Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

25 декабря 2019 в 19:16
Karizon, давайте не будем устраивать тут баталий. Я надеялся, что вы убедительно опровергните слова ПБ Тинькова.
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Не запрашиваем кредитную историю при открытии вклада.

----------
Ответить

26 декабря 2019 в 07:13
----------
Цитата

tempur пишет:
Я надеялся, что вы убедительно опровергните слова ПБ Тинькова.

----------

У меня 3 незаконных запроса КИ (подтвержденных цб). Я никогда не оформлял никаких кредитов в этом банке. Вклады были и есть. На вопрос сотрудникам банка почему в лк появилась активированная кредитная карта, ответ был, а мы подумали что вам нужна будет. Не надо? значит закрываем доступ к ней. И это уже 2 раз было.
Ответить

26 декабря 2019 в 07:16
----------
Цитата

Karizon пишет:
У меня 3 незаконных запроса КИ (подтвержденных цб). Я никогда не оформлял никаких кредитов в этом банке. Вклады были и есть. На вопрос сотрудникам банка почему в лк появилась активированная кредитная карта, ответ был, а мы подумали что вам нужна будет. Не надо? значит закрываем доступ к ней. И это уже 2 раз было.

----------

Без согласия клиента не открываем кредитные продукты. Направьте, пожалуйста, ФИО и дату рождения в ЛС - проверим ситуацию.
Ответить

26 декабря 2019 в 07:26
Тинькофф Банк,
Не будем засорять эту ветку. Всю информацию я уже получил через лк банка.
Ответить

26 декабря 2019 в 07:33
----------
Цитата

Karizon пишет:
Не будем засорять эту ветку

----------

Для этого и просили направить данные для разбора в ЛС.
Ответить

26 декабря 2019 в 08:23
Karizon, вот это уже весомо, спасибо. Про кредитку вообще жесть. Но тут, скорее, в КИ залезли для выпуска кредитки. Или есть запросы сильно раньше?
Ответить

26 декабря 2019 в 11:18
tempur,
Я давний клиент банка, только вклады, только свои деньги. Сильно раньше я тут озвучил - больше года, и цб не получил подтверждение моего согласия.
Ответить

26 декабря 2019 в 11:21
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Для этого и просили направить данные для разбора в ЛС.

----------

Я написал ранее, вся информация мне была предоставлена сотрудником банка в чате через лк банка.
Ответить

26 декабря 2019 в 11:34
tempur,
Если будет желание отпишусь как сходил на 2 "телеграммы" в январе.
Ответить

26 декабря 2019 в 11:42
Karizon, в общем и целом на составлении протокола ничего интересного. В вашем случае будет интересна их реакция на несогласие с составлением одного протокола по нескольким событиям АПН.

По второму иску Николая Садомова опубликовали решение https://kad.arbitr.ru/Kad/PdfDocument/2251ddcc-7dcc-419f-9899-150e98c5bed4/1481d468-13e1-436c-949e-f643b2f4a215/A40-252074-2019_20191218_Reshenija_i_postanovlenija.pdf - основная причина отмены процессуальная и доводы о наличии вины БКИ полностью взяты из решения по первому иску (да, даже в арбитраже судьи копируют решения друг у друга).
Ответить

26 декабря 2019 в 12:05
удл
Ответить

26 декабря 2019 в 12:12
tempur,
Реакция известа. Не нравится обжалуйте.
Ответить

27 декабря 2019 в 16:48
----------
Цитата

Это фрагмент из интервью с заместителем председателя правления, руководитель розничного блока банка «Открытие».
----------

А как уважаемый заместитель председателя правления объясняет предодобрение кредитов и рассылку субъектам БКИ смс с данными предодобренных кредитов по результатам незаконного обращения в БКИ? Особенно в части физ лиц, не являвшихся клиентами ни Открытия, ни Бинбанка.
Тоже «технические аспекты загрузки данных из разных источников»?
Ответить

27 декабря 2019 в 17:13
Очередная порция штрафов за незаконные запросы кредитных историй:
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15590
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15820

Нарушители:
Акционерное общество «Тинькофф Банк»
Акционерное общество «Райффайзенбанк»
Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие»
Ответить

29 декабря 2019 в 12:19
Опубликован полный текст решения по третьему иску Николая Садомова и оно уже не по процессуальным мотивам https://kad.arbitr.ru/Kad/PdfDocument/2bc464af-ca8e-4e81-a498-3cf87efbd395/e7c877c5-0a04-487f-a550-f274efa92b64/A40-252077-2019_20191226_Reshenija_i_postanovlenija.pdf
Судья, конечно, немного взволновал, когда в описательной части написал, что в удовлетворении заявления отказано. Особенно при условии, что уже была опубликована резолютивная часть в пользу заявителя.
Формулировки в этом решении более четкие и жесткие - банк пользователем КИ не являлся, следовательно и БКИ не может уповать на обязательные требования закона о КИ. О чем тут и говорилось многократно.
Ответить

30 декабря 2019 в 09:12
Ранее в ленте я обращала ваше внимание на "Восточный" (нарушение по нескольким БКИ)
Первоначально привлекли его по запросу в ОКБ.
Сегодня получила определение - по НБКИ прекратили, поскольку в Амурском отделении ЦБ РФ решили, что нельзя нести наказание дважды за одно и то же нарушение...

Изощрениям Копперфильд позавидует))).

Жаль, что еще в КРФоАП нет эл.подачи документов - бумага только так улетает на обжалования.
Ответить

30 декабря 2019 в 09:19
e*******@mail.ru, я выше озвучивал контрдоводы относительно одного штрафа за несколько запросов. К этой ситуации они полностью применимы.

Все жалобы на определения в ЦБ подавал в виде сканов, проблем не возникало. Вот с арбитражом пришлось повозиться и с бумагой.
Ответить

30 декабря 2019 в 09:28
----------
Цитата

tempur пишет:
Все жалобы на определения в ЦБ подавал в виде сканов

----------


То есть через сайт?

Я почему спросила- через сайт подала жалобу- мне пришел отказ в рассмотрении: "в КоАП РФ не предусмотрена подача жалоб в эл виде", при этом ЦБ сделал ссылку на позицию ВС РФ от 13.06.19 по делу № 11-ААД19-4
Ответить

30 декабря 2019 в 09:50
e*******@mail.ru, да, через сайт с авторизацией через Госуслуги (возможно, это как-то влияет). Ну, у них там ветер часто меняется, может и в этом вопросе сменился.
Ответить

30 декабря 2019 в 10:32
По Сбербанку- прислали отказ, потому что ЦБ увидел в Заявлении-анкете согласие на запрос КИ.
Запросила этот документ в банке, так там трактовка: "право Банку на обращение в одно или несколько БКИ для проверки сведений, указанных в Заявлении-анкете и получения информации обо мне".

Меня терзают смутные сомнения, а считается ли такая трактовка правом на запрос и получение КИ?
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть