Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

19 ноября 2019 в 22:26
----------
Цитата

tempur пишет:
1. Протокол составят и без вас. После составления протокола будет вторая телеграмма с приглашением на рассмотрение дела и вынесение решения. Там тоже могут и без вас рассмотреть.

----------

Вопрос был скорее не в том, могут ли без меня. То что могут без меня, я понимаю. А скорее вопрос в том, насколько это критично и что-то изменится от моего присутствия/отсутствия или это формальность. И стоит ли уведомить об отсутствии ЦБ каким-то образом?
----------
Цитата

tempur пишет:
3. В любой момент можете направить досудебную претензию, если считаете, что ваши права нарушены. Сумма компенсации морального вреда не может быть рассчитана по формуле и уж тем более не регламентируется в КоАП РФ.

----------

Может у кого-то есть пример досудебной претензии. Мне просто в общих чертах нужен пример, чтобы составить содержательную часть в части ссылки на законы.
----------
Цитата

tempur пишет:
4. Зачем обращаться в банк?

----------

В ЦБ отказали в возбуждении дела в ввиду обоснования ВТБ причин запроса. Потому хотелось бы грамотно, с точки зрения закона затребовать все документы от банка и оспорить законность его запроса моей КИ.
Ответить

19 ноября 2019 в 22:27
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
в РКН я жаловался только на банки

----------

Добрый вечер, можете поделится шаблоном для обращения в РКН на действия банков?
Ответить

19 ноября 2019 в 22:36
----------
Цитата

tempur пишет:
рискну предположить, что отказные определения в отношении БКИ, а банк туда попал по оплошности.

----------

Да, мне тоже пришли ответы по БКИ в отказе в возбуждении, а по Банку была запись что будет решаться вопрос о возбуждении, а уже после пришли телеграммы с приглашением. Видимо даже когда пишут только на Банк, они направляют запрос и в БКИ тоже, как третью сторону, потому и в ответах про Банки могут фигурировать БКИ.
Ответить

20 ноября 2019 в 18:16
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Alexander_K, не сочтите за дерзость ... Поделитесь текстовкой иска? Если необходимо обсудить возможность моей благодарности, в разумных пределах, конечно, пишите в личку - готов обсудить )))

----------

В личку ответил
Ответить

20 ноября 2019 в 18:16
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Alexander_K, не сочтите за дерзость ... Поделитесь текстовкой иска? Если необходимо обсудить возможность моей благодарности, в разумных пределах, конечно, пишите в личку - готов обсудить )))

----------

Смотрите личные сообщения
Ответить

21 ноября 2019 в 04:33
А вот новая (по крайней мере- для меня) "фишка" отмазки Банка и Бюро, но плюс в том, что здесь наказывают Бюро (за недостоверный отчет). В кратце - интересное выделила.



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Служба по защите прав
потребителей и обеспечению
доступности финансовых услуг
107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru
тел. (495) 771-91-00
на №
от
О рассмотрении обращения

Уважаем_________________!
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее - Служба) рассмотрела Ваше обращение от _______ и сообщает следующее.
В рамках проверочных мероприятий Службой в адрес АО «Альфа-Банк» (далее - Банк) и ЗАО «ОКБ» (далее - Бюро) направлены запросы.
Из предоставленного Бюро ответа следует, что в Вашей кредитной истории отсутствует запрос Банка. Запись в Вашей кредитной истории является информацией о решении по Вашей заявке (заполненной на сайте Банка) на предоставление кредитного продукта Банка (далее - Заявление).
Бюро сообщило, что в результате технического сбоя Бюро Заявление отражено в разделе «Кто интересовался моей кредитной историей», вместо раздела «Информация о заявлениях и решениях».
Дополнительно Бюро сообщило, что по состоянию на _______ технический сбой устранен и Ваша кредитная история актуализирована.
По вопросу применения в отношении Банка и Бюро мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с предоставлением Бюро Банку Вашего кредитного отчета, направляем Вам определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в связи с предоставлением Бюро недостоверного кредитного отчета Службой рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Бюро и проводятся процессуальные действия в рамках КоАП РФ.
Ответить

21 ноября 2019 в 07:34
e*******@mail.ru, да, есть такая статья в КоАП РФ:
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 5.55. Непредоставление кредитного отчета

Непредоставление бюро кредитных историй кредитного отчета, предоставление неполного или недостоверного кредитного отчета, а также несвоевременное предоставление кредитного отчета в случаях, если такое предоставление осуществляется или должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях", -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------

Я очень сомневаюсь, что это сговор БКИ и банка с целью снятия вины с банка.

В любом случае, если вы эту заявку на кредит не подавали, то пишите и в Роскомнадзор, поскольку банк передал в БКИ ваши персональные данные не имея на то законных оснований. И можно её удалить из КИ через внесение изменений.
Ответить

21 ноября 2019 в 08:19
tempur,
----------
Цитата

tempur пишет:
пишите и в Роскомнадзор

----------

Хорошо, напишем :uncap:
Ответить

21 ноября 2019 в 08:26
tempur,
Кстати, по поводу Роскомнадзора получилась интересная история:
Подавала им заявление об АП, пришел отказ с указанием что это не обращение, в предоставленном мной инфо не достаточно оснований. Звоню им уточнить (думаю, может я что-то не понимаю), ответили что поданное заявление не считается обращением)) а вот если напишите в письме именно заголовок "Обращение", то у них полномочия расширяются)))
Не стала спорить- переименовала заголовок в "Обращение" (суть обращения не меняла) -отправила.
Дело возбудили, Банк привлекли к ответственности))).
Вот так)
Ответить

21 ноября 2019 в 08:57
e*******@mail.ru, на такое только знаменитой фразой Лаврова можно ответить. :omg:
Ответить

21 ноября 2019 в 21:04
----------
Цитата

andscorp пишет:
А скорее вопрос в том, насколько это критично и что-то изменится от моего присутствия/отсутствия или это формальность.

----------

Ну, если вы хорошо знаете законодательство, КоАП РФ и Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ относительно административного производства и поэтому считаете, что можете действенно участвовать в рассмотрении дела, то, конечно, стоит посетить данные мероприятия. Если же вина банка установлена и вам более нечего добавить к указанному в заявлении, то и присутствие на рассмотрении большого смысла не имеет. Об отсутствии можете предупредить устно по телефону из телеграммы.
----------
Цитата

andscorp пишет:
В ЦБ отказали в возбуждении дела в ввиду обоснования ВТБ причин запроса. Потому хотелось бы грамотно, с точки зрения закона затребовать все документы от банка и оспорить законность его запроса моей КИ.

----------

Вы текст/скан определения об отказе опубликуйте, там уж подумаем.

Открытию очередные 16 штрафов за незаконные запросы КИ:
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10911052
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10911203
Ответить

21 ноября 2019 в 21:21
----------
Цитата

e*******@mail.ru пишет:
Подавала им заявление об АП, пришел отказ с указанием что это не обращение, в предоставленном мной инфо не достаточно оснований.

----------


Я точно с такой же формулировкой подавал - заявление о возбуждении АП, так эксперт отказала в возбуждении АП по причине !!! (на момент составления протокола ответ от банка не поступил).
Полгода переписки с ЦА РКН, Прокуратурой Свердловской области и вуаля! Сотрудник оказывается депримирован, из ЦА РКН направлено разъяснение, что так делать нельзя, при отстутствии ответа (при этом если не прошли сроки предоставления ответа) специалисты тер.органов РКН оказывается должны выносить определение о продлении сроков рассмотрения АП. Вот так новость для нашего территориального управления была!! Кстати у меня сейчас в РКН рассмотрения АП в отношении ОТП Банка, ситуации один в один с Почта Банком, я обратился в магазин за рассрочкой, одобрил один банк, а в магазине мне дали на подпись документ об обработке ПД и запрос КИ только от одного банка, хотя должны были дать такой документ, который бы содержал все банки куда моя заявка была направлена, следовательно, оформленного согласно законодательства у банка не оказалось разрешения на обработку ПД и запрос КИ, но они ответ по запросу РКН пока не предоставили (сроки не прошли), так в этот раз тер.РКН вынес решение о продлении сроков рассмотрения АП. Я им в ответ написал, чтобы не забыли возбудить АП по ст.19.7, если сроки предоставления ответа на их запрос пройдут. а ОТП банк ответ так и не направит.
Ответить

21 ноября 2019 в 21:23
----------
Цитата

mmv980 пишет:
Проверял свою кредитную историю, и нашел действующую кредитную карту , о которой я не знаю. Выдана года 2 назад. Если я правильно интерпретирую кредитный отчет, то карта не используется, за 2 года там долг все время по нулям.

----------


Если при этом других действующих кредитных продуктов в этом банке у Вас нет, то смело пишите в ЦБ, а если и текущих счетов в этом банке нет, то и в РКН.
Ответить

21 ноября 2019 в 21:28
----------
Цитата

tempur пишет:
В любом случае, если вы эту заявку на кредит не подавали, то пишите и в Роскомнадзор,

----------


Если найду ответ из ЦА РКН, то скину. Суть ответа сводилась к тому, если при незаконном запросе КИ ЦБ вынес решение об этом, но на этот момент у Вас был действующий текущий счет или дебетовая карта, то обработка ПД банком производиться на законных основаниях.

Хотя я с их ответом и не согласен в корне, т.к. в ФЗ О ПД, четко написано, что у обработки ПД должна быть цель, а обработка ПД для поддержания текущего счета или дебетовой карты и обработка ПД в целях выдачи кредита/кредитной карты, я считаю разными вещами, но спорить с ними не стал, так как в той ситуации успокоился тем, что ЦБ выписал штраф банку, да и сроки привлечения со стороны РКН к моменту запроса уже прошли.
Ответить

21 ноября 2019 в 21:31
----------
Цитата

e*******@mail.ru пишет:
Подавала им заявление об АП, пришел отказ с указанием что это не обращение, в предоставленном мной инфо не достаточно оснований. Звоню им уточнить (думаю, может я что-то не понимаю), ответили что поданное заявление не считается обращением)) а вот если напишите в письме именно заголовок "Обращение", то у них полномочия расширяются)))

----------


Может они таким образом от Вас хотели отделаться. Я теперь все свои заявления о возбуждении АП в территориальный РКН дублирую через Прокуратуру Свердловской области, понятно дело, что прокуратура пересылает мои заявления в РКН, но тогда они точно его рассматривают, хотя возможно, что это теперь отношение только ко мне, т.к. при аналогичных запросах моих знакомых через Прокуратуру из РКН приходят такие же отписки, какие раньше приходили мне. :)
Ответить

21 ноября 2019 в 21:36
----------
Цитата

e*******@mail.ru пишет:
Запись в Вашей кредитной истории является информацией о решении по Вашей заявке (заполненной на сайте Банка) на предоставление кредитного продукта Банка (далее - Заявление).

----------


Очень интересно, в последнем моем случае с ОТП Банком, по моему заявлению в БКИ (банк удалил заявку, а вот удалить сам запрос КИ не спешит подтвердить).
Ну для таких шибко умных банков есть еще ст.15.26.3 - не предоставление ответа в срок на запрос бюро.

У Вас был реально запрос на сайте банка? А как же заявление собственно ручно подписанное или усиленной цифровой подписью или аналогичное? Как они докажут что смска является Вашей подписью?
Что-то ЦБ тут темнить, либо я что-то не понимаю.
Ответить

21 ноября 2019 в 21:55
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Суть ответа сводилась к тому, если при незаконном запросе КИ ЦБ вынес решение об этом, но на этот момент у Вас был действующий текущий счет или дебетовая карта, то обработка ПД банком производиться на законных основаниях.

----------

Они снова путают тепло с мягким, не желая вдаваться в подробности. Вы абсолютно правы и я уже много раз объяснял суть нарушения со стороны закона о ПД - если у банка отсутствует согласие на запрос КИ, то он не имеет законных оснований направлять запрос в БКИ и, соответственно, ваши персональные данные в составе данного запроса передаются им незаконно!
Ответить

22 ноября 2019 в 11:01
Писал жалобу в ЦБ на то, что после признания запроса незаконным, МФО не удалила запись по заявлению в БКИ. В БКИ ответили, что отправили запрос дважды, приложив письмо ЦБ, а МФО в свою очередь ответили, что запрос правомерный.
Сегодня пришел ответ. Если вкратце, то в адрес МФО был направлен запрос., а МФО ответило, что уже удалила запрос из БКИ.
И в конце пишут. В настоящее время Службой рассматривается вопрос о применении в отношении Общества мер, предусмотренных законодательством РФ.

О каком нарушении пишет ЦБ?
Ответить

22 ноября 2019 в 11:19
sanuzb, им светит штраф по этой статье КоАП РФ:
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 15.26.3. Неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй

Неисполнение установленной законом обязанности по представлению в установленный законом срок источником формирования кредитной истории информации, подтверждающей достоверность ранее переданных сведений или правомерность запроса кредитного отчета, оспариваемые субъектом кредитной истории, либо ненаправление указанным источником соответствующих достоверных сведений или просьбы об удалении неправомерного запроса в бюро кредитных историй в установленный законом срок -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------
Ответить

22 ноября 2019 в 16:09
Alexander_K,
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
У Вас был реально запрос на сайте банка?

----------


В этом банке запрос был, через сайт.
Но нигде не было прописано согласия на запрос в БКИ (я перестраховываясь, делала скиншоты экрана при заполнении анкеты).
Также не было инфо о том, что СМС это ЭЦП, о чем я информировала Банк России, и ответ был по этому вопросу: идите в суд- гражданские дела не в их компетенции)
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть