Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

5 марта 2020 в 18:47
----------
Цитата

Karizon пишет:
У меня небольшой опыт, тиньков и россельхоз только.

----------

Чуть побольше чем у Вас: ВТБ, Почта Банк, Открытие, УБРиР, возможно в этом году еще и ОТП банк добавиться.
Ответить

7 марта 2020 в 13:42
Доброго времени суток. Катастрофически необходима практика из регионов. По обсуждению понятно,что речь идёт про Москву. Сам обнаружил два незаконных запроса от райффайзена (получал их з.п. карту), но надо перечитать ещё раз договор. И у близкого родственника >10 запросов от ВТБ в 2014-2016 гг., тоже была з.п. карта и заявок на кредиты не было. Как в регионах обстоят дела с наказанием банков и самое главное со взыскиванием моральной компенсации в суде?
Ответить

7 марта 2020 в 13:52
----------
Цитата

Strider924 пишет:
Как в регионах обстоят дела с наказанием банков

----------

Нормально. Кроме ВТБ. Те, якобы, предоставили собственноручно подписанное клиентом разрешение на доступ к КИ.
----------
Цитата

Strider924 пишет:
со взыскиванием моральной компенсации в суде?

----------

:rofl:
Ответить

7 марта 2020 в 13:59
----------
Цитата

Antimony пишет:
якобы, предоставили собственноручно подписанное клиентом

----------

Это технически вообще не сложно сделать - в Adobe Acrobat DC вырезается кусок с отсканированного реально подписанного клиентом документа (да любого заявления...) и просто вставляется куда душа пожелает путем вставки нужной страницы в исходный документ и наложения этого куска с подписью на неё. Дальше дело техники - копия - лишние страницы удаляются и вуаля. Вряд ли они принесли именно бумажки. Электронно подстроить такое труда не составит.----------
Цитата

Antimony пишет:

изображение

----------

И всё же за возмездие, которое в карман не положишь или на него ничего не купишь особо энтузиазм не поддержать.
Ответить

7 марта 2020 в 14:20
Мне пришел конверт от ЦБ. В нем ответ по банку "Русский стандарт" (дублируется то, что прислали по электронной почте). Приложено определение об отказе в возбуждении дела в отношении бюро кредитных историй.
По банку "Открытие" пока ничего на бумаге не пришло, хотя на электронку по нему ответили раньше.
Ответить

7 марта 2020 в 15:04
Благодарю топик стартера за мануал!
Отправил заявление. Открытие заддосило запросами. 10 за пол года. Никогда ни кредитов ни карт там не имел...

Коллеги, а подскажите пожалуйста, история хранится в ОКБ, в заявлениях на кредит висит три запроса на кредитку альфы на одну и ту же дату 15.11.19. Нормально ли это и кто должен убрать? Мне писать в ОКБ или Альфа должна?
Обращался в другие банки, никто информацию в БКИ о заявках не передавал. Заявления эти хранятся на постоянной основе или по факту выдачи/отказа из базы удаляются?

Заранее благодарю за ответы!
Ответить

7 марта 2020 в 15:15
----------
Цитата

Flashbackfhb пишет:
Мне писать в ОКБ или Альфа должна?

----------

Корректирование кредитной истории лучше делать через бюро кредитных историй, тут выше писали об этом.

----------
Цитата

Flashbackfhb пишет:
Заявления эти хранятся на постоянной основе или по факту выдачи/отказа из базы удаляются?

----------

Не удаляются, как я понимаю. Тем они и плохи.
Ответить

7 марта 2020 в 15:24
----------
Цитата

Omni пишет:
лучше делать через бюро кредитных историй

----------


Отписал в ОКБ. Но меня интересует должны ли банки исправлять свои ошибки?


----------
Цитата

Omni пишет:
Не удаляются, как я понимаю.

----------


Почему у меня есть только от альфы какие-то нелепые заявки с статусом "на рассмотрении" с ноября 19г.
Почему от других банков нет никаких запросов?
Ответить

7 марта 2020 в 18:28
----------
Цитата

Flashbackfhb пишет:
Отписал в ОКБ. Но меня интересует должны ли банки исправлять свои ошибки?

----------

Должны, так же как и не делать их. Но они все долги простили.
----------
Цитата

Flashbackfhb пишет:
Почему у меня есть только от альфы какие-то нелепые заявки с статусом "на рассмотрении" с ноября 19г.

----------

Потому что у них руки из седалища.
----------
Цитата

Flashbackfhb пишет:
Почему от других банков нет никаких запросов?

----------

У банков нет обязанности делать запросы. Не хотят - не делают.
Ответить

7 марта 2020 в 20:01
----------
Цитата

Antimony пишет:
Должны, так же как и не делать их. Но они все долги простили.

----------

Тогда будем принуждать. "Не мытьем, так катаньем".
----------
Цитата

Antimony пишет:
У банков нет обязанности делать запросы. Не хотят - не делают X

----------

Имел в виду, что я обращался и в другие банки за кредитными продуктами, однако от них в БКИ информации не поступало, именно о заявках (заявлениях), не путаем с запросом в БКИ....
Ответить

9 марта 2020 в 17:48
----------
Цитата

Flashbackfhb пишет:
Имел в виду, что я обращался и в другие банки за кредитными продуктами, однако от них в БКИ информации не поступало, именно о заявках (заявлениях), не путаем с запросом в БКИ....

----------


А от других банков отказы были? Если были, то в силу ФЗ "О кредитных историях" обязаны передать причину отказа хотя бы в одно из БКИ.
Было у меня такое (у знакомого) с УБРиР, как они потом "отмазались" перед Уральским управлением ЦБ, что это т.к. клиент заявление не подписывал, то и заявки на кредит не было, а было "консультирование" клиента по кредитным продуктам, а камнем предкновения, как понимаете было, что клиент требовал отправить заявку на кредит БЕЗ СТРАХОВАНИЯ.
Я даже развернутый отзыв по УБРиР оставлял и про эту ситуацию тоже упоминал.
Там банк сам "косякнул" и мою КИ проверил, хотя я клиентом банка не являлся :)
Т.е. за свое любопытство банк все-таки поплатился.
https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10016789/
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть