Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

13 июля 2019 в 08:19
----------
Цитата

GarryV пишет:
Ну если бы всё так было сладко... Деньги в банк под 4-5%, а вам взамен - кредитка беспроцентная на год.. )
Но есть у меня на этот счет некоторые сомнения, подозреваю, что и в "грейс-период" кредитка не очень-то выгодна, наверняка там есть и подводные камни, например страховка покупок (и ещё чего-нить). Бесплатный сыр знаете где бывает? - Я вот точно знаю где ) И уж точно знаю, что банкам давать нам деньги без процентов нафиг не надо, (и уж тем более так настойчиво их навязывать..)
А даже если бы и совсем бесплатно, то зачем это надо, какой смысл? Если совсем денег нет, то не надо и депозит размещать вообще. Размещают свободные средства, а не последние...

И наверняка банки на этом всё равно не отстанут, а всучив кредитку начнут бомбить БКИ (и ваш телефон) с утроенной энергией.. (и уже на законных основаниях)

----------

Я бы сказал для чего, но этот топик не подходит для этой темы.
Ответить

13 июля 2019 в 08:33
----------
Цитата

intronet пишет:
Я бы сказал для чего, но этот топик не подходит для этой темы.

----------

Ну может быть я из другого поколения, может я чего-то не понимаю, но если банки для того чтобы нас осчастливить бесплатными кредитами нарушают законы в частности закон о кредитных историях и закон о персональных данных, то что-то здесь не вяжется..
Я точно совершенно знаю, что если звонят вам то что-то надо от вас, не звонят чтобы дать вам бесплатно денег, звонят только чтобы их взять ;)
Я вот так думаю что всучив вам кредитку и "обсеменив" БКИ десятками запросов, сотрудники банков не моргнув глазом сольют ваши данные "партнерам", которые будут названивать по 2 раза в день, объясняя что 4% очень мало, дайте лучше нам под 12%. И кончится всё тем, что вы останетесь с кредиткой и без денег.
Ну вот как-то мой жизненный опыт говорит именно за это. Бесплатно не бывает ничего. И деньги тоже не берутся из ниоткуда, если где-то прибыло то где-то - обязательно убыло.
То что инфляция съедает все проценты - да. А кто ее придумал инфляцию, и зачем именно? ;)
Ответить

13 июля 2019 в 08:39
----------
Цитата

intronet пишет:
Я бы сказал для чего, но этот топик не подходит для этой темы.

----------

КАМРАДы, действительно, тема данной ветки форума "Незаконные запросы кредитной истории", поэтому предложение прервать раскрытие других тем, которые лишь косвенно касаются незаконных вопросов, например, как это вредит или особенности кредитных карт. Во-первых, если это жизненные темы, то форум открытый и можно создать отдельную тему, а во-вторых, кредитные программы и тонкости грейс-периодов точно затрагиваются в других тематических ветках.
P.S. С уважением ко всем :uncap:
Ответить

13 июля 2019 в 08:46
Ну в принципе вы правы, конечно, лично я закругляюсь, поделился своим опытом и знаниями (выше), так то уж дальше первой страницы не было смысла писать - там всё ТС изложил достаточно внятно и подробно. Законы надо соблюдать (чтить надо уголовный и гражданский кодекс). В принципе мне пофигу запросы, но дело то не в запросах, а в нарушении закона. Если подминают тут, то подминают и всё остальное. Поэтому я выше написал - пишите в ЦБ, индивидуально, коллективно, в суды пишите заявления, с этим явлением надо бороться. Если это сойдет с рук - дальше будет хуже.
Ответить

13 июля 2019 в 08:53
----------
Цитата

GarryV пишет:
Поэтому я выше написал - пишите в ЦБ, индивидуально, коллективно, в суды пишите заявления, с этим явлением надо бороться. Если это сойдет с рук - дальше будет хуже.

----------

Спасибо за понимание и солидарен полностью. Именно по этой "дорожной карте" сейчас и действую, не торопясь. В сентябре- начале октябре планирую направлять исковое на банк+3БКИ.
Ответить

13 июля 2019 в 08:57
Запросы КИ - относительно эффективный и дешёвый способ целевого маркетинга. В странах с более развитой банковской системой такие запросы называются soft calls; по ним БКИ представляют ограниченный объем данных по субъекту. Soft calls не влияют на скоринговый балл, защититься от них можно "заморозкой" КИ. Hard Calls возможны только с разрешения клиента и, как правило, делаются только при обращении субъекта КИ за кредитом. Соответственно такие запросы учитываются при скоринге. В отсутствие инструмента soft call, банки в России (незаконно) применяют стандартный запрос.
Ответить

13 июля 2019 в 09:03
----------
Цитата

lvaavl пишет:
действую, не торопясь. В сентябре- начале октябре планирую направлять исковое на банк+3БКИ.

----------

А почему в сентябре? - Там срок годности есть (один год) Ну и иск то направляют в суд, а в банк и бки - претензию и требование.
В бки к слову направлять что-то бесполезно, они только по суду могут удалить (и то если будет в решении суда построчно написано что именно, вот чего не будет написано то не удалят) или если банк сам отзовёт запросы. и
----------
Цитата

tempur пишет:
5. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) и ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» предписание об устранении допущенных нарушений законодательства

----------
Никакие "предписания" ЦБ выписывать не уполномочен, он может только штраф наложить. Но удалять записи - ЦБ не в праве (как и требовать этого от банка или бки). Если банк и бки - уперлись, решить может только суд (в соответствии с законом)
Ответить

13 июля 2019 в 09:08
----------
Цитата

luitje пишет:
Запросы КИ - относительно эффективный и дешёвый способ целевого маркетинга.

----------

Видимо, к сожалению, Вы не прочитали все сообщения данной темы ... Здесь уже неоднократно обсуждалось, что банки делают это с целью продвижения своих кредитных продуктов. Только говорят это устно и приватно, потому что понимают, что нарушают и 218-ФЗ и 152-ФЗ, поэтому в официальных "отписках" в ЦБ или РКН они тихо-тихо бубнят - так получилось, всё это программный сбой, техника несовершенна ... Никто из них официально не заявил - "да, мы нарушили законы, т.к. очень хотели извлечь выгоду". Сами понимаете "чистосердечное признание - прямой путь к сроку".
Пожалуйста, очень прошу, умоляю - не уводите тему. Как там у них, на Западе, интересно, конечно, но мы живем здесь и здесь действуют не их западные законы с "холодными", "горячими" и "мягкими" звонками.
Ответить

13 июля 2019 в 09:11
----------
Цитата

lvaavl пишет:
А почему в сентябре? - Там срок годности есть (один год) Ну и иск то направляют в суд, а в банк и бки - претензию и требование

----------
Один год - это административное производство (по нарушению 218-ФЗ), а по 152-ФЗ - и того меньше. Гражданский иск на моралку - не позднее 3-х лет, как обычно.
Ответить

13 июля 2019 в 09:12
----------
Цитата

lvaavl пишет:
банки делают это с целью продвижения своих кредитных продуктов. Только говорят это устно и приватно

----------
Да это враньё. Я сказал - нет необходимости, брать не буду, в ответ стали посылать запросы ки с удвоенной энергией... ;)
----------
Цитата

lvaavl пишет:
иск на моралку - не позднее 3-х лет, как обычно.

----------
Это правильно, да. Меня тоже так обморалили, что я тоже подаю. Я ещё посчитаю финансовые убытки, моралку обычно к ним привязывают суды.
И справку возьму в поликлинике, здоровье ухудшилось.
Ответить

13 июля 2019 в 09:20
----------
Цитата

GarryV пишет:
И справку возьму в поликлинике, здоровье ухудшилось.

----------
Вот с этого момента поподробнее ))) Это поднимет планку компенсации, но ... Это не побои, которые легко снять в травмпункте, поэтому доказать, что потерял сон, аппетит или "с женой не получается :D ... более, чем сложно. Наши официальные справки и рецепты от участковых врачей не помогут. Они работают только против призывников, которые хотят закосить ...
Ответить

13 июля 2019 в 09:24
Думаю, что заключение МСЭ (ВТЭК) суд примет (инвалидность от этого прессинга).
В поликлинике возьму выписку со всеми датами полюс заключение МСЭ и подошью к иску.
Ответить

13 июля 2019 в 09:32
----------
Цитата

GarryV пишет:
инвалидность от этого прессинга

----------
Палка о двух концах ... Если перестараться и оформить инвалидность, побочный эффект - ограничение в трудовой деятельности или вождение транспортного средства (пример - М. Багда@@@арян). Опять же, суду важно, что негативные последствия связаны именно с конкретными действиями конкретного ответчика, указанными в иске, а наши психотерапевты привыкли работать с более размытыми границами воздействия: проблемы в семье, насилие со стороны сверстников, босс-козел и т.д. в широком спектре времени ...
P.S. тематика тоже уходит от цели этой ветки - предлагаю перейти в личку, если интересно.
Ответить

13 июля 2019 в 10:55
----------
Цитата

GarryV пишет:
Никакие "предписания" ЦБ выписывать не уполномочен,

----------

Серьезно? Так и в законе о Центральном банке сказано?
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Гражданский иск на моралку - не позднее 3-х лет, как обычно.

----------

По искам о нарушениях связанных с персональными данными срок давности отсутствует. Многократно упоминал об этом. И суд по выбору истца.
Ответить

13 июля 2019 в 11:17
----------
Цитата

tempur пишет:
По искам о нарушениях связанных с персональными данными срок давности отсутствует.

----------
Запамятовал ... Тем более - сказка. Месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным :achtung:
Ответить

13 июля 2019 в 11:28
lvaavl, слишком не охлаждайте, а то суд может резонно удивиться, что о моральных страданиях вы вспомнили через 5 и более лет.
Ответить

13 июля 2019 в 11:42
----------
Цитата

tempur пишет:
слишком не охлаждайте

----------
подал бы и раньше, но отказы от досудебного урегулирования от банка и БКИ стали поступать в мае, а это уже попадает на периоды отпусков в судах (((( у меня был неоднократный неприятный опыт, когда в ходе дела менялись судьи ... поэтому сейчас отшлифовываю жалобами на бездействия ЦБ и РКН в генпрокуратуре. Для разминки и тонуса госструктур)))
Ответить

15 июля 2019 в 14:57
----------
Цитата

Никакие "предписания" ЦБ выписывать не уполномочен, он может только штраф наложить. Но удалять записи - ЦБ не в праве (как и требовать этого от банка или бки). Если банк и бки - уперлись, решить может только суд (в соответствии с законом)
----------

Банк России, безусловно, имеет полномочия в рамках регуляторного надзора направлять предписания в случае неисполнения кредитными организациями нормативных актов. И более того, обязан это делать в т ч в целях защиты прав потребителей финансовых услуг.
Но требовать от него вынесения предписаний, конечно, нельзя, это не полномочия клиентов.
Скорее корректна формулировка «просьба принять все необходимые меры надзорного воздействия к деятельности кредитной организации в связи с неисполнением законодательства»
Ответить

15 июля 2019 в 15:24
----------
Цитата

печально.
тогда выходит, это вся возня так, на хлебушек струсить...

----------

Не совсем. РКН формирует запрос на бумаге о наличии сведений субъекта. Банк (не имея оснований обработки), конечно ответит на бумаге, что не обрабатывает.
РКН результаты общения должен направить материалы в Банк России. Банк России уже может в рамках плановой или внеплановой проверки на месте по материалам (формальным и бумажным) от РКН убедиться в фактическом отсутствии сведений субъекта, ибо имеет полномочия доступа в системы банка (включая «сели рядом и попросили написать запрос в базу»).
Будет ли это сделано, не берусь предполагать.
Ответить

15 июля 2019 в 19:37
Товарищи, получил сегодня выписку из Эквифакса, а там некий проданный договор по микрозайму на 15т руб....
Займов соответственно не брал( Какой алгоритм действий посоветуете в такой ситуации?
изображение
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть