Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

26 августа 2019 в 21:40
e*******@gmail.com, нет, не так. Давайте дождемся реакции на мои последние заявления и от неё уже будем плясать.
Ему не нужно заниматься вопросами морального вреда в части оценки суммы компенсации, это делает суд. И в ЦБ мы обращаемся не за компенсацией морального вреда. Поэтому ответы из ЦБ на эту тему бредовые.

Я в марте подавал три заявления и мне все три определения об отказе по сроку прислали. Специально ничего не делал. Хотя и эти определения по КоАП высылают именно потерпевшему по его просьбе. В КоАП вообще, к сожалению, нет понятия заявитель, привязка к потерпевшему дурацкая, поскольку признание потерпевшим никак не конкретизировано даже в части порядка рассмотрения этого вопроса.
Ответить

27 августа 2019 в 12:38
Пять штрафов Открытию и три штрафа Уралсибу
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=12559
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10904631
Ответить

28 августа 2019 в 11:39
О нашей совместной деятельности даже в телеге уже пишут. 8)
tempur, поздравляю, так держать. :uncap:

----------
Цитата

Что-то ЦБ в последнее время активизировался в области штрафов крупным (даже государственным) банкам за различные нарушения в области кредитных историй. Кто не исправляет сведения, кто запрашивает кредитную историю без согласия заёмщика. Шалят, в общем. Уже прилетело «УРАЛСИБу», «Открытию» и, на днях, ВТБ. А сегодня за то же самое был оштрафован Банк «ДОМ.РФ». Правда, никаких подробностей ЦБ не раскрывает, а максимальные штрафы за эти провинности составляют не более 50 тысяч рублей. @fatcat18
----------
Ответить

28 августа 2019 в 13:16
jk3, ну, мои заслуги достаточно скромные, массовость обращений в руках самих людей. Какой-то известный канал (группа)? Не пользуюсь Телегой просто.
Меня больше радует, что и центральные СМИ осветили проблему. И этот канал в Телеге инфу черпает из новостей этого портала.
Ответить

28 августа 2019 в 18:39
Почитал и не очень понял...
...а как собственно запретить доступ к кредитным историям некоторым банкам, даже если я являлся/являюсь их клиентом (открыты счета, кредиты не имею)?
Ответить

28 августа 2019 в 18:49
Dupel_old, доступ по-умолчанию запрещен. Вы его предоставляете сами. А тема именно о несанкционированных (неразрешенных) запросах в нарушение закона.
Ответить

29 августа 2019 в 11:15
----------
Цитата

jk3, ну, мои заслуги достаточно скромные, массовость обращений в руках самих людей. Какой-то известный канал (группа)? Не пользуюсь Телегой просто.
Меня больше радует, что и центральные СМИ осветили проблему. И этот канал в Телеге инфу черпает из новостей этого портала

----------

Присоединяюсь к поздравлениям. Спасибо Вам за Ваше упорство. И Вашему коллеге GarryV из это ветки тоже.
Приятно видеть, что до регулятора дошло понимание необходимости объективного отношения ко всем банкам вне зависимости от вовлеченности регулятора в бизнес банка.
Вы показали регулятору, что не отступите от своей позиции, что умеете жестко и грамотно требовать выполнения регулятором его функций. Если GarryV тоже «пинал» ЦБ, ему тоже большое спасибо.
Массовость обращений ЦБ давно не пугала с их шаблонированными замыленными отписками от пострадавших клиентов банков по разным вопросам. Нужен был именно лидер-профессионал, кто направлял в этом непростом процессе.
Уверена, ЦБ СМИ мониторит, особенно данный ресурс, возможно с помощью работников портала.
Еще раз обращаю внимание представителей Банка России на обязанность сохранять объективность в своей деятельности.
Ответить

29 августа 2019 в 12:34
Я благодарен всем активным гражданам, которые проявляют упорство в общении с неповоротливой государственной машиной. :thumbsup:

Но, если честно, мимоходное упоминание проблемы в каком-то Telegram-канале на 65000 подписчиков поводом для поздравлений не считаю. Прошлые публикации в Известиях и Коммерсанте, которые разошлись по всем СМИ, гораздо весомее.
Ответить

29 августа 2019 в 17:36
Странно, что в теме нет ни одного упоминания Уралсиб, у меня он примерно раз в полгода-год делает запросы, хотя никогда их клиентом не был.
Ответить

29 августа 2019 в 17:42
YuriyT, упоминался, в том числе и недавно с тремя штрафами от ЦБ РФ.
Ответить

29 августа 2019 в 23:56
Получил ответ на обращение в Банк России, эта его часть полностью проигнорирована. :evil:
----------
Цитата

tempur пишет:
Какое количество решений о привлечении кредитных организаций и (или) должностных лиц, являющихся единоличными исполнительными органами кредитных организаций, к административной ответственности за нарушения требований Федерального закона «О кредитных историях» в случаях, предусмотренных статьями 5.53, 14.29, 15.26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было принято Банком России с начала 2019 года? Прошу указать количество по каждой из указанных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

----------
Ответить

30 августа 2019 в 19:10
Новая форма заявления сработала должным образом - меня признали потерпевшим и в скором времени пригласят для составления протокола в отношении нарушителя.

В возбуждении дела об АПН в отношении БКИ отказали в связи с отсутствием состава АПН - буду обжаловать.

Новая форма заявления размещена в первом сообщении темы.

Как и говорил ранее - никаких доказательств наличия морального вреда не требуется.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

1 сентября 2019 в 00:26
А следующим будет Альфа-банк. Достали они меня. Я не их клиент уже 8 лет, но мне постоянно названивают их роботы и сбрасывают трубку, а когда перезваниваешь то эти роботы начинают навязывать кредитную карту 100 дней.
Если не перезванивать, то начинают слать смсы, с тем же предложением. И разрешения на запросы кредитной истории они не получали от меня никогда.
Видимо это месть их самих и их подельников из других банков. Эти в прошлый раз отмазались за давностью совершенного преступления, но теперь не отмажутся. Я никогда не буду иметь никаких договорных отношений с банком который нарушает федеральные законы (ещё до установления каких бы то ни было отношений)
Ответить

1 сентября 2019 в 02:10
GarryV,
Ко мне недавно позвонила тётка из альфы пыталась всучить какую-то карту, сказал спасибо не надо и на этом разговор закончился. Надо записывать голос и на каждую не законную рекламу писать в роскомнадзор.
Ответить

1 сентября 2019 в 02:25
Вот проверить надо, выжду 2 недели и проверю. Я думаю прежде чем звонить и смски слать, наверняка они снова КИ запрашивали.
И КБ тоже достали, такое впечатление что кредитные истории им нужны даже больше чем банкам, потому что удалять незаконные КИ они хотят даже меньше чем сами банки.
Ответить

1 сентября 2019 в 06:44
----------
Цитата

GarryV пишет:
Я думаю прежде чем звонить и смски слать, наверняка они снова КИ запрашивали.

----------

Не факт. Банки любят всем подряд слать заманухи с "одобренными" кридитами/картами, а когда человек придёт получать якобы уже одобренное - отказать.
Ответить

1 сентября 2019 в 08:33
Мне от Альфы тоже звонили, но в КИ запросов нет.

Если при таком звонке не звучат ваши ФИО, то в Роскомнадзор смысла обращаться нет. За несанкционированную рекламу наказывает ФАС РФ, ощутимо так наказывает.
Ответить

1 сентября 2019 в 08:48
----------
Цитата

GarryV пишет:
А следующим будет Альфа-банк. Достали они меня. Я не их клиент уже 8 лет, но мне постоянно названивают их роботы и сбрасывают трубку

----------

Аналогично, пришлось идти к ним в офис, скандалить и добиваться, чтобы при мне убрали из базы данных мои телефоны. Сам удивился, но удалили (наблюдал за процессом прям на мониторе компьютера, чтобы удостовериться лично :D ). Теперь уже пару лет не тревожат :ura:
Ответить

1 сентября 2019 в 11:10
----------
Цитата

tempur пишет:
Мне от Альфы тоже звонили, но в КИ запросов нет.

----------
Ну вот дело в том что они раньше это уже делали в отношении меня, не имея тоже никакого разрешения. И делали неоднократно. У меня даже и дебетовой их карты не было никогда. Зато запросов было полно. И только я их удалил, как заново звонки начались и смски. Они наверное напару там с БКИ и шурудят.
Ответить

1 сентября 2019 в 11:12
----------
Цитата

Antimony пишет:
а когда человек придёт получать якобы уже одобренное - отказать.

----------
:D
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть