Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

22 июля 2019 в 17:42
GarryV, можете сделать лучше - сделайте. А трындеть в стиле "а я, а вот я, а у меня" многие горазды. Хватит тут офтопить. Последний раз прошу.
Ответить

22 июля 2019 в 18:08
----------
Цитата

tempur пишет:
Хватит тут офтопить.

----------
Вы весьма своеобразно понимаете слово "оффтоп" в судах вы тоже оперируете заимствованными словами?
По существу вопроса, я вам уже сказал выше, что ваше заявление написано безграмотно, поэтому и дела не возбуждаются. А мои грамотно, и все претензионные заявления удовлетворены в досудебном порядке, поэтому вы меня и гоните отсюда.

"Следует отметить, что кредитный отчет предоставляется пользователю кредитной истории с согласия субъекта кредитной истории (ч. 9 ст. 6 ФЗ «О кредитных историях»), которое в силу п. 9 ст. 6 ФЗ «О кредитных историях» обязан получать пользователь кредитной истории, а не бюро кредитных историй. При этом, согласие на раскрытие информации не требуется, если информация предоставляется по запросам лиц, поименованных в пп. 2, 3, 4, 5, 6 и 7 п. 1 ст. 6 ФЗ «О кредитных историях».
Между тем, ФЗ «О кредитных историях» не содержит обязанности бюро кредитных историй проверять наличие согласия у каждого пользователя, запросившего кредитный отчет. Напротив, ч. 12 ст. 6 ФЗ «О кредитных историях» прямо устанавливает право бюро кредитных историй в любое время запросить у пользователя кредитной истории подлинный экземпляр или копию согласия субъекта кредитной истории на получение основной части кредитной истории, заверенную уполномоченным должностным лицом пользователя кредитной истории.
Однако, на случай, когда субъект кредитной истории обнаружил в своей кредитной истории неправомерный ее запрос, ФЗ «О кредитных историях» устанавливает специальный способ защиты прав субъектов кредитной истории от неправомерных действий пользователей. Так, Заявителю, как субъекту кредитной истории, вправе обратиться в бюро кредитных историй с соответствующим заявлением, на основании которого бюро кредитных историй обязано провести соответствующую проверку (ст. 8 ФЗ «о кредитных историях») и в случае если бюро кредитных историй будет установлен факт неправомерного получения пользователем кредитной истории субъекта, такая информация сообщается в Центральный банк РФ для принятия решения о возбуждении административного производства. "
Ответить

22 июля 2019 в 18:26
GarryV, вы меня утомили. У меня все возбуждается и все ответы из ЦБ получаю и в суде и с банка и с бки все получил (по 50 т.р. с каждого, завидуйте). И не только я.

Я вас гоню отсюда по одной лишь причине - кроме бахвальства от вас нет ничего. Ноль. Дальше буду гнать через модераторов.
Ответить

22 июля 2019 в 18:31
----------
Цитата

tempur пишет:
вы меня утомили. У меня все возбуждается и все ответы из ЦБ получаю и в суде и с банка и с бки все получил (по 50 т.р. с каждого, завидуйте). И не только я.

----------
Ну вот в этом то всё и дело, - вы судите людей по себе. Я не завидую чужим деньгам, поэтому и вам не завидую, вы неприятный сутяга.
Если вы из-за 50тыр тут на полгода канитель развели, то мне вас просто жаль. А если берете деньги за представление в суде и составление исковых заявлений - то вам в "барахолку" а не в эту ветку форума.
Ответить

22 июля 2019 в 18:34
А по теме незаконных запросов КИ первые постановления по делам об АПН я получил из ФСФР России еще в 2012 году. И из Прокуратуры в части ПД.

Поэтому свои доводы можете оставить при себе. Меня вы ничему не научите уж точно.
Ответить

22 июля 2019 в 18:38
GarryV, совершенно мимо. За 6 лет на форуме никому и никаких платных услуг не оказывал. И не юрист я. Наоборот, делюсь знаниями и опытом бесплатно. Вы готовы делиться - делитесь. А пустопорожнее не пишите.
Ответить

22 июля 2019 в 18:46
----------
Цитата

GarryV пишет:
А мои грамотно, и все претензионные заявления удовлетворены в досудебном порядке,

----------

Так поделитесь ими бесплатно с людьми, а не лейте воду. Не готовы? Тогда прекратите бахвалиться. Все просто.
Можете даже в своей отдельной теме, чтобы с моими плохими образцами ваши не пересекались.
Ответить

23 июля 2019 в 14:32
Tempur, нужно письмо смотреть, но насколько я понял они усмотрели нарушение законодательства, но поскольку Уральское управление отказало в возбуждении адм.производства по причине (!) на момент вынесения постановления ответы из банков на запросы не поступили. По телефону специалист центрального аппарата предлагает сначала обратиться в суд для восстановления сроков привлечения банков к административной ответственности. Вообщем, дичь какая то они сроки пропустили, а теперь мне предлагают за них работу сделать, чтобы банки приволечь к административе по ст.13.11. Я уж лучше в суд сразу же за компенсацией материальных и моральных издержек, т.к. заключение о наличии нарушения центральный аппарат РКН мне предоставил.
Ответить

23 июля 2019 в 14:53
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Уральское управление отказало в возбуждении адм.производства по причине (!) на момент вынесения постановления ответы из банков на запросы не поступили.

----------

Вот за такое нерадивых сотрудников надзорных органов надо строго наказывать. Просто вопиющий непрофессионализм и наплевательское отношение к должностным обязанностям. Можете в личку кинуть скан их постановления об отказе в возбуждении дела об АПН, интересно почитать формулировки.
Про суд для восстановления срока это их очередной бред. Просто :omg:
Ответить

23 июля 2019 в 15:10
----------
Цитата

tempur пишет:
Alexander_K, поздравляю. Основание для обжалования постановления вашего территориального подразделения Роскомнадзора?

----------

tempur, проверил еще раз ответы от Центрального аппарата РКН, в суд они меня по другому вопросу отправляют, но так как там еще вопрос не завершен, пока не буду расписывать, а по Почта Банку и Банку Открытие они в итоге дали заключение и направили разъяснение в Уральское управление РКН.
Вот дословная цитата из ответа:
"Дополнительно сообщаем, что в целях недопущения в будущем подобных инцидентов в адрес ПАО «Почта Банк» и ПАО Банк «ФК Открытие» направлены письма о принятии мер по недопущению в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных, с предупреждением о том, что за нарушение законодательства в области персональных данных предусматривается административная ответственность в соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ.
Вместе с тем в адрес Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу направлено письмо с разъяснениями по существу Ваших доводов."
Т.е. я полгода переписывался с Уральским управление РКН, они не видели, что нарушение есть, а стоило переслать все их ответы в Центральный аппарат РКН и нарушение сразу же нашлось, но только сроки привлечения к сожалению уже прошли.
Ответить

23 июля 2019 в 15:17
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Т.е. я полгода переписывался с Уральским управление РКН, они не видели, что нарушение есть, а стоило переслать все их ответы в Центральный аппарат РКН и нарушение сразу же нашлось, но только сроки привлечения к сожалению уже прошли.

----------

Какая причина уккзана в постановлении об отказе в возбуждении дела об апн, вынесенным Уральским управлением РКН? Истечение срока, отсутствие состава, отсутствие события? Что?
Ответить

23 июля 2019 в 15:18
----------
Цитата

tempur пишет:
Вот за такое нерадивых сотрудников надзорных органов надо строго наказывать.

----------

Пытаюсь через Центральный аппарат РКН и Прокуратуру Свердловской области добиться проведения служебной проверки в отношении данного специалиста-эксперта.
Конечно специалист Центрального аппарата, с которым я разговарил по телефону, пытался меня убедить, что проведение служебной проверки в ведении руководителя территориального управления и нужно писать туда, но я уже в территориальное управление несколько раз писал, и последний ответ меня вообще их ошарашил
дословно:
"Письмо Управления от 25.01.2019 № 1532-05/66, как следует из наименования документа и содержания первого абзаца, является дополнением к ответу Управления
от 26.12.2018 № 27623-05/66 на Ваше обращение от 01.12.2018 (ID:1940166).
Поскольку все Ваши доводы, обосновывающие несогласие с результатами рассмотрения Управлением Вашего обращения от 01.12.2018 (ID:1940166), рассмотрены Центральным Аппаратом (далее - ЦА) Роскомнадзора, им дана надлежащая правовая оценка, ответ по существу в установленные законом сроки направлен в Ваш адрес, оснований и полномочий для их пересмотра и (или) переоценки у Управления не имеется.
Вместе с тем, полагаем целесообразным обратить Ваше внимание на тот факт, что выводы, сделанные ЦА Роскомнадзора, основаны на представленном Вами документе, полученном из Центрального Банка Российской Федерации по истечении вышеупомянутых сроков, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, а также с учетом позиции ЦА Роскомнадзора Управлением в отношении должностных лиц отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий (в т.ч. в отношении К.С. К-ой) приняты необходимые меры, направленные на соблюдений требований действующего законодательства Российской Федерации в установленной сфере ведения."
,но я все равно отправил письменное обращение через интернет приемную в центральный аппарат РКН и Прокуратуру Свердловской области.
Ответить

23 июля 2019 в 15:37
----------
Цитата

tempur пишет:
Какая причина уккзана в постановлении об отказе в возбуждении дела об апн, вынесенным Уральским управлением РКН? Истечение срока, отсутствие состава, отсутствие события? Что?

----------

Пишу дословно из постановления (свою ФИО заменяю заглавными буквами)
В соответствии с ч.4 ст.20 пп 1,3, ч.3 ст.23 Федерального закона "О персональных данных" Управлением в адрес ПАО "Почта Банка" направлен мотивированный запрос о предоставлении источника получения персональных данных Заявителя, правовые основания обработки персональных данных Заявителя (в том числе сведений о направлении запроса кредитной истории), пояснений по существу доводов Заявителя, изложенных выше, Информация в адрес Управления не поступила (не истек срок предоставления).
В заявлении К.А.А. отсутствуют материалы (сведения документального характера) подтверждающие факт незаконной обработки персональных данных Заявителя (документы, подтверждающие факт, что К.А.А. не является клиентом банка и в данный банк не обращался). Предоставленные Заявителем документы не являются достаточным доказательством наличия состава административного правонарушения .
Согласно п.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустанимые сомнения виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
И аналогичные основания по банку Открытие.
Т.е. вместо принятия решения о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней, она вынесла отказ.
При этом в Управлении была моя кредитная история приложенная к заявлению и в январе 2019 я досылал им ответы из бюро, которые удалили "незаконные" запросы, т.е. фактически банки еще в январе 2019 года поняли, что они не правы, а срок привлечения истекал в середине февраля 2019 года, но этих материалов Управлению не хватило, чтобы привлечь банки по ст.13.11.
Более того когда я с ее руководителем общался в марте-апреле 2019, когда у меня уже была вторая или третья жалоба, то по телефону они согласились, что она не правильно трактовала закон о персональных данных и не правльно вынесла решение, но на бумаге они мне слали отказы и всячески выгораживали данного сотрудника. Частичную цитату привел в предыдущем сообщении.
Ответить

23 июля 2019 в 15:45
Alexander_K, не всю цитату указали. Из процитированного скорее отказали по причине отсутствия события или состава. Так? Если так, то не пишите вашу интерпретацию
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Уральское управление отказало в возбуждении адм.производства по причине (!) на момент вынесения постановления ответы из банков на запросы не поступили.

----------

Тут важны нюансы и формулировки.

Но в любом случае вина конечно их.

Благодарю за активную позицию!
Ответить

23 июля 2019 в 15:56
----------
Цитата

tempur пишет:
Тут важны нюансы и формулировки.

----------

В ЛС посмотрите
Ответить

23 июля 2019 в 17:08
Alexander_K, документ посмотрел, феерический. Отказ в возбуждении в связи с отсутствием события АПН. Но основания для такого вывода феерические.
И это ведущий специалист-эксперт. Гнать со службы.

Мне кажется, их дерут за сроки и поэтому он не стал продлять рассмотрение и родил эту ересь.

Само это определение обжалуется через суд или вышестоящее должностное лицо. А действия (бездействия) должностных лиц тоже могут быть оспорены в суде. Ну и Прокуратура тут вправе принять меры воздействия, посмотрим, что с ней выйдет, поскольку там ситуация не особо лучше.

В РКН и Прокуратуре есть порочная практика направления всех обращений в территориальное подразделение по месту регистрации заявителя. Это и без того увеличивает сроки их рассмотрения. Благо, я теперь в Москве и головные офисы у большинства банков и БКИ тут же, поэтому хочется надеяться, что общение надзорного органа с нарушителями будет проходить быстрее.

Сейчас дочитал второе определение, там она вообще забыла указать, что ответ из банка не получен. А вообще жуть, полное незнание КоАП РФ или нежелание выполнить свою работу и качественно провести административное расследование. Такое ощущение, что до конца года старалась быстрее закрыть вопрос, чтобы показать хорошую статистику и не оставлять дело на следующий год. Якобы вы не доказали, что не обращались в банк. Просто кошмар, это же основы основ административного производства - да не должны вы это доказывать, наоборот, это банк должен доказать.
Ответить

25 июля 2019 в 13:03
Tempur, спасибо за Ваши комментарии. Дело в том, что я могу обжаловать решение к вышестоящему руководителю, т.е. к руководителю территориального управления, что я и сделал, когда мне в январе 19 года дослали ответ. Ответы были феерическими, если учесть, что исполнителем была та же самая эксперт, как понимаете свою ошибку она так и не признала. В итоге когда в очередной отписке мне сообщили, что управление прекращает со мной переписку, я все полученные ответы переслал в центральный аппарат ркн и вуаля, наркшение есть, но к сожалению асе сроки прошли. Теперь пытаюсь добиться служебной проверки в отношении данного сотрудника через прокуратуру Свердловской области и центральный аппарат ркн.
Ответить

30 июля 2019 в 00:39
Сбербанк подобно ФК Открытию начал ежемесячно запрашивать кредитную историю.
Запросы Открывашки убрал, Центробанк в действиях Кредитного бюро (equifax) не нашёл состава административного нарушения, а в отношении Открывашки пообещал открыть административное дело и на этом всё закончилось.

Но в Сбере у меня есть действующая кредитная карта с бесплатным ГО.
Получается Сбер имеет полное право ежемесячно запрашивать КИ, и умерить его прыть не представляется возможным?
И нафига ему ежемесячные КИ, если ничего не предлагает?
Ответить

30 июля 2019 в 00:45
----------
Цитата

Crash_Bandicoot пишет:

И нафига ему ежемесячные КИ, если ничего не предлагает? X

----------


Ну кому как. Мне например Сбер постоянно предлагает поднять лимит по карте. Надоедать стало отправлять раз в несколько месяцев смс-ку, что бы не поднимали лимит. Думаю запросы прямо с этим связаны.
Ответить

30 июля 2019 в 00:50
----------
Цитата

ommik пишет:
Сбер постоянно предлагает поднять лимит по карте.

----------
У меня и так лимит 300 000, которые не использую, куда ещё поднимать?

----------
Цитата

ommik пишет:
. Думаю запросы прямо с этим связаны.

----------
Что, у вас тоже в КИ ежемесячные запросы от Сбера?
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть