Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

22 февраля 2020 в 12:20
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
запрос КИ сделали некорректно по техническим причинам

----------

Это как?
Хотели поехать в Крым, а уехали в Рим так что-ли?

Тинькофф банк, красавчеги, чо уж. Не устает поражать ваша убежденность в том, что кругом сплошь умственно неполноценные люди и им можно прогнать такую пургу.
Ответить

22 февраля 2020 в 13:48
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Слова о том, что данный запрос был осуществлён исключительно в рамках претензионной работы является ложью

----------


Примерно по такой же причине у меня УБРиР в 2017 году мою КИ смотрел, при этом я клиентом банка не являлся и кредит оформляли на супругу.
https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10016789/

И может кто из знающих людей подскажет, если кредит или кредитная карта закрыта, но полгода еще не прошло с момента заявки на кредит, банк ведь в рамках текущей редакции ФЗ "О кредитных историях" сможет еще в моей КИ покопаться или, как только кредит закрыт, все смотреть он мою КИ не имеет права?

Поясню, чтобы было понимаю. Я к примеру оформляю рассрочку в банке, (получаю скидку от магазина). а на следующий день кредит закрываю. Банк после этого не может в мою КИ смотреть или все-таки раз заявка была, он еще полгода сможет ее просматривать?
Ответить

22 февраля 2020 в 14:12
Alexander_K, если оценивать нормы закона в их совокупности, то полгода дается на заключение договора. Если в указанный срок договор был заключен, то согласие действует до прекращения договора. Но, разумеется, банк может оценивать нормы закона иначе и спор потребуется разрешать через Банк России и/или суд.
Ответить

22 февраля 2020 в 18:06
----------
Цитата

tempur пишет:
Сначала привлеките к ответственности, все остальное потом. БКИ сейчас Банк России не штрафует и, соответственно, ни о какой компенсации морального вреда со стороны БКИ речи не идет X

----------


tempur, спасибо Вам большое! :uncap:

Заявления в ЦБ готовы. Пока только по отчету из одного БКИ. К сожалению, по большинству запросов сроки привлечения прошли, поэтому в лучшем случае будут зафиксированы нарушения. Если я правильно понимаю, то для максимизации штрафов надо дождаться ответа по отправленным заявлениям, а потом добавлять (запросы делали одни и те же банки)?
Ответить

22 февраля 2020 в 18:34
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Уточните, как и когда обращались к нам? Хотим проверить ситуацию и дать комментарии X

----------


У меня была дебетовая карта. Еще до ее получения - 02 октября я обратилась в Банк по телефону с просьбой исключить мои персональные данные из списка маркетинговых коммуникаций, а также не делать запросы в БКИ и не передавать мои персональные данные третьим лицам. Мне сообщили, что сделают соответствующую отметку в базе. Кроме того, переписка об этом с ПБ была в профильной теме на этом сайте.

03 октября Банк сделал запросы в 3 БКИ.
Ответить

22 февраля 2020 в 19:39
Successful, для максимизации штрафов надо указывать в заявлении только один самый старый незаконный запрос (разумеется, с учетом срока привлечения), далее ждать не просто ответа, а уже и телеграммы с приглашением на составление протокола. И примерно за неделю до даты составления протокола можно направлять следующее заявление со следующим по очередности незаконным запросом. Наиболее надежно даже не за неделю, а уже после составления протокола. Чтобы они уже не смогли перенести дату составления протокола и включить в него два разных события АПН.
Ответить

22 февраля 2020 в 23:49
Люди, с какого индекса приходят заказные письма от ЦБ? Мне что-то пришло, по идентификатору не бьется.
Ответить

22 февраля 2020 в 23:53
Еще раз проверила по идентификатору. :|
Опаньки, оказывается письмо от ПАО Банк "ФК Открытие". :shuffle: На извещении стоит пометка "большой конверт". :D

И что там может быть? Извинения или приглашение на банкет? Если извинения, то пусть будут счастливы с ними лучше деньгами, а если приглашение, то мне нужно два. 8)
Ответить

25 февраля 2020 в 12:18
----------
Цитата

tempur пишет:
Первое решение по заявлению Садомова устоялось в апелляции https://kad.arbitr.ru/card/6fca614a-f3...c74dad075c
Да, вынесено оно по процессуальным мотивам, но там есть важные для нас формулировки, в которых суд прямо говорит, что отсутствие в действиях БКИ состава АПН не находит подтверждения в материалах дела.

----------

Опубликован полный текст апелляционного определения https://kad.arbitr.ru/Kad/PdfDocument/6fca614a-f36f-48b4-bbd9-4cc74dad075c/d42f5374-4827-47ef-8908-ad89578085f1/A40-252216-2019_20200222_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях БКИ состава АПН:
----------
Цитата

Таким образом, по мнению ответчика, в действиях Бюро отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.29 КоАП РФ.
Данный довод суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным, поскольку опровергается материалами дела.

----------
Ответить

25 февраля 2020 в 12:41
tempur, спасибо большое! :uncap:

Помимо ЦБ РФ я обратилась в УФАС с жалобой на смс Открытия. Банк в своем репертуаре сослался на технический сбой. В итоге рекламораспространителем было признано другое юр лицо и в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении, а Банк вышел сухим из воды.

Если я правильно понимаю, то компенсацию морального вреда за спам в таком случае надо требовать не с Банка, а юр. лица, признанного рекламораспространителем в надежде, что оно потом в порядке регресса взыщет с Банка?
Ответить

25 февраля 2020 в 12:47
Successful, логично, что компенсацию морального вреда возможно требовать только с его причинителя, которым и является нарушитель закона.
Но вот эта практика привлечения к ответственности исполнителя-подрядчика мне не очень понятна. Какой-то уход от ответственности самого рекламодателя.
Ответить

25 февраля 2020 в 13:24
Слушайте, в Открытии вообще есть вменяемые люди? Они мне сегодня прислали письмо с объяснялками, что мои персональные данные попали ним из других банков при реорганизациях.
Ну попали и попали, радуйтесь. Зачем в мою кредитню историю лезть, мои я ничего не прошу у вас?
Чушь какая-то...
Заплатили за заказное письмо 68 рублей, чтоб ещё раз опозориться. Лучше б расчёску прислали в простом письме. :D
Ответить

25 февраля 2020 в 13:30
Omni, прошу не превращать эту тему в ваш эмоциональный блог.
Ответить

25 февраля 2020 в 14:29
----------
Цитата

tempur пишет:
Omni, прошу не превращать эту тему в ваш эмоциональный блог X

----------

Тогда скажите, что мне делать с этой красотой, которую мне Открытие прислало (большой конверт, цветная печать, бланки и прочее). :| Зачем это и какое правовое значение имеет то, что там написано. Я не понимаю, честно.
Ответить

25 февраля 2020 в 15:01
----------
Цитата

tempur пишет:
Но вот эта практика привлечения к ответственности исполнителя-подрядчика мне не очень понятна. Какой-то уход от ответственности самого рекламодателя X

----------


tempur, абсолютно с Вами согласна. Поэтому и взяло сомнение с кого требовать компенсацию морального вреда.

Аргументация УФАС при привлечении к ответственности следующая:
«Согласно ч.1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Ответственность за нарушение ч.1 ст. 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (ч.7 ст.38 Закона о реклме).
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 Закона о рекламе).
В соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».


По-человечески неудобно требовать компенсацию морального вреда с исполнителя-подрядчика, а не с Банка, но придется это сделать с надеждой, что затем с Банка все будет взыскано. К сожалению, с учетом сроков привлечения за незаконные запросы КИ, Открытие не получит всех заслуженных штрафов. Поэтому хотя бы таким способом внесу свою лепту, если уж непосредственно Банк наказать сполна нельзя :shuffle:
Ответить

25 февраля 2020 в 22:23
Мне по электронной почте пришли ответы от ЦБ, касающиеся жалоб на "Открытие". По нему я писала две отдельных жалобы по каждому из двух кредитных бюро.

Краткий смысл ответов: В БКИ банк обратился незаконно, но это произошло по ошибке. Мы думаем о возбуждении административного производства, однако пока окончательно не определились. Если решим наказать, пришлем вам телеграмму с вызовом. Кредитные бюро не виноваты, их привлекать не за что. А вы можете убрать лишние записи из кредитной истории, обратившись в БКИ самостоятельно. Они свяжутся с инициаторами запросов, и через 30 дней дадут ответ. В случае отказа идите в суд. Мы вам очень сочувствуем и сострадаем, впредь приложим все усилия, чтоб такого больше не повторилось.

Хотела выложить ответы сюда, но думаю смысла нет, такого добра тут наверняка уже выкладывали не единожды.

Хотела опять ввернуть какой-нибудь сарказм, он так и просится, но не хочу получать замечания от автора темы, что я недостаточно серьезно выражаю свои мысли. :D

По банку "Русский стандарт" пока ничего не прислали.
Ответить

25 февраля 2020 в 22:30
Целиком тему не осилила, слежу только за последними страницами. Может уже обсуждалось. Скажите, пожалуйста, могу я сейчас написать претензию банку с просьбой компенсировать мне моральный ущерб за незаконные действия с моей КИ? Или позже это нужно делать? Или вообще бесполезно?
Ответить

25 февраля 2020 в 23:58
Omni, да, можете написать.
Ответить

26 февраля 2020 в 06:49
Получил отказ в возбуждении на ВТБ, Эквифакс и НБКИ. Якобы ВТБ предоставил собственноручно подписанное клиентом согласие на доступ к ки, а запросы сделаны в шестимесячный срок. Вот честно не помню, что там за бумажки были при получении дебетовки, может там и есть мелкий шрифт о доступе к ки. На руки они категорически ничего не выдают.
Ответить

26 февраля 2020 в 14:24
Добрый день.
Имеется кредитка Сбербанка, она отражается в одном БКИ. Имеется куча запросов КИ в другом БКИ. Имеют ли они на это право или можно смело писать заявление в Банк России?
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть