Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

23 марта 2020 в 18:11
----------
Цитата

walker2 пишет:
Вы хотите сказать "Мы заранее запросим кредитные истории наших пользователей, отберем наиболее интересных для нас и сделаем предложение"?
И неважно, что клиентам ваши предложения могут быть неинтересны.
Не слишком ли вы вольно относитесь к этому процессу?

----------
Клиент дает согласие при подписании заявлении-анкеты и может отказаться от предложения банка.
Ответить

23 марта 2020 в 18:54
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Здесь ситуация другая. Вовсе необязательно, что сразу после открытия вклада мы запросим КИ, скорее наоборот, шансы невелики, что такое произойдет. Однако мы можем сделать запрос для рассмотрения возможности предложения кредитных продуктов банка.

----------

Какой стабильный ответ представителя чемпиона по нарушениям закона в части незаконных запросов кредитных историй.

----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Клиент дает согласие при подписании заявлении-анкеты и может отказаться от предложения банка.

----------

Без подпсания этой анкеты даже вклад не открыть, обычный вклад на свои деньги.
Уберите от туда согласие, а оставте только на кредитном договоре.
Ответить

23 марта 2020 в 19:07
----------
Цитата

Karizon пишет:
Без подпсания этой анкеты даже вклад не открыть, обычный вклад на свои деньги.
Уберите от туда согласие, а оставте только на кредитном договоре.

----------
Договор универсальный, формат документа един.
Ответить

23 марта 2020 в 19:13
----------
Цитата

Karizon пишет:
Уберите от туда согласие, а оставте только на кредитном договоре.

----------

Ага, ЩАС! Так они вас и послушались... Как говорится колхоз - дело добровольное, потому я там и не оформил никакого продукта.

Почитал тут соглашение у Райфа, когда новая карточка вышла, так там в столько разных учреждений они передают ПД, что даже нелюбимый мною лично (хотя по отзывам пользователей и удобству банковских услуг он пожалуй удобнее многих других) Тинёк со своим оголтелым незаконным сбором ПД выглядит блёкло.
Ответить

23 марта 2020 в 19:41
Ферштейн, Райф хотя бы список дал, как того требует закон, Тиньков же и этим себя не стал утруждать. И у Райфа вроде и цели указаны для конкретных юрлиц.
Ответить

24 марта 2020 в 08:55
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:


Простите за долгий ответ. Подписывая универсальный договор, клиент дает согласие на запрос кредитной истории, поэтому нарушений в этом случае нет. Соглашение действует в течение 6 месяцев X

----------


Раз уж Вы решили ответить на мой отзыв в рубрике «Отзывы о банках» https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10360425/
в этой теме, то повторю вкратце свой ответ здесь:

Я обратилась в Банк по телефону с просьбой исключить мои персональные данные из списка маркетинговых коммуникаций, а также
не делать запросы в БКИ и не передавать мои персональные данные третьим лицам.
Ответить

24 марта 2020 в 08:59
----------
Цитата

Successful пишет:
Раз уж Вы решили ответить на мой отзыв в рубрике «Отзывы о банках» https://www.banki.ru/services/response.. ./10360425/
в этой теме, то повторю вкратце свой ответ здесь:

Я обратилась в Банк по телефону с просьбой исключить мои персональные данные из списка маркетинговых коммуникаций, а также
не делать запросы в БКИ и не передавать мои персональные данные третьим лицам.

----------

Ответим в комментариях к отзыву.
Ответить

24 марта 2020 в 09:28
----------
Цитата

walker2 пишет:
А по истечении 6и месяцев или года и больше интересно бы как ответили X

----------

Отвечают и ответят классически - запрос был произведен в результате технической ошибки. Но от штрафа это не спасет. :D
Ответить

24 марта 2020 в 11:29
Мало открывашке штрафов по 14.29. Считают, что очень необходимы ещё и по 15.26.3 КоАП РФ. Зачем им это? :wall:

Ответ из ОКБ:
изображение

Стоит отметить, что в ЭКС "источник произвёл удаление оспариваемых запросов" от той же даты.
Ответить

24 марта 2020 в 19:39
Сегодня получила ответ на досудебную претензию от "Открытия". Он ожидаемо ни о чем совершенно.

От "Русского стандарта" еще жду, но и так понятно, что будет тоже самое.

Наверное надо потихоньку начинать готовить иски.

В первых числах апреля я должна ехать на составление протоколов. Интересно, не отменят эту процедуру в связи с карантином? Многие государственные органы закрыты для посетителей, идет только внутренняя работа. Говорят даже приставы никого не принимают.

Мне дадут что-то на руки в ЦБ на Мосфильмовской? Там парковка платная или бесплатная в здании, кто-нибудь знает?

Что-то еще потом придет по почте?
Ответить

24 марта 2020 в 21:02
----------
Цитата

Omni пишет:
Мне дадут что-то на руки в ЦБ на Мосфильмовской?

----------

Ваш экземпляр протокола, если память не изменяет.
Уже много раз писал, что и как будет потом. Вам в том числе.
Ответить

28 марта 2020 в 10:01
8 новых штрафов открытию:
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10920728

----------
Цитата

Банк России 20 марта утвердил первый пакет мер по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса, в частности меры по снижению регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые организации. В числе прочего регулятор объявил, что ограничивает применение административных наказаний, прежде всего за случаи несоблюдения сроков представления отчетности, нарушения корпоративного законодательства, законодательства в области бюро кредитных историй.
----------

За что такое послабление? Это же не невозможность действия, не обстоятельства непреодолимой силы, а целенаправленное нарушение.
Ответить

28 марта 2020 в 12:52
ICEiNet, законодательство о кредитных историях это не только про незаконные запросы. Сейчас из-за пандемии и изменений в самих банках могут быть нарушены некоторые сроки, установленные законами. Думаю, в первую очередь, послабления будут в этой части. Незаконные запросы пандемией не оправдаешь.
В идеале ЦБ опубликует конкретный перечень нарушений и/или статей КоАП.

В любом случае, мы тут почти все обращаемся в ЦБ по старым незаконным запросам, так что дата АПН не попадает на период пандемии и поблажек по этой причине не будет.
Ответить

4 апреля 2020 в 21:08
Прошу помощи знатоков :help:

Исходные данные:

Я обращалась в ЦБ РФ с жалобами на незаконные запросы КИ, в т.ч. банка Открытие.
ЦБ РФ ответил, что в действиях банка усматриваются признаки нарушения требования ФЗ «О кредитных историях» и в настоящее время рассматривается вопрос о возбуждении дела об админ. правонарушении.
Банк прислал письмо в ответ на мое обращение в ЦБ РФ, в котором сообщается, что ранее между мной и Рокетбанком были заключены договоры, в рамках которых были предоставлены мои персональные данные. В настоящее время они исключены из списков информирования и предложений банка. Они будут уничтожены в дальнейшем с учетом требований законодательства, в т.ч. сроков их хранения. Банк приносит искренние извинения за доставленные неудобства и надеется на понимание.

Поясните, пожалуйста, следующие моменты:

1. В письме ЦБ РФ ни слова о том, что от банка требуется ответ мне. Ни на сайте ЦБ РФ ни в законодательстве я также не нашла оснований для его направления. Какое правовое значение этого письма?
2. На основании чего банк исключил мои данные из списков информирования и предложений? В ЦБ РФ я писала о незаконных запросах КИ, а не об исключении моих ПД из списков информирования и предложений банка. В то же время ранее я написала заявление – запрет на обработку моих ПД в рекламных целях, а также их передачу третьим лицам, что не остановило банк от запросов КИ и рассылки спама. За спам банка по моей жалобе в УФАС поплатился рекламораспространитель.

Небольшой оффтоп :oops: Запросы КИ, сделанные после моего заявления – запрета на передачу ПД третьим лицам, являются основанием обратиться в Роскомнадзор для привлечения к ответственности за нарушение порядка обработки персональных данных?
Ответить

5 апреля 2020 в 15:44
----------
Цитата

Successful пишет:
Какое правовое значение этого письма?

----------

Если честно - никакое. Это лишь их неуклюжая реакция на запрос со стороны ЦБ. Просто чтобы сообщить ЦБ, что мы не просто исправились и больше не будет, но и вообще удалили ПД.
----------
Цитата

Successful пишет:
На основании чего банк исключил мои данные из списков информирования и предложений?

----------

Ответ выше.
----------
Цитата

Successful пишет:
Запросы КИ, сделанные после моего заявления – запрета на передачу ПД третьим лицам, являются основанием обратиться в Роскомнадзор для привлечения к ответственности за нарушение порядка обработки персональных данных?

----------

Законный запрос КИ это не передача третьим лицам. Можно иметь разрешение на запрос КИ, но не иметь разрешения на передачу третьим лицам. Так что тут важны детали и нюансы.

И в обратную сторону - можно иметь разрешение на передачу третьим лицам, но не иметь разрешения на запрос КИ и тогда при незаконном запросе незаконно же передаются и ПД.
Ответить

5 апреля 2020 в 20:18
----------
Цитата

tempur пишет:
В любом случае, мы тут почти все обращаемся в ЦБ по старым незаконным запросам, так что дата АПН не попадает на период пандемии и поблажек по этой причине не будет.

----------

Нет, к старым обращениям (начало января 2020 г.) ЦБ тоже приплел вирус. Запрос в кредитное бюро было в 20-х числах декабря. Пришло постановление о прекращении производства по делу с датой рассмотрения 25.03. В постановлении за незаконные действия банка написано, и далее про малозначительность (ст. 2.9 КоАП РФ и пленумы) нормы расписаны и, в заключительной части, сделан вывод: "в целях обеспечения экономической устойчивости и финансовой стабильности на финансовом рынке в условиях распространения новой коронавирусной инфекции "2019-nСoV" должностное лицо , рассматривающее дело об АПН, считает возможным признать правонарушение, совершенное Обществом, малозначительным". Банк освобожден от административной ответственности и ему объявлено устное замечание.
Ответить

6 апреля 2020 в 09:44
Sanat, такое бы надо обжаловать, что-то они совсем уже работать не хотят. Я тоже в январе заявление подал, недавно было составление протокола, посмотрим, какое постановление в итоге вынесут. Не факт, что смогу посетить рассмотрение дела.

Что за банк, кстати?
Ответить

6 апреля 2020 в 13:27
tempur, Альфа-банк. Про малозначительность конечно смешно, хотя как доказать обратное :wall: . Банк одним днем делает два запроса в два бюро. ЦБ этот факт объединил в одном производство об АПН и отказал разом.
Насчет обжалования думал, по гл. 30 КоАП обжаловать же. Только куда, может подскажите, в районный суд по месту рассмотрения дела (ул. Мосфильмовская) или вышестоящему, тогда кому?
Ответить

6 апреля 2020 в 14:17
Sanat, я начинал с вышестоящего. Но рассматривал совсем другой еще более вышестоящий в лице зампреда ЦБ. Почему именно он - не знаю.

----------
Цитата

Sanat пишет:
хотя как доказать обратное

----------

Вы не должны доказывать, что нарушение не малозначительное. Это они должны довольно таки постараться, чтобы серьезно обосновать малозначительность. Про это есть и соответствующее постановление пленума вс рф, если память не изменяет.

Постараюсь найти хорошие формулировки из одного из "моих" постановлений, в которых сами сотрудники Банка России хорошо обосновывают отсутствие малозначительности.

Альфа уже нарушала и повторное нарушение совершено в годичный период после прошлого - это уже основание для неприменения малозначительности.
Ответить

6 апреля 2020 в 14:58
Вот прям готовые формулировки для использования при обжаловании. Отдельное за них спасибо более радивому сотруднику Банка России. Впрочем, он тоже шесть незаконных запросов "превратил" в один штраф.
Информацию о прошлых нарушениях Альфы можете найти на сайте Банка России.

Срок на обжалование там сжатый. Удачи!
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть