Назад
8 мая 2019 в 08:12

Как я поневоле стал заемщиком в шести микрокредитных компаниях

Пару слов о себе – зовут меня Денис фамилия Лихачев и я основатель одноимённой юридической фирмы в городе Краснодаре.
Говорят, что богатые тоже плачут, но теперь можно дополнить, что юристы тоже люди, и не защищены от мошенников.

В середине декабря 2018 года, когда я уже находился в предновогодних приятных хлопотах и испытывал эйфорию, мне поступил звонок с неизвестного номера. Малоприятная барышня, с таким же голосом, настойчиво интересовалась причинами, руководствуясь которыми я не исполняю кредитные обязательства.
Осадив натиск наглой дамы, и переведя разговор в конструктивное русло, я выяснил следующее: в ноябре 2018 года, я, через специальную форму на интернет сайте микрокредитных компаний ООО МФК "Е заем" ООО МФК "Монеза", подал заявку на получение займа 8 т.р. и 4 т.р., соответственно. Далее, со мной (якобы) связался сотрудник компании, выяснил мои персональные данные, а также номер счёта, на которые предполагался перевод займа. Затем, в течение дня, мне был одобрен заем и переведены деньги.
Я сообщил даме, что никогда в жизни я не являлся клиентом микрофинансовых компаний и не собираюсь им становиться. Дама предложила мне написать заявление, предварительно сбросив на email его форму – о возможном заключении договора потребительского займа третьим лицом с использованием персональных данных гражданина. Действуя в строгом соответствии с инструкциями сотрудницы кредитной компании, я написал и направил заявления на официальные электронные адреса двух моих новоявленных «кредиторов». На следующий день, на мой электронный почтовый ящик пришло два письма за подписью генеральных директоров двух вышеупомянутых компаний, содержание которых заставило меня выдохнуть, поскольку (тезисно): договоры признали незаключёнными, в БКИ направили информацию об удалении записей о наличии кредитного договора… Я полностью успокоился и продолжил своё мирное существование, гордясь собой, как я всё мирно «разрулил».

Вернувшись в Краснодар после всех возможных праздников и отпуска, приблизительно после 20 января 2019 года, я был побеждён здоровым юридическим скепсисом, что не бывает так в России, когда ты решаешь вопрос простым письмом, я начал копаться.
Для начала выяснил, что гражданин может дважды в год бесплатно заказать свою кредитную историю в соответствующем бюро. Ещё узнал, что этих самых бюро, достаточно много и чтобы узнать какое именно бюро хранит историю обо мне, необходимо запросить информацию в ЦБ. Благо это можно сделать элементарным образом с помощью портала Госуслуги. Потратив примерно час на всё про всё я выяснил, что моя кредитная история хранится в двух бюро – ООО «НБКИ» и ООО «ЭКС». После я отправился на официальные сайты данных бюро, где пройдя верификацию с помощью всё тех же Госуслуг, я получил сведения о своей кредитной истории и микроинфаркт… Обе кредитные истории содержали сведения об оформленных на меня, в период с ноября 2018 по январь 2019 шести договорах займа на общую сумму около 50 т.р.
Несколько часов ко мне нельзя было подойти, так как я кипел и яростно поглощал информацию изо всех возможных источников. Мне удалось выяснить, что проблема носит довольно-таки распространенный характер и таких как я, пострадавших, немало. Схема проста - злоумышленник, завладевая персональными данными гражданина, обращается на сайт микрокредитной компании, где заполняя необходимую форму и подтверждая её в последующем оператору, получает заем. Заем, как правило, небольшой, 2-4 тысячи, ну или если кредитная история хорошая, как у меня, была…до 12 тысяч.

Моё личное неподтверждённое мнение, что без самих сотрудников МКК тут не обходится, поскольку:

- имеется письмо ЦБ, о том, как необходимо идентифицировать гражданина при выдаче займов онлайн, руководствуясь которым хотя-бы в части, можно полностью исключить факты мошенничества. Однако этого никто не делает, полагаю что намеренно;
- прописка у меня Краснодарская, а номер телефона, который был указан в заявке, зарегистрирован в Кемерово. Никого это не смутило;
- по всем займам деньги переводились на онлайн киви кошельки. Тут без комментариев. Просто запретив переводить деньги на любую банковскую карточку кроме той, на которой указаны имя и отчество заемщика, можно в 99% случаев прекратить факты мошенничества. 1% на случай, если мошенник полный тезка…;
- электронные адреса, на которые приходило подтверждение-одобрение займа, представляли из себя примерно следующее dfvafqweda@gmail.com, то есть полную тарабарщину. Но и это никого не смутило во всех 6 случаях!

Поняв, что паника непозволительно дорогое удовольствие, я начал решать эту проблему по следующему плану:

1 – Через интернет сайты я обратился во все 6 МКК с письмом-претензией о незаконном использовании моих персональных данных:

- Из шести МКК четыре мне ответили. Две признали мою правоту и снова обязались аннулировать договоры, две ответили уклончиво;

2 – Обратился с заявлением в правоохранительные органы:

- пустая трата времени, никто ничего не делал, а спустя 3 месяца, когда я подал на полицию жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ, моё заявление, как и крайнего не могут даже найти. Но это ожидаемо, как не печально. Да и не я тут должен активничать, а МКК, ведь это они потерпевшие в данной ситуации, хотя сотрудник одной из компаний убеждал меня в обратном;

3 – Обратился с жалобами в ЦБ и Роскомнадзор;

- тоже пустая трата времени, ЦБ как и всегда ни за кем не надзирает и ничего не регулирует, а Роскомнадзор, чей руководитель, давая интервью, грозился что его ведомство разберётся с ситуацией когда добропорядочные граждане становятся кредиторами, а их персональные данные незаконно используются, действительно разобрался…и полностью ретранслировал мне отписки представителей МКК не потрудившись даже проанализировать мои доводы. Но с Роскомнадзора я не слезу, буду «долбить» их жалобами как вертикально, так и горизонтально.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) в рамках рассмотрения Вашего обращения (№ 02-11-6283 от 8.04.2019) сообщает следующее.
В целях реализации своих полномочий, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Роскомнадзором в адрес организаций были направлены запросы о предоставлении дополнительной информации по Вашему обращению.
Принимая во внимание изложенное, и на основании ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сообщаем, что сроки рассмотрения Вашего обращения продлеваются до 5.06.2019 включительно.
Это последнее что от них пришло, ждём...

4 – Обратился с жалобой в СРО «МиР», членами которой являются все мои «кредиторы»:

- посочувствовали, посоветовали как поступить и куда нажаловаться, но помощи ноль;

5 – Обратился в суд с исками о нарушении прав субъекта персональных данных, куда также запихал требование о признании договоров незаключенными:

- по трём из шести исков уже вынесены решения, и суд признал мою правоту, признал договоры незаключенными, обязал направить информацию в БКИ и выплатить моральную компенсацию, а ещё три иска пока в работе. Стоит отметить, что МКК не остались пассивными наблюдателями в процессе, а активно сопротивлялись, направляя представителя и предоставляя отзывы на иски.
Прошу меня простить, что выкладываю этот текст до того, как суд опубликовал официальный текст решений, но я подумал, что возможно этого кого-то побудит проверить свою кредитную историю и если, ни дай бог, он обнаружит там то же что и я, он будет знать что делать в данной ситуации.
Прикрепляю ссылки на дела, решения по которым состоялись. Со временем там опубликуют решения.

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=C5D383EB-74A5-4E64-B6A7-D57181917366&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=06AA661F-20DC-4846-B10A-B3CA23F87EF1&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=8FB8B66A-FDED-4A97-A657-CEED2F4C912B&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

Если кому-то понадобится более подробные разъяснения или образцы документов/переписка, то можете обратиться ко мне. Как это сделать - найдёте в первом предложении данного поста, с удовольствием помогу товарищам по несчастью.
1
347
901
Комментарии
99+

20 января 2022 в 18:49
----------
Цитата

Виктор Павлович пишет:
Решение - нанять юриста за сотню тысяч рублей

----------

Ну, зачем же так круто. Я десятку взял на все про все. Потом взыскали их с Альфы. Как и расходы на экспертизу.
Ответить

20 января 2022 в 18:50
----------
Цитата

Виктор Павлович пишет:
А если ничего не делать, то просто снимут деньги из кредита с процентами приставы, верно?

----------

Верно. Но я и не говорил, что при получении повестки в суд не надо ничего делать.
Ответить

20 января 2022 в 20:23
----------
Цитата

Struzzo пишет:
Для начала убедитесь что эта МФО ещё существует на рынке. Если да, пошлите туда почтой письмо с уведомлением и описью вложения с требованием удалить запись либо прислать Вам копию договора займа "сделанного Вами". А дальше по ситуации. Если не ответят, то пишите в БКИ с приложением доказательств отправки требования в МФО. Если ответят, то дальнейшие действия зависят от ответа

----------

Не прошло и двух месяцев, как все таки ответили на электронную почту:
ООО МФК «Джой Мани» в ответ на Ваше обращение информирует: по Вашему заявлению дополнительно Обществом будет проведена внутренняя проверка. В случае если Вы не оформляли указанный договор потребительского займа, Вам необходимо обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Обществом будет предоставлена вся имеющаяся информация сотрудникам правоохранительных органов в рамках официального запроса. Информация в Бюро Кредитных историй будет скорректирована после вынесения соответствующего процессуального решения сотрудниками правоохранительных органов.
Также сообщаем, что для разрешения вопроса по существу просим Вас предоставить следующие документы:
1. Справку от ПАО "МегаФон" об отсутствии зарегистрированного на Ваше имя абонентского номера телефона 7999543ХХХХ


Чудны они - в своем письме я им уже написал, что в полицию обратился и даже скан талона-уведомления отправил...
В чат мегафона написал - справку именно такую они дать не могут, по чужим номерам справок не дают. Могут только дать справку какие номера зарегистрированы на меня
Ответить

20 января 2022 в 20:27
----------
Цитата

Kapitan911 пишет:
Чудны они

----------

Это мягко сказано. Займ на неустановленное выдали они, на деньги попали тоже они, а по полициям, значит, должен бегать " заемщик". Не. Сразу в суд. Говорил и говорю.
Ответить

20 января 2022 в 20:30
----------
Цитата

Kapitan911 пишет:
Также сообщаем, что для разрешения вопроса по существу просим Вас предоставить следующие документы:
1. Справку от ПАО "МегаФон" об отсутствии зарегистрированного на Ваше имя абонентского номера телефона 7999543ХХХХ

----------

Это троллинг такой. Они отлично знают, что таких справок провайдер Вам не даст.

Но у Вас есть положительный момент: спорность ситуации МФО признает и запрашивает Ваши аргументы. Оно вполне себе живое и отвечающее.
Теперь можно и в суд. А в исковом обязательно приведите текст этого совершенно шаблонного идиотского ответа.
Ответить

20 января 2022 в 20:34
----------
Цитата

Struzzo пишет:
Они отлично знают, что таких справок провайдер Вам не даст.

----------

Не знают. И я тоже не понимаю, в чем секретность. Написать, что номер такой то никогда не принадлежал такому то.
Ответить

20 января 2022 в 20:40
----------
Цитата

predator67 пишет:
Не знают. И я тоже не понимаю, в чем секретность.

----------

Основания выдачи именно такой справки каковы?
Это уж не говоря у шаблонности и стереотипности внутренних инструкций и ещё большей шаблонности в мозгах маринок и виталиков.

Это примерно так же, как я бы пришел в ГИБДД, назвал марку, год выпуска, госномер и VIN Вашей машины и попросил бы справку, что никогда не владел ею.
Ответить

20 января 2022 в 20:45
----------
Цитата

Struzzo пишет:
Основания выдачи именно такой справки каковы?

----------

Основания называются " клиентоориентированность". Выдал же Сбер моему подопечному справку, что карта за номер таким то никогда за ним не числилась. Если помните, я ее тут выкладывал. И ничего. Грефа не хватил инфаркт, а банк не лишили лицензии.
Ответить

20 января 2022 в 20:51
----------
Цитата

predator67 пишет:
Основания называются " клиентоориентированность".

----------

Верно. И это единственное основание.
Упросить/убедить маринок и виталиков можно. Заставить нельзя.

Тут периодически на форуме возникают темы типа "Банк не хочет сделать мне реструктуризаццию кредита, ужас-ужас-ужас!!!". И тут так же. Добрая воля банка. Ну и субъективные представления о клиенториентированности у конкретной маринки.

Мне вот ВТБ отказывал в выдаче справки о том, что я не имею никаких счетов или иных банковских продуктов в их банке, т.е. клиентом не являюсь. И плевать им было на клиентоориентированность в отношении того, кто их клиентом уже не является.

P.S. Справку-то получил в итоге, естественно :D
Ответить

20 января 2022 в 20:55
Собственно, для этого и нужен суд. Там куда проще получить все справки, чем пороги ОПСОСа ( и не только) оббивать.
Ответить

21 января 2022 в 04:38
----------
Цитата

Kapitan911 пишет:
В чат мегафона написал - справку именно такую они дать не могут, по чужим номерам справок не дают. Могут только дать справку какие номера зарегистрированы на меня

----------

Возьмите справку какие имеете номера и пускай в ней напишут, что других номеров клиент не имеет. Тем самым МТС подтвердит что этот номер на вас не зарегистрирован.
Ответить

1 февраля 2022 в 10:38
Подтверждаю мнение коллег, как показала практика нескольких лет, обращение во всевозможные контролирующие, правоохранительные и надзорные инстанции - пустая трата времени.

Сразу же в суд, тем более что сейчас практика уже сложилась, судьи сами наслышаны историй лжезаймов и более лояльно относятся к истцам, далеко не так как раньше, когда я, а в последствии и мои клиенты воспринимались как мошенники, не желающие выплачивать долги.

Если МФО отправляют вас в полицию, то смело отправляйте туда их самих, так как это их обманули, а не вас, поэтому предложите им самостоятельно решать свои проблемы.
Ответить

1 февраля 2022 в 10:41
----------
Цитата

lihachev.d пишет:
Если МФО отправляют вас в полицию, то смело отправляйте туда их самих, так как это их обманули, а не вас, поэтому предложите им самостоятельно решать свои проблемы.

----------

Я прямо в иске так и написал. Надо МФО - пусть само и бегает по полициям. А мнимый заемщик никаких материальных потерь не понес, чтоб туда бегать.
Ответить

1 февраля 2022 в 11:06
А может заявление в полицию писать как мошенничество со стороны МФО?
Ответить

1 февраля 2022 в 11:15
Как не парадоксально, но воз и ныне там. Каждый месяц не менее 5 человек только ко мне обращается с этой проблемой. География от Новосибирска, до Башкирии, Ростова, Москвы и т.д.

https://krasnodar-leninsky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=217705904&case_uid=f9ea66a6-e5c0-49b9-9212-9de63e8583c9&delo_id=1540005

Вот тут пришлось 2 раза по судиться, так как судье надоело и она решила отправить дело в Новосибирск, но апелляция поправила:

https://sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=5253830&case_uid=1d56fbd2-da45-453c-8df8-ca67551a8d82&delo_id=1540005
https://sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=17942239&case_uid=20a74d19-46c5-4e49-a26e-365059fcc8f0&delo_id=1540005

https://novosibirsky--nsk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=257389364&case_uid=d2280d04-ed57-44ab-ba5a-4b8e8762e031&delo_id=1540005

В Москве тоже с первого раза не хотят рассматривать, приходится через Мосгорсуд отменять, но итог всегда один:
https://www.mos-gorsud.ru/rs/simonovskij/services/cases/claim-civil/details/51a3a280-8174-11eb-bba5-a3794a4b7821?participants=%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0
https://mos-gorsud.ru/rs/cheryomushkinskij/services/cases/claim-civil/details/83d9ffe0-19b1-11eb-8730-293b41c57a73?participants=%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%9D.%D0%A1.
https://mos-gorsud.ru/rs/cheryomushkinskij/services/cases/civil/details/6cf0f600-95f1-11eb-8df9-91455a43df9a?participants=%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%9D.%D0%A1.

Это самое свежее. Что-то в производстве ещё.
Ответить

1 февраля 2022 в 12:03
Эхх, я тоже сейчас обнаружила, что на меня неизвестные оформили микрозаймы. Если можете, скиньте образец иска в личку
Ответить

1 февраля 2022 в 12:10
----------
Цитата

intronet пишет:
А может заявление в полицию писать как мошенничество со стороны МФО?

----------

Вы бы, для начала, почитали, что такое " мошенничество" с точки зрения УК.
Ответить

2 февраля 2022 в 06:40
----------
Цитата

user-35727088528 пишет:
Если можете, скиньте образец иска в личку

----------

И мне
Ответить

Аватар
2 февраля 2022 в 07:09
----------
Цитата

intronet пишет:
А может заявление в полицию писать как мошенничество со стороны МФО?

----------


Заява на неустановленное лицо.
Незаконное использование ваших ПД неустановленными лицами и в итоге - порча КИ заявителя. Отказать - откажут, но талон КУСП будет на руках.. Дополнительный аргумент для БКИ, чтобы пнуть МФО и исправить КИ досудебно.
Ответить

Аватар
2 февраля 2022 в 07:22
----------
Цитата

Struzzo пишет:
Это примерно так же, как я бы пришел в ГИБДД, назвал марку, год выпуска, госномер и VIN Вашей машины и попросил бы справку, что никогда не владел ею.

----------

Обычно клерки в таком случае используют универсальную формулировку:
Сведениями о принадлежности указанного автомобиля/счета/карты/телефонного номера и тп гражданину Сидорову не располагаем... / сведения в базе данных отсутствуют и тп/...

Сведений о принадлежности клиенту указанной собственности нет - значит клиент ей не владеет/не владел.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть