Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

4 февраля 2020 в 19:03
Igor33, предположу, что это информация о заявках на кредит, а не запросы КИ. Можно удалить через заявление в БКИ о внесении изменений в КИ. Если уверены, что в данном банке ваших данных на законных основаниях быть не может, то еще можно обратиться в Роскомнадзор.
Ответить

4 февраля 2020 в 20:01
----------
Цитата

tempur пишет:
Igor33, предположу, что это информация о заявках на кредит, а не запросы КИ. Можно удалить через заявление в БКИ о внесении изменений в КИ. Если уверены, что в данном банке ваших данных на законных основаниях быть не может, то еще можно обратиться в Роскомнадзор.

----------

Получается, что кто-то от моего имени подаёт заявки в ПБ на кредит в 600 тыс руб? :o
Ответить

4 февраля 2020 в 20:43
Есть ли у банка юридическое право удалять запросы из КИ самостоятельно без участия клиента?
Ответить

4 февраля 2020 в 21:17
Tiger Woods, нет, это незаконно. В КИ могут внести изменения только по вашему заявлению. Его можно подать в БКИ, но можно и в банк. Но лучше в БКИ, поскольку только при обращении в БКИ строго регламентируются сроки рассмотрения обращения и предусмотрена ответственность банка за их нарушение.
Ответить

5 февраля 2020 в 07:11
----------
Цитата

Igor33 пишет:
Получается, что кто-то от моего имени подаёт заявки в ПБ на кредит в 600 тыс руб?

----------

Либо так, что врядли. Либо это оборзевший банк таким образом пытается вам впарить кредит. Это обычное дело. Припоминаете смски или звонки с предложениями кредитов или кредиток? Вот после таких незаконных запросов и заявок они обычно и поступают.
Ответить

5 февраля 2020 в 12:03
Получил странный ответ от банка, который утверждает, что я сам инициировал запрос КИ в НБКИ.
Как такое могло произойти? Тем более в запросе стоит именно название банка.
Ответить

5 февраля 2020 в 12:09
Tiger Woods, да это просто лапша на уши. Так же как "технический сбой". Вы что же думали, они признаются, мол, "да мы постоянно шаримся по ки клиентов и даже неклиентов чтобы прикинуть, что им лучше всего впарить"? Нет, этого не будет никогда.
Ответить

5 февраля 2020 в 12:14
----------
Цитата

Antimony пишет:
да это просто лапша на уши.

----------

Я обращение в ЦБ уже оправил, пусть они разбираются. Мне сложно представить, чтобы я отправил запрос от имени мтс-банка в нбки... да таких каналов взаимодействия БКИ с физлицом же нет :crazy: :wall:
Ответить

5 февраля 2020 в 12:38
Tiger Woods, чисто технически и юридически субъект КИ может запросить КИ через банк, поскольку у банка есть канал общения с БКИ и он может вас идентифицировать. Но в данном случае, скорее всего прав Antimony - банк лжет.
Ответить

6 февраля 2020 в 01:07
----------
Цитата

Antimony пишет:
оборзевший банк таким образом пытается вам впарить кредит.

----------

да вообще оборзели, сегодня звонят какие-то, "Буратино Карлович, спешим вам сообщить что вы выиграли беспроцентный кредит на миллион рублей! Уточните ваши данные."
И откуда берут вообще сведения? Пришлось идти закрывать контракт, потому, что звонки эти уже по три раза в день. Теперь ещё и очередной запрос придется делать о том кто именно и когда делал незаконные запросы ки.
- Это политика самих банков, однозначно, штрафы слишком мизерны и незначительны, менеджеры низшего звена не стали бы нарушать закон ради бонуса и премии, - им велели это делать. И сливать данные наверно налево и направо, и не бесплатно ясное дело. У них "работа" такая - создавать неудобства клиентам. Потому что проблемы их самих от нарушения законов - минимальны.
PS
Продать бутылку водки несовершеннолетнему обойдется дороже, чем продать клиента целиком жуликам. (вымотав предварительно все нервы)

Я сейчас записываю из этой темы и делаю таблицу в какие банки я никогда не принесу деньги. В этой теме все эти банки перечислены (и остальным советую так сделать, может хоть это возымеет какое-то действие, если штрафы не помогают) Потому что те же самые банки которые нарушают закон о кредитных историях, они же нарушают и закон о персональных данных (вне сомнений)
Ответить

6 февраля 2020 в 07:55
----------
Цитата

GarryV пишет:
менеджеры низшего звена не стали бы нарушать закон ради бонуса и премии, - им велели это делать.

----------

именно..., по сути нужно гнать весь топ менеджмент банков с "волчьим билетом" и набирать новых
Ответить

6 февраля 2020 в 09:08
Подавала два заявления о привлечении Восточного (ОКБ И НБКИ):
1. Восточный - ОКБ --привлекли банк
2. Восточный- НБКИ --- прекратили производство, потому что уже один раз банк наказан (по п.1 ОКБ)

Подала жалобу в ЦБ и прокуратуру на незаконное прекращение и привлечение сотрудника к дисциплинарной и административной ответственности- сегодня пришел ответ, что действия сотрудника неверны, изменили основание прекращения, НО пока суть да дело- срок привлечения банка - истек...,

В ответе прокуратуры - по 59 ФЗ (рассмотрение обращение граждан) нарушений нет, поскольку банк рассматривал в рамках КРФоАП.
В ответе банка про привлечение сотрудника- ни слова.

Поскольку мне уже порядком надоела эта безалаберность, хотела посоветоваться:
- является ли допущенное сотрудником нарушение основанием для восстановления срока привлечения банка к ответственности?
- какое заявление подать и в какую инстанцию, чтобы сотрудник ЦБ таки был привлечен к ответственности

Или иное мнение по данному факту
«Файл недоступен»
Ответить

6 февраля 2020 в 09:20
e*******@mail.ru, боюсь, что срок привлечения не восстановить. Прокуратура сотрудника наказать не может, только в вышестоящие подразделения Банка России писать.

Вот только немного не понял, ваш кусок определения выглядит как кусок определения о внесении исправлений в то первоначальное определение и срок привлечения был применен на тот момент. Похоже, что он истек уже тогда.

Когда был запрос в ОКБ и когда было вынесено первоначальное определение?
Ответить

6 февраля 2020 в 09:34
Да, они внесли изменения. Срок привлечения истек 17.01.2020 г., постановление о прекращении (обжалуемое) вынесено 27.12.2019 г.
Ответить

6 февраля 2020 в 09:53
e*******@mail.ru, я встречал подобные ситуации, когда отказные постановления отменяли в суде и уже суд прекращал дело в связи с истечением срока привлечения. Т.е. именно так оно и происходит. В вашей ситуации на мой взгляд выглядит корявым, что они отменили постановление лишь в части причины отказа, но новую причину отказа указали от текущей даты.

На сотрудника из-за халатности которого произошел пропуск срока пишите в вышестоящее подразделение Банка России, иных вариантов нет.
Ответить

6 февраля 2020 в 21:22
Нашел у себя порядка 10+ незаконных запросов. Есть ли смысл по каждому отдельную жалобу строчить или группировать по банку или БКИ ?
Ответить

6 февраля 2020 в 22:20
Tiger Woods, группируйте по паре "банк-бки". Дробить имеет смысл, если хотите добиться штрафа за каждый запрос.
Ответить

7 февраля 2020 в 06:29
----------
Цитата

Vasil пишет:
Подавала два заявления о привлечении Восточного (ОКБ И НБКИ):
1. Восточный - ОКБ --привлекли банк

----------

Уже хороший результат!
----------
Цитата

Vasil пишет:
Поскольку мне уже порядком надоела эта безалаберность, хотела посоветоваться:
- является ли допущенное сотрудником нарушение основанием для восстановления срока привлечения банка к ответственности?

----------

Не является. Посмотрите ст. 4.5 КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности.
----------
Цитата

Vasil пишет:
- какое заявление подать и в какую инстанцию, чтобы сотрудник ЦБ таки был привлечен к ответственности

----------

Если сильно хотите, попробуйте написать обращение в ЦБ, чтобы по данному факту провели служебную проверку в отношении конкретного сотрудника, либо обратитесь в Генпрокуратуру, если откажутся принимать меры. Как по мне, лишняя трата времени. Если бы в ЦБ хотели наказать, то давно наказали. А так, максимум добьетесь замечания или получите отписку, что меры приняты.
Ответить

7 февраля 2020 в 08:03
Здравствуйте, была у меня ипотека, после развода в 2018 ее переоформили на жену, в бки эта ипотека все еще висит в активных, хотя уже почти 2 года прошло. Пару недель назад обращался в банк, говорят, что у них все нормально, это бки виновато :D По этой ситуации тоже можно банк оштрафовать? И можно ли подать в суд на возмещение морального вреда и каковы шансы что-то от них получить?
Ответить

7 февраля 2020 в 08:28
dolphin4, данный вопрос не по теме. Обращайтесь в БКИ с заявлением о внесении изменений в КИ. Оштрафовать не получится.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть