Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

13 июля 2019 в 08:57
Запросы КИ - относительно эффективный и дешёвый способ целевого маркетинга. В странах с более развитой банковской системой такие запросы называются soft calls; по ним БКИ представляют ограниченный объем данных по субъекту. Soft calls не влияют на скоринговый балл, защититься от них можно "заморозкой" КИ. Hard Calls возможны только с разрешения клиента и, как правило, делаются только при обращении субъекта КИ за кредитом. Соответственно такие запросы учитываются при скоринге. В отсутствие инструмента soft call, банки в России (незаконно) применяют стандартный запрос.
Ответить

13 июля 2019 в 09:03
----------
Цитата

lvaavl пишет:
действую, не торопясь. В сентябре- начале октябре планирую направлять исковое на банк+3БКИ.

----------

А почему в сентябре? - Там срок годности есть (один год) Ну и иск то направляют в суд, а в банк и бки - претензию и требование.
В бки к слову направлять что-то бесполезно, они только по суду могут удалить (и то если будет в решении суда построчно написано что именно, вот чего не будет написано то не удалят) или если банк сам отзовёт запросы. и
----------
Цитата

tempur пишет:
5. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) и ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» предписание об устранении допущенных нарушений законодательства

----------
Никакие "предписания" ЦБ выписывать не уполномочен, он может только штраф наложить. Но удалять записи - ЦБ не в праве (как и требовать этого от банка или бки). Если банк и бки - уперлись, решить может только суд (в соответствии с законом)
Ответить

13 июля 2019 в 09:08
----------
Цитата

luitje пишет:
Запросы КИ - относительно эффективный и дешёвый способ целевого маркетинга.

----------

Видимо, к сожалению, Вы не прочитали все сообщения данной темы ... Здесь уже неоднократно обсуждалось, что банки делают это с целью продвижения своих кредитных продуктов. Только говорят это устно и приватно, потому что понимают, что нарушают и 218-ФЗ и 152-ФЗ, поэтому в официальных "отписках" в ЦБ или РКН они тихо-тихо бубнят - так получилось, всё это программный сбой, техника несовершенна ... Никто из них официально не заявил - "да, мы нарушили законы, т.к. очень хотели извлечь выгоду". Сами понимаете "чистосердечное признание - прямой путь к сроку".
Пожалуйста, очень прошу, умоляю - не уводите тему. Как там у них, на Западе, интересно, конечно, но мы живем здесь и здесь действуют не их западные законы с "холодными", "горячими" и "мягкими" звонками.
Ответить

13 июля 2019 в 09:11
----------
Цитата

lvaavl пишет:
А почему в сентябре? - Там срок годности есть (один год) Ну и иск то направляют в суд, а в банк и бки - претензию и требование

----------
Один год - это административное производство (по нарушению 218-ФЗ), а по 152-ФЗ - и того меньше. Гражданский иск на моралку - не позднее 3-х лет, как обычно.
Ответить

13 июля 2019 в 09:12
----------
Цитата

lvaavl пишет:
банки делают это с целью продвижения своих кредитных продуктов. Только говорят это устно и приватно

----------
Да это враньё. Я сказал - нет необходимости, брать не буду, в ответ стали посылать запросы ки с удвоенной энергией... ;)
----------
Цитата

lvaavl пишет:
иск на моралку - не позднее 3-х лет, как обычно.

----------
Это правильно, да. Меня тоже так обморалили, что я тоже подаю. Я ещё посчитаю финансовые убытки, моралку обычно к ним привязывают суды.
И справку возьму в поликлинике, здоровье ухудшилось.
Ответить

13 июля 2019 в 09:20
----------
Цитата

GarryV пишет:
И справку возьму в поликлинике, здоровье ухудшилось.

----------
Вот с этого момента поподробнее ))) Это поднимет планку компенсации, но ... Это не побои, которые легко снять в травмпункте, поэтому доказать, что потерял сон, аппетит или "с женой не получается :D ... более, чем сложно. Наши официальные справки и рецепты от участковых врачей не помогут. Они работают только против призывников, которые хотят закосить ...
Ответить

13 июля 2019 в 09:24
Думаю, что заключение МСЭ (ВТЭК) суд примет (инвалидность от этого прессинга).
В поликлинике возьму выписку со всеми датами полюс заключение МСЭ и подошью к иску.
Ответить

13 июля 2019 в 09:32
----------
Цитата

GarryV пишет:
инвалидность от этого прессинга

----------
Палка о двух концах ... Если перестараться и оформить инвалидность, побочный эффект - ограничение в трудовой деятельности или вождение транспортного средства (пример - М. Багда@@@арян). Опять же, суду важно, что негативные последствия связаны именно с конкретными действиями конкретного ответчика, указанными в иске, а наши психотерапевты привыкли работать с более размытыми границами воздействия: проблемы в семье, насилие со стороны сверстников, босс-козел и т.д. в широком спектре времени ...
P.S. тематика тоже уходит от цели этой ветки - предлагаю перейти в личку, если интересно.
Ответить

13 июля 2019 в 10:55
----------
Цитата

GarryV пишет:
Никакие "предписания" ЦБ выписывать не уполномочен,

----------

Серьезно? Так и в законе о Центральном банке сказано?
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Гражданский иск на моралку - не позднее 3-х лет, как обычно.

----------

По искам о нарушениях связанных с персональными данными срок давности отсутствует. Многократно упоминал об этом. И суд по выбору истца.
Ответить

13 июля 2019 в 11:17
----------
Цитата

tempur пишет:
По искам о нарушениях связанных с персональными данными срок давности отсутствует.

----------
Запамятовал ... Тем более - сказка. Месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным :achtung:
Ответить

13 июля 2019 в 11:28
lvaavl, слишком не охлаждайте, а то суд может резонно удивиться, что о моральных страданиях вы вспомнили через 5 и более лет.
Ответить

13 июля 2019 в 11:42
----------
Цитата

tempur пишет:
слишком не охлаждайте

----------
подал бы и раньше, но отказы от досудебного урегулирования от банка и БКИ стали поступать в мае, а это уже попадает на периоды отпусков в судах (((( у меня был неоднократный неприятный опыт, когда в ходе дела менялись судьи ... поэтому сейчас отшлифовываю жалобами на бездействия ЦБ и РКН в генпрокуратуре. Для разминки и тонуса госструктур)))
Ответить

15 июля 2019 в 14:57
----------
Цитата

Никакие "предписания" ЦБ выписывать не уполномочен, он может только штраф наложить. Но удалять записи - ЦБ не в праве (как и требовать этого от банка или бки). Если банк и бки - уперлись, решить может только суд (в соответствии с законом)
----------

Банк России, безусловно, имеет полномочия в рамках регуляторного надзора направлять предписания в случае неисполнения кредитными организациями нормативных актов. И более того, обязан это делать в т ч в целях защиты прав потребителей финансовых услуг.
Но требовать от него вынесения предписаний, конечно, нельзя, это не полномочия клиентов.
Скорее корректна формулировка «просьба принять все необходимые меры надзорного воздействия к деятельности кредитной организации в связи с неисполнением законодательства»
Ответить

15 июля 2019 в 15:24
----------
Цитата

печально.
тогда выходит, это вся возня так, на хлебушек струсить...

----------

Не совсем. РКН формирует запрос на бумаге о наличии сведений субъекта. Банк (не имея оснований обработки), конечно ответит на бумаге, что не обрабатывает.
РКН результаты общения должен направить материалы в Банк России. Банк России уже может в рамках плановой или внеплановой проверки на месте по материалам (формальным и бумажным) от РКН убедиться в фактическом отсутствии сведений субъекта, ибо имеет полномочия доступа в системы банка (включая «сели рядом и попросили написать запрос в базу»).
Будет ли это сделано, не берусь предполагать.
Ответить

15 июля 2019 в 19:37
Товарищи, получил сегодня выписку из Эквифакса, а там некий проданный договор по микрозайму на 15т руб....
Займов соответственно не брал( Какой алгоритм действий посоветуете в такой ситуации?
изображение
Ответить

15 июля 2019 в 22:11
Мачальник, вам в соседнюю тему про внесение изменений в КИ, а далее уже по результатам обращения в БКИ. Если МФО откажется вносить изменения, то тем про мошеннические микрозаймы на чужие паспортные данные на форуме много, там все описано.
Ответить

17 июля 2019 в 00:34
----------
Цитата

Dolphina пишет:
Банк России, безусловно, имеет полномочия в рамках регуляторного надзора направлять предписания в случае неисполнения кредитными организациями нормативных актов.

----------

Не готов ответить, я получил 2 письма от ЦБ, в последнем мне предлагается в случае отказа источников формирования КИ от удаления незаконных запросов (по моему заявлению) я могу обратиться в суд с требованием соблюсти закон (который на моей стороне).
Но к слову сказать "источник формирования" 10 раз ответил - нет, а на 11-й раз ответил, извините были неправы, щаз всё исправим.
Понимаете мне чужого не надо, и моральный вред мне ихний тоже. У меня вообще брезгливость к этой истории и этому банку. Но они мне полтора месяца мозги компостировали, отвечая, что они мне хотели предложения выгодные (а я га*но такое недоволен).
Тоесть нервотрепка и крайнее неуважение к клиенту. И полтора месяца "мы правы, чо хотим то и творим" а потом вдруг - сорян, мы как бы случайно, не нарочно, извините, надеемся простите.
То "мы по закону", то вдруг без закона..
Ну всё это понятно конечно, ЦБ на них штраф наложил, они поняли что в суде им при таком раскладе придется проиграть... Поражает просто потребительское и наплевательское отношение к клиентам "данного источника формирования" (отношение как к стаду скота, которое надо подоить).
Никакого индивидуального подхода там конечно нет. Сидит менеджер и мышью выделяет сотню клиентов подряд по списку, и оптом отправляет запросы в бки, особо не заботясь есть на это разрешения клиентов или нет. Клиенты это же бараны, их по головам считают.
Ну вот из бки робот присылает ответ, дальше они смотрят на кого можно кредит повесить а на кого нет.
Ответить

17 июля 2019 в 01:50
Меня в этой истории вот что беспокоит. Зачем этот конкретный "источник формирования" подает бесконечные запросы ки? Ведь для того чтобы одобрить кредитку клиенту банка (депозитному вкладчику) вовсе не надо подавать запросы его ки. Есть огромное множество таких же крупных банков, которые постоянно предлагают кредитки, и с более длинным грейс-периодом и с суммой лимита в 10 раз большей, и при этом их не интересуют никакие ки.
Поэтому у меня подозрения, что у данного конкретного банка (или конкретного менеджера) есть какие-то другие интересы, например, предоставление этих сведений "финансовым организациям без лицензии". Тоесть чистой воды аферизм. Тем более, что эти "финансовые организации без лицензии" стали активно (ежедневно) названивать, как раз в то самое время, когда "источник формирования ки" активно бомбил кредитное бюро запросами (уже получив отказ от заключения договора).
Вот что меня беспокоит во всей этой истории. Спайка легального и теневого сектора.
Ответить

19 июля 2019 в 14:37
отправил в ЦБ несколько жалоб/заявлений на открытие админдел (огромное спасибо за образец):

ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз»/ПАО Банк "ФК Открытие"
запросы были поданы Банком в Бюро 13.07.2018, 20.07.2018, 26.09.2018 и 05.10.2018

ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз»/АО «ОТП Банк»
запросы были поданы Банком в Бюро 01.10.2008 (шесть запросов), 02.10.2008 (шесть запросов), и 12.06.2016 соответственно (ИМХО откажут по истечению срока давности)

АО "Национальное бюро кредитных историй"/ПАО Банк "ФК Открытие"
запросы были поданы Банком в Бюро 13.07.2018 и 18.10.2018

ЗАО «ОКБ»/ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»
запросы были поданы Банком в Бюро 13.07.2018 и 18.10.2018

Есть желание наказать, дойти до суда, но нет времени. Посоветуйте юриста который взялся бы за иски к этим организациям.
Ответить

19 июля 2019 в 14:47
aarnet, шесть запросов в день это прям очень глючное у них ПО или сотрудники такие.

В каком вы городе?
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть