Назад
29 января 2019 в 01:46

Налог на самозанятых: известные баги, риски, кейсы

ФНС сделало отличный подарок фрилансу и shared economy в России :flowers:
Теперь миллионы фрилансеров смогут легально платить налог 3%-6% от доходов (с учетом приветственной скидки от ФНС) :ura:

Нет минимальных фиксированных взносов в ПФР, отчетности, не нужно покупать онлайн кассу. Нужен только смартфон, чтобы зарегаться в приложении «Мой налог» и формировать электронные чеки :relax:

На этот режим (и обратно) могут перейти ФЛ, ИП на ОСН, «местом ведения деятельности которых» (независимо от прописки) является один из четырех субъектов РФ: Москва и область, Калужская область, Татарстан. Жителям иных регионов видимо стоит быть аккуратнее с геолокацией, чекинами в соцсетях и свидетельскими показаниями :D
Доход считается по кэшу (по дате получения денег).

Фрилансеру можно:
- продавать результаты своего труда
- сдавать жилье
- одновременно работать по найму (с удержанием НДФЛ) и иметь иные доходы
Фрилансеру нельзя:
- сдавать апартаменты и прочую нежилую недвижимость
- эксплуатировать чужой труд
- оказывать услуги доверительного управления, жить на дивиденды, торговать ценными бумагами и ПФИ.
Нельзя превращать наемных работников во фрилансеров (это уклонение от налогов и уголовщина).

Режим касается только налогов. Для прочих целей фрилансер рассматривается как обычный ФЛ или ИП.

Режим новый, багов и рисков будет много.

Возможность использовать режим, а также риски во многом зависят от формулировок договоров и отчетных документов (особенно, если это агентские договоры и отчеты агента).
Можете присылать (сюда, либо в личку) описания ваших случаев и ссылки на примеры договоров (с замазанными персданными) - будем обсуждать.

Огромная просьба: Писать по делу и не флудить!
568
338
Комментарии
99+

6 марта 2020 в 16:21
----------
Цитата

Vision2012 пишет:
Но думаю велик шанс, что если эта сумма в налоговой как-то проявится, то фиг я докажу что-то и начислят со штрафами и выйдет еще дороже.

----------

Вот таки точно спросите в налоговой. Если разница между 13 и 4 процентами существенна, то сумма явно слишком жирная, чтобы пройти мимо Росфинмониторинга и валютного контроля.
При регистрации прав на домен в Роспатенте уже вроде как можно применить соответствующие пассажи из патентного права и считать домен интеллектуальной собственностью, а это уже область, в которой есть более или менее внятное регулирование. Юристы из «Гаранта» дали довольно толковое, на мой взгляд, разъяснение вот тут: http://taxpravo.ru/analitika/statya-350872-prodaja_domena_kto_zaplatit_ndfl

Но продажа домена или уступка прав администрирования домена — это не услуга. Услуга — это администрирование сайта, и вот за это самозанятый как раз и может брать деньги. Но единовременная большая сумма за подобную услугу вызовет закономерные вопросы. И помним о лимитах на годовой доход самозанятых.
Ответить

6 марта 2020 в 16:33
Сумма - да, такая не пройдет мимо финмониторинга, но еще в рамках годового лимита самозанятых.
В налоговую можно написать, но я так понимаю если получу ответ в свою пользу от конкретного сотрудника, то если другой решит иначе и будет и штраф и налог - мне никак ответ из налоговой не поможет. Они же не имеют непосредственной юридической силы и не прикрыться этой бумажкой.
Ответить

6 марта 2020 в 16:48
----------
Цитата

Vision2012 пишет:
если получу ответ в свою пользу от конкретного сотрудника

----------


Лучше не только написать, но и физически зайти в ближайшую налоговую и спросить. В идеале — в несколько разных налоговых у нескольких разных сотрудников.
Но вообще это явно налогооблагаемый случай и 13%.

И да, мы помним, что ИП на УСН и самозанятость — взаимоисключающие параграфы. Нельзя одновременно быть и тем, и этим.
Ответить

8 апреля 2020 в 12:59
Здравствуйте! Прочитал все страницы, но не нашел ответ. Ошибся в ИНН покупателя. Как быть? Аннулировать чек и сделать новый? А если ошибся в прошлом году?
Ответить

8 апреля 2020 в 13:29
----------
Цитата

SvinOdin пишет:
Аннулировать чек и сделать новый? А если ошибся в прошлом году?

----------


Аннулировать чек и сделать новый, если приложение даст. Не думаю, что от этого будут какие-то критичные последствия. Налоговой сейчас точно не до самозанятых ;)

На будущее — стоит быть максимально внимательным.
Ответить

20 апреля 2020 в 17:47
Товарищи. А почему не считает налог, ни 10-ого, ни сегодня? Не появился в начислениях, хотя все чеки за март учтены? Какая-то мера поддержки или глюк ЛК?
Ответить

20 апреля 2020 в 17:50
Борис72, всё пришло ещё 9 числа, в тот же день и оплачено :yep:
Ответить

20 апреля 2020 в 18:50
----------
Цитата

Борис72 пишет:
Не появился в начислениях, хотя все чеки за март учтены? Какая-то мера поддержки или глюк ЛК?

----------

Подозреваю глюк ЛК. Никаких мер поддержки, во всяком случае, в Москве, самозанятым объявлено не было, увы. Мне налог пришёл 12 числа, оплачен 13 числа, поступил на счёт налоговой, до конца проведётся 25 числа. Всё как обычно. Хотя, если честно, хотелось бы снятия налога на пару-тройку месяцев. Не то что бы у меня совсем полный тухляк (я многостаночник и не одними съёмками живу), но доходы несколько просели, хотя пока и не так, чтобы на стенку лезть.
Если не Москва и МО, то есть вероятность, что могли быть какие-то региональные меры поддержки, но в этом случае должно было быть, по идее, отдельное уведомление. Если вы не москвич, пошерстите внимательно указы своего губернатора или регионального парламента, а также, что куда надёжнее, свяжитесь с налоговой и узнайте всё подробно.
Возможно, это глюк именно приложения, тогда его стоит переустановить, а проверить начисления можно на сайте lknpd.nalog.ru, он от приложения не зависит.
Ответить

22 апреля 2020 в 17:34
В налоговом уведомлении за март было указано, что оплату требуется произвести до 06.05, а не до 25.04, как обычно. МО.
----------
Цитата

Борис72 пишет:
А почему не считает налог, ни 10-ого, ни сегодня?

----------

Пальцем в небо. Может, у вас налог менее 100р вышел?
Хотя, вы, поди, только в марте зарегились. У вас первый налог посчитается только до 12 мая.
Ответить

24 апреля 2020 в 11:19
1. Если клиенты все физлица, опано ли все оплаты от них получать на карту сбербанка? (К карте привязана услуга "Свое дело")
2. Нужно ли иметь бумажные договора и акты выполненных работ при работе с физлицами? Или можно обойтись вообще без бумаг? (опасаюсь 115ФЗ)
Ответить

24 апреля 2020 в 12:07
----------
Цитата

oxmy.ru пишет:
1. Если клиенты все физлица, опано ли все оплаты от них получать на карту сбербанка? (К карте привязана услуга "Свое дело")

----------

Нет, не опасно. Подобные банковские продукты именно для этого и придуманы (хотя я противник самозанятости «через банк» — приложение «Мой налог» есть инструмент необходимый и достаточный). Главное, чтобы на такую карту не приходили другие деньги — тогда они могут, особенно у Сбербанка, попасть под НПД, хотя ни по закону, ни по здравому смыслу облагаться никаким налогом не должны (внутрисемейные и дружеские переводы, пожертвования креативному классу, продажа подержанных вещей на авито/юле/из рук в руки/в соцсетях, обычная зарплата, услуги по «полноценному» договору ГПХ с заказчиком в роли налогового агента, субсидии, пенсии...).

----------
Цитата

oxmy.ru пишет:
2. Нужно ли иметь бумажные договора и акты выполненных работ при работе с физлицами? Или можно обойтись вообще без бумаг? (опасаюсь 115-ФЗ)

----------


С физическими лицами можно бумаг не иметь вовсе, но если есть сомнения, то можно придумать какую-нибудь простенькую формочку, либо просто купить бланки строгой отчётности — типа тех квитанций, которые выдают в ремонте обуви или сумок. Вот тут, например, БСО есть на любой вкус и практически на все случаи жизни, как под конкретные категории работ/услуг, так и универсальные (первое, что попалось в гугле такого сорта, это не реклама). Покопайтесь там, наверняка найдёте что-то подходящее. БСО для мелких услуг одновременно выполняет роль акта и гарантийного обязательства при желании. Но вообще по закону единственная отчётность самозанятого — это электронный чек.
С юридическими лицами договор крайне желателен и я, как работающий именно с юридическими лицами, всегда его делаю. Но не для себя, а для заказчика, потому что меня за жабры взять сложно и моя отчётность — это, как сказано выше, электронный чек, а вот к юридическим лицам могут придраться за любую копейку (иногда и буквально), поэтому для них полноценные бумаги обязательны. Впрочем, даже и юрлицам «взрослый» подробный договор на пяти листах десятым кеглем плюс ТЗ и акт, как сделано у меня, не всегда могут быть нужны — можно придумать кучу вариантов, где всё помещается на одной страничке. Но у меня и авторские права, и конфиденциальность, и возможные неустойки, и длящиеся отношения — поэтому букв много. Вот что самозанятому не нужно совершенно точно, так это печать. Она и ИП теперь факультативна , хотя я не встречал ещё ИП, который не сделал бы себе печать и не ставил бы её даже после законодательной отмены такой необходимости.

115-ФЗ самозанятым физлицам можно не опасаться — не те обороты (а вы, получается, автоматом отчитываетесь за все свои поступления, если у вас «Своё дело»). К тому же, насколько я понимаю, есть негласная установка простых самозанятых не дрючить. Однако, руководствуясь правилом «чем больше бумаги, тем чище задница», можете себе что-нибудь придумать, особенно если вы оказываете услуги того свойства, где велик риск нарваться на неадекватного клиента (сантехника, электрика, ремонт помещений, сборка мебели, косметические, парикмахерские).
Минус «Своего дела» в том, что банк и агрегаторы такси автоматически проставляют в электронном чеке в поле наименования услуги просто «Услуги самозанятого». С одной стороны, этого как бы достаточно, но с другой — не уверен. Я считаю, что в чеке нужно прописывать, какие именно услуги оказаны, как минимум во избежание разночтений и спорных ситуаций.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть