Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

18 ноября 2020 в 18:07
В продолжение моих судебных разбирательств с Почта Банком. Сегодня получено в Почтовом отделении письмо с апелляционной жалобой по ранее вынесенному в мою пользу решение, но и одним небольшим НО
Первый лист содержит мои персональные данные и касается моего дела, а далее на 9 листах апелляционная жалоба по другому физическому лица, проживающему в другом регионе. Мне даже вечером секретарь суда, где было рассмотрение звонила, сказала, что и ИЛ еще рано, получена апелляционная жалоба от Почта Банка, на что я сообщил данную информацию, которая немного шокировала секретаря суда, попросила перезвонить завтра.
Что я уже сделал
1. Жалоба в Прокуратуру Свердловской области о разглашении персональных данных третьих лиц с требованием возбудить АП оп ст.13.11.
2. Жалоба в РКН Свердловской области с аналогичными требованиями.
3. Завтра созвонюсь с судом, но скорее всего через ГАС правосудие запрошу материалы, которые есть в суде (надо же понимать, что все-таки Почта банк написал в своих доводах).
4. Стоит ли об этом в НР написать, чтобы банк знал про свои "косяки" или оставить это для них сюрпризом?

Теперь вопрос
Стоит ли в своих возражениях на доводы Почта Банка ссылаться на данный факт направления документов с персональными данными по другому делу, лицу, которое в нем не участвует.
Стоит ли ходатайствовать в областной суд (если дело пойдет дальше) об увеличении морального вреда?
И самое главное, считаюсь ли я надлежаще уведомлен, если по факту не имею на руках апелляционной жалобы Почта Банка с подписью в полном объеме (секретарь суда сказала, что апелляционная жалоба по моему делу на 6 листах), у меня по факту только первый лист.

Вот такая Санта-Барбара у меня получается. Первоначальный иск я подал 31.10.2019 года.
Ответить

22 ноября 2020 в 00:12
Решила написать окончание истории (на предыдущей странице): банк(МТС-Банк) и Центробанк меня послали, сообщив, что я сама инициировала заявку на получение кредита (150 тысяч рублей) по телефону. И они мне отказали. В кредите, который меньше чем моя месячная зарплата) Доказательств у них нет и ничего они мне не должны. Но я всегда могу обратиться в суд, если что.

Я обратилась в БКИ, где указала, что об этом отказе узнала через 2 месяца, проверяя свою кредитную историю. БКИ запросила подтверждения от МТС-банка, их, разумеется, не было. Также БКИ мне сообщили, что при формировании заявки в кредитной истории, банк создал мне новую кредитную историю (на новый паспорт), поэтому мне пришлось писать второе заявление - на соединение моей кредитной истории и "новой", созданной МТС-банком.

БКИ удалило информацию из моей кредитной истории и проинформировало меня официально о решении на прошлой неделе. Параллельно, подключились правоохранительные органы с проверкой (на основании чего была вообще заведена заявка). И тут Центробанк вдруг через месяц после своей отписки, закрыв моё "дело" и проигнорировав, что я им поставила по единице за сервис, проснулся и резко захотел узнать что именно меня беспокоит в их ответе, детально дать им ответ, и что я рекомендую им исправить в их ответе и вообще в предоставляемом сервисе. Я всё честно написала, указав, что выглядит всё как мошеннические действия банка с молчаливого согласия Центробанка и забыла о них.)

В суд, конечно, можно было идти. Но мне крайне не хочется судиться и тратить своё время. Я, в принципе, знаю что там творится: там огромное количество высококвалифицированных специалистов ушло в этом году, клоака, беспринципное и неквалифицированное руководство и т.п. Поэтому повторно влезать в грязь (уже зная заранее куда лезу) не хочу.

Огромное спасибо всем кто дал советы. Они пригодились! :flowers:
Ответить

23 ноября 2020 в 10:38
Райффайзенбанк по моей жалобе был оштрафован на 30 тысяч.
Ответить

23 ноября 2020 в 22:03
----------
Цитата

moscow01 пишет:
БКИ удалило информацию из моей кредитной истории и проинформировало меня официально о решении на прошлой неделе.

----------

Поздравляю!
Теперь берите данный ответ и повторно жалобу в ЦБ на возбуждение АП в отношении банка по ст.14.29, если я правильно понял, что была и заявка и запрос КИ, которую БКИ по Вашему заявлению удалило.
Если не прошло 3 месяца с момента данного запроса, то можно и по 13.11 в Роскомнадзор жалобу написать.
Ответить

25 ноября 2020 в 19:29
Продолжение моих судебных разбирательств с Почта Банком. Суд до 08.12.2020 отложил решение по принятию апелляционной жалобы данного банка. Требуется предоставить документ, свидетельствующий о том, что материалы банк мне предоставил. Максимум они предоставят уведомление или трек-номер по которому я получил материалы на третье неизвестное мне лицо, с описью вложения материалы мне не предоставлялись, но это еще цветочки, самое смешное, что они практически слово в слово скопировали свою апелляционную жалобу, которую они направляли на решение мирового судьи. Т.е. они считают, что иск был удовлетворен частично, хотя по факту иск был удовлетворен полностью. Самое смешное, что в своих доводах они указывают, что расходы на судебные издержки и представителя не соответствуют сложности дела и количеству проведенных заседаний, при этом сами они ни на одно заседание не явились и договора представительства и в помине не было, я сам на все заседания приходил или в крайнем случае писал ходатайства о проведении заседаний в мое отсутствие.
Вопрос к тем, кто уже получал решения, в том числе и компенсации морального вреда, могу ли я, в случае если районный суд все-таки примет решение о передаче апелляционной жалобы в областной суд, ходатайствовать не только об оставлении решения в силе, но и просить увеличить сумму компенсации морального вреда?
Ответить

25 ноября 2020 в 22:38
А если у меня есть текущий счет и нет кредитных продуктов, законно ли если банк запрашивает кредитную историю?
Ответить

25 ноября 2020 в 22:41
Jenya1980, иногда вы можете предоставить согласие на запрос КИ даже при открытии текущего счета. Такое согласие будет действовать 6 месяцев.
Ответить

26 ноября 2020 в 16:42
----------
Цитата

Antimony пишет:
Вот ещё из интересного - обратился за удалением запросов от ВТБ во все три основные бки. Экви и ОКБ ответили положительно, то есть удалили. А вот НБКИ пишет, что ВТБ им не ответил, поэтому они ничего удалять не будут.

----------

Продолжение истории. От ЦБ вестей по 15.26.3 пока нет, но получено "дополнение к ответу" от НБКИ, в котором они сообщают что ВТБ таки им ответил: их запрос теперь удалён.
Ответить

26 ноября 2020 в 16:59
Antimony, ну, так обычно и бывает - ЦБ им направляет запрос в рамках предварительной проверки для возбуждения дела об АПН и они для смягчения своей вины моментально устраняют нарушение. Но от возбуждения дела и привлечения к ответственности это не спасает.
Ответить

26 ноября 2020 в 22:44
----------
Цитата

tempur пишет:
Jenya1980, иногда вы можете предоставить согласие на запрос КИ даже при открытии текущего счета. Такое согласие будет действовать 6 месяцев.

----------


То есть если текущий счет был открыт более 6 месяцев назад, то запросы неправомерны?

Спасибо.
Ответить

26 ноября 2020 в 22:52
Jenya1980, с высокой долей вероятности - да, неправомерны. Бывают, конечно, относительно редкие случаи, когда, например, дебетовая карта на самом деле является кредитной с нулевым лимитом и поэтому согласие продолжает действовать весь срок кредитного договора.
Ответить

28 ноября 2020 в 14:58
Запросил свою КИ. Несколько удивился полученному результату.
Согласно отчету ОКБ, Открытие туда лазало 5 раз за последний год, согласно отчету Эквифакс - аж 9 раз, хотя никаких кредитных продуктов у меня там не было, да и вообще я их клиентом был лишь потому, что они поглотили Бинбанк, где у меня был вклад, который я забрал из Открытия в сентябре прошлого года.
Написал жалобу через портал ЦБ, посмотрим, что будет по итогу. Несколько огорчило, что после подачи жалобы их сайт не выдал никакого номера жалобы либо еще каких-то ее "хвостов", по которым ее можно было бы хоть как-то отследить.
Написать еще и здесь в НР, что ли?
Ответить

28 ноября 2020 в 15:31
MSN87, для участников данной темы ничего удивительного - Открытие сейчас лидер по таким нарушениям. В мою КИ они тоже залезли, получив данные после слияния с Бинбанком. Из ЦБ прийдет письмо на электронную почту о регистрации заявления. Можно и в народном рейтинге кол им поставить, лишним не будет.
Ответить

28 ноября 2020 в 15:56
Что ж, написал и отзыв в НР. Буду ждать ответа от ЦБ по существу, а потом уже пробовать удалять эти запросы.
----------
Цитата

tempur пишет:
Из ЦБ прийдет письмо на электронную почту о регистрации заявления.

----------

после регистрации в ручном режиме, т.е. не раньше понедельника?
Ответить

28 ноября 2020 в 16:13
MSN87, да, видимо, в понедельник зарегистрируют.
Ответить

28 ноября 2020 в 17:52
----------
Цитата

MSN87 пишет:
Буду ждать ответа от ЦБ по существу, а потом уже пробовать удалять эти запросы.

----------

А ещё, если у вас нет действующих счетов в открытии (лучше убедитесь в этом заранее), отправьте им заказным письмом отзыв согласия на обработку пд.
Ответить

29 ноября 2020 в 13:02
----------
Цитата

Antimony пишет:
А ещё, если у вас нет действующих счетов в открытии (лучше убедитесь в этом заранее), отправьте им заказным письмом отзыв согласия на обработку пд X

----------

Счетов там нет (и в ЛК налоговой тоже отображается что они там закрыты)
Заявление на отзыв ПД я уже распечатал в двух экземплярах и собирался в понедельник зайти к ним лично, благо отделение есть возле работы, вручить и получить на втором отметку о принятит
Ответить

29 ноября 2020 в 18:43
Добрый день.
Сердечное спасибо автору за работу!
Подскажите, как я могу узнать кто делал запросы к моей КИ?
Сделал стандартный запрос https://www.gosuslugi.ru/329476/2
Результат
Услуга: Получение сведений из ЦККИ о БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история субъекта кредитной истории - физического лица
Ведомство: Банк России
Комментарий ведомства: Сведения отсутствуют в системе

Следует ли отсюда, что никто не запрашивал мою КИ?
Ответить

29 ноября 2020 в 19:22
SergeyKh, как показывает практика, в ЦККИ могут быть неполные сведения. Только запрос в конкретные БКИ может дать более достоверную информацию. Дальнейшие вопросы лучше задавать в профильной теме про получение КИ.
Ответить

30 ноября 2020 в 19:21
tempur, а в Вашей практик уже было, что если ответ из ЦККИ приходит об отсутствии данных, а по факту в НБКИ/ОКБ или Эквифаксе КИ присутствует?

SergeyKh, а у Вас есть действующие кредиты/кредитные карты? Если есть, то можно пойти обратным путем, написать жалобу в ЦБ, что банк не выгрузил ни в одно бюро Вашу кредитную историю и приложить ответ из ЦККИ, но это при условии, что Вам нужна Ваша кредитная история.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть