел решил ничего тне отменять. Жалоба в Роспотребнадзор лежит на почте видимо из-за косяка сотрудника почты.
Ответить

13 апреля 2020 в 15:04
Добрый день, коллеги!
Оказался жертвой набега МФО. 3 запроса и 2 выданных займа. Любопытно, что одна из МФО отказала мне в займе, быть может, у них правильно настроен скоринг. :)
Про первый займ выяснил, как это обычно и бывает, при попытке рефинансировать кредит. Банк тогда мне, ест-но отказал. Но в первой истории мне повезло, по результатам электронной переписки займ был признан не заключённым, КИ очищена.
Со вторым займом оказалось хуже - МФО МКК "МикроКлад" пока не соглашается признать его не заключённым. Но, благодаря этому МФО, я обнаружил место, откуда утекли мои данные, как оказалось, все три попытки получить микрозайм мошенники осуществляли через сайт "госуслуги"!
Так что, если пользуетесь госулугами, меняёте пароль и устанавливайте двухфакторную авторизацию обязательно.
Итак, "МикроКлад" пока не сдаётся, однако, после моего обращения в НБКИ, все следы этого займа оттуда исчезли. :pardon:
(МФО предоставила мне договор и заявку, которую подали мошенники, все данные мои, кроме номера телефона, контактного лица и его номера, а также номера карты, на которую был выдан займ. К сожалению, номер карты представлен в виде 528041******4053, то есть определить владельца возможным не представляется.)
Сегодня по шаблону Дениса отправил заказное письмо - претензию в Микроклад (сейчас заказное письмо можно отправить прямо с сайта почта России).
Вчера направил 2 запроса на корректировку кредитных историй в Экифакс (там был только запрос), и в ОКБ (там не было запроса, но висит займ).
Пока надеюсь, что всё обойдётся без суда и готовлю жалобу в ЦБ.

Денис, огромное спасибо за помощь!
Ответить

14 апреля 2020 в 22:02
Добрый вечер!
хотела проверить свою КИ через Госуслуги.
Страничка с надписью о том, что портал ОКБ запрашивает доступ к моим персональным данным, уже меня напряг )))
Нет, я не "тёмная" :) , просто видя, как людей обманывают, уже всего боишься....
Ответить

15 апреля 2020 в 09:05
Денис, помогите, пожалуйста, проблема та же. Получила 13 апреля письмо в почтовый ящик от МФК Займ Онлайн, что брала у них микрозайм аж еще в ноябре 2019 года, хотя в жизни никогда не брала никаких микрозаймов. Они уже передали коллекторам :cry: , предлагают в письме решить все в досудебном порядке, оплатить. Как я поняла, взлом был в ЛК на Госуслугах. Написала заявление в полицию, взяла талон-уведомление, но там поняла из разговора - толку будет ноль. Отправила письмо им на эл.адрес, указанный в письме, что я ничего у них не брала и прошу признать договор недействительным и убрать из КИ микрозайм (т.к. в двух БКИ из трех моя КИ уже испорчена этим микрозаймом). Естественно, ответа от них нет. Писала Вам на эл.почту и в директ инстраграма, и сюда вам в профиль, но пока что Вы не ответили. Может тут увидите.
Может быть поможет еще кто-то - что и куда писать, какие вообще дальнейшие действия? Денег на адвоката просто нет.
Ответить

15 апреля 2020 в 10:46
Имеет место быть продолжение истории. Только что получила ответ от МФК Займ Онлайн, что в ходе внутренней проверки было принято решение о признании Договора незаключенным. Обществом в течение недели будут направлены сведения в Бюро кредитных историй на исправление кредитной истории и информация в коллекторское агентство.

У меня такой вопрос к знающим людям - что теперь мне делать? Через сколько посмотреть КИ, чтобы точно там уже было удалено, т.к. только два раза в год это можно сделать бесплатно, один раз я уже из-за них этим воспользовалась. Что и как мне запросить у МФК Онлайн (и может быть еще у М.Б.А.Финансы) - чтобы убедиться, что они признали мой договор недействительным? Т.к. вся переписка идет посредством только эл.почты.


Заранее спасибо за помощь, кто откликнется.
Ответить

15 апреля 2020 в 10:56
----------
Цитата

Julia_60 пишет:
У меня такой вопрос к знающим людям - что теперь мне делать?

----------

В любом случае, имеет смысл обратиться в БКИ с заявлением о корректировке КИ, сославшись на данные ранее полученных кредитных отчётов. БКИ обязаны ответить в течение 30 дней.
Ответить

15 апреля 2020 в 11:18
А есть образцы каких-то заявлений, ну чтобы по-умному выглядело :) а то я не юрист от слова совсем
Ответить

15 апреля 2020 в 11:24
----------
Цитата

Julia_60 пишет:
А есть образцы каких-то заявлений, ну чтобы по-умному выглядело изображение
а то я не юрист от слова совсем

----------

Да, образцы есть. в каждом БКИ свой образец. Подробнее здесь:
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=114&TID=301801&PAGEN_1=34#forum-message-list
Ответить

15 апреля 2020 в 13:39
----------
Цитата

Ivliev74 пишет:

Да, образцы есть. в каждом БКИ свой образец. Подробнее здесь:
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=...ssage-list

----------


Спасибо!
Ответить

15 мая 2020 в 09:27
Вот моя история, пока что, неуспеха в борьбе с микрокредитами:

На меня кто-то оформил микрокредит в oneclickmoney (микрокредитная компания универсального финансирования). Все досудебные требования компания отклонила. Хотя в ходе первоначальной проверки, сотрудник компании звонил мне по телефону, и подтвердил, что видит, что фото использованное для прохождения верификации на их сайте - подделано .

Однако, это не помешало им успешно защититься в суде первой инстанции. Все мои справки из налоговой и выписки со счетов из банков о том, что я не получал деньги, были проигнорированы. Так как, якобы была пройдена фото-верификация.

Компания мне никаких данных не выдает, даже информацию о карте и телефоне, по которым была оформлена заявка на получение кредита. Не говоря уже о фотографиях использованных при прохождении верификации (хотя она точна есть и она 100% поддельная, но доказать не имея ее на руках, я это не могу).

lihachev.d, можно попросить Вас поделиться своими исковыми / апелляциями (если были) и судебными решениями. Я подозреваю, что после апелляции, вероятность изменить решение через кассацию и надзор стремится к нулю. Нужно как-то действовать сейчас. Заранее благодарю.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть