Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

16 марта 2021 в 19:08
----------
Цитата

k*******@gmail.com пишет:
а именно право на получение моей КИ банком, это тоже входит в пункт "о передаче персональных данных"?

----------

Нет, на это требуется отдельное согласие. Так что можете действовать соответственно. Но это Открытие - один из самых злостных, массовых и, я бы даже сказал, идейных нарушителей закона о КИ. Незаконные запросы продолжат сыпаться несмотря ни на что до тех пор, пока вы будете их клиентом. И даже после этого некоторое время тоже. Да в принципе, они и неклиентов тоже пробивают.
Ответить

17 марта 2021 в 08:52
----------
Цитата

k*******@gmail.com пишет:
Здравствуйте,

Банк "Открытие" открыл зарплатный проект у работодателя, выпустил всем свои карты(предварительно согласия на выпуск карты не спрашивал), карту(дебетовую) я забрал, проверив свою кредитную историю, увидел что "Открытие" запрашивал ее еще до получения мной карты, а вмести с ней, запросил от моего имени кредит в о руб. На мой вопрос на каком основании? ответили что с работодателем заключили договор, а он может передавать персональные данные. Собственно вопрос, может ли в работодатель предоставлять право на доступ к моей кредитной истории или это "лапша на уши" от банка?

----------
k*******@gmail.com, Добрый день. Предоставьте, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения в личные сообщения. Мы проверим информацию.
Ответить

17 марта 2021 в 11:09
И снова вопрос по Открытию.
Пытался для начала удалить их запросы за 2020й из кредитной истории. Так они в БКИ прислали подписанное заявление на кредитку еще с Бинбанком, которую я закрыл в 2019 году и с ответом, мол она в статусе Активная.
У меня два вопроса:
1) Может быть так, что они сохранили за собой право на доступ к КИ после закрытия карты? Так вышло, что по этой карте при закрытии никаких бумаг не взял.
2) Можно ли их как-то дополнительно наказать, кроме как по статье 14.29, по факту предоставления в БКИ заведомо ложной информации?
Ответить

17 марта 2021 в 12:18
----------
Цитата

AlexRakha пишет:
1) Может быть так, что они сохранили за собой право на доступ к КИ после закрытия карты? Так вышло, что по этой карте при закрытии никаких бумаг не взял.

----------

Нет. Либо кредитный продукт действующий - и тогда право есть. Либо продукт закрыт, и право истекает через полгода после закрытия (могу ошибаться, может быть сразу исчезает).
----------
Цитата

AlexRakha пишет:
2) Можно ли их как-то дополнительно наказать, кроме как по статье 14.29, по факту предоставления в БКИ заведомо ложной информации?

----------

Я думаю, что БИН таки не закрыл кредитку. У меня тоже была кредитка БИНа, а когда объявили, что отрывашка его сожрёт, я её тут же закрыл. Спустя два месяца пришёл требовать справку, пришлось устроить мини скандал - не хотели. В итоге на "изготовление" справки ушло две недели, но я её таки получил. Впрочем. Это никак не помешало Открытию незаконно рыться в моей КИ, пока их ЦБ не оштрафовал по моему заявлению.
Ответить

17 марта 2021 в 13:32
----------
Цитата

Antimony пишет:
Я думаю, что БИН таки не закрыл кредитку.

----------


Это уже был не БИН по факту. Я картой пользовался до последнего момента, пока они не сменили тариф в декабре 2019 года. У меня даже карта в интернет банке Открытия уже висела.
Кроме этого во всех БКИ данная карта также значится закрытой в декабре 2019.
Думаю просто Открытие не знали, что соврать.
Ответить

17 марта 2021 в 19:38
----------
Цитата

Antimony пишет:
Либо продукт закрыт, и право истекает через полгода после закрытия (могу ошибаться, может быть сразу исчезает).

----------

Сразу теряется право.

И не забывайте, что счет кредитной карты они любят закрывать ещё 45 дней. И иногда закрытие карты не означает прекращение кредитного договора, поэтому нужно точно понимать, что именно и как вы закрывали.

Если обратиться не в БКИ для удаления, а в ЦБ РФ для привлечения, то есть шанс, что тут они уже солгать не смогут. Всё же ложь регулятору в рамках административного расследования может иметь последствия.
Ответить

19 марта 2021 в 17:30
Коллеги, привет

Продолжается моя эпопея борьбы с МФО по незаконному запросу КИ - когда мошенники пытались оформить на меня кредиты, но в итоге все заявки были заблокированы либо на стадии проверки, либо после скроллинга.

Сегодня пришел ответ от Роскомнадзора - отказали в возбуждении об АП. Естественно МФО все сказали, что они не виноваты :)))) Но, Роскомнадзор указал номер, с которого была регистрация. Он принадлежит Москве или МО. Я проживаю в Санкт-Петербурге. Признали факт мошенничества.

Я на всякий случай, еще после выявления запросов МФО, сходил по всем мобильным операторам и проверил, чтобы не было на меня оформлено левых номеров. Везде все число оказалось.

Все КИ очищены от запросов очищены.

Роскомнадор написал, что передал данные в ГУ МВД по Санкт-Петербургу т.к. сообщили о факте мошенничества. Не знаю правда это или нет. Посмотрим.

Подскажите, есть смыл бороться с ответом Роскомнадзора? Ведь опять все это из-за простой электронной подписи. Может есть смысл самому написать заявление в полицию? В ответе указать номер, с которого пытались оформить кредиты?
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 марта 2021 в 17:31
Продолжение
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 марта 2021 в 17:32
Продолжение 2
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 марта 2021 в 18:58
user6281361, в Полицию они действительно передают материалы, у них канал налажен. Если интересно потыкать в них палкой - то обратитесь в Прокуратуру с этим ответом и вашими доводами про простую электронную подпись. Но, как и писал ранее, без особой надежды на хороший результат со стороны Прокуратуры.
В суд же вы, думаю, не пойдёте для обжалования отказа или действий (бездействия) РКН.

P. S. Ответ РКН не читал, сыт по горло подобными отписками.
Ответить

21 марта 2021 в 19:04
----------
Цитата

user6281361 пишет:
Подскажите, есть смыл бороться с ответом Роскомнадзора?

----------


tempur, уже Вам подсказал. Лично у меня процесс обжалования по суду решения Роскомнадзора не прошел. Суд поддержал мнение, что анкета подписанная в магазине, но не содержащая подписи напротив графы об обработке ПД и запросе КИ, является законной для обработки ПД, хотя ЦБ высказал другое мнение и наказал банк по 14.29 КоАП РФ. Завтра буду разбираться по знакомому по примерно такой же ситуации, т.е. ЦБ пишет 14.29 есть, а РКН пишет 13.11 нет. Увы как с этим бороться уже не представляю, но отправить в суд по месту жительства не составляет большого труда, суд по месту жительства жалобы пересылает в суд по месту регистрации банка.

tempur, уже высказывался и я с ним согласен, любой незаконный запрос КИ, автоматически должен означать незаконную обработку ПД, даже, если у Вас в данном банке есть действующий текущий счет или дебетовая карта.

P.S. Еще перед тем как в суд можно обращаться, можно к вышестоящему должностному лицу заявление написать, но на своем опыте скажу, что в 99,9% вышестоящее должностное лицо оставляет решение своего подчиненного без изменения. И срок обжалования не пропусти, если жаловаться будешь.
Ответить

22 марта 2021 в 15:29
----------
Цитата

Открытие ФК пишет:
gulfstream, спасибо за обратную связь. Ещё раз приносим извинения за беспокойство.

----------

После моего обращения в банк об удалении незаконных запросов КИ банк ответил, что мне надо самому писать заявление в Бюро КИ на удаление запросов, так как банк не может удалить незаконные запросы КИ.
24.02.2021 я подал заявление в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" на удаление незаконных запросов КИ.
19.03.2021 я получил ответ из Бюро кредитных историй "EQUIFAX" о том, что банк согласился удалить только 15 запросов КИ, а 4 запроса КИ удалять отказался.
Прошу банк предоставить мое согласие на 4 запроса моей КИ в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" от 02.07.2020, 26.06.2020, 23.04.2020, 12.04.2020
Ответить

22 марта 2021 в 17:16
----------
Цитата

gulfstream пишет:
Прошу банк предоставить мое согласие на 4 запроса моей КИ в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" от 02.07.2020, 26.06.2020, 23.04.2020, 12.04.2020 X

----------

Объясните а чем они вам жить мешают, ну висят и висят, это ни на что не сказывается.
Ответить

22 марта 2021 в 17:33
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
P.S. Еще перед тем как в суд можно обращаться, можно к вышестоящему должностному лицу заявление написать, но на своем опыте скажу, что в 99,9% вышестоящее должностное лицо оставляет решение своего подчиненного без изменения. И срок обжалования не пропусти, если жаловаться будешь.

----------


Пообщался сегодня с заместителем руководителя нашего РКН, он согласился, что при наличии решения ЦБ о незаконном запросе, они также будут применять санкции к банку ввиде 13.11 КоАП РФ, и пояснил почему их специалисты могли вынести отказ, т.к. они проводят административное разбирательство отдельно от ЦБ и если гражданин не предоставляет им ответ о том, что ЦБ усмотрели признаки нарушения, то они поверят ответу банка ("отмазке банка") и откажут в возбуждении АП, т.е. господа, если Вы получаете ответ от ЦБ раньше, чем от РКН и сроки привлечения к АП не прошли, пересылайте ответы ЦБ в РКН, чтобы банк не смог избежать административного наказания.
Ответить

22 марта 2021 в 17:41
----------
Цитата

stas_mih пишет:
Объясните а чем они вам жить мешают, ну висят и висят, это ни на что не сказывается.

----------

Тем, что эти запросы сформировали мне КРЕДИТНУЮ ИСТОРИЮ! А мне не хочется что бы было то, чего быть не должно! Мои обращения в БКИ - ПОЛНОЕ УДАЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ!
Ответить

22 марта 2021 в 17:50
----------
Цитата

stas_mih пишет:
Объясните а чем они вам жить мешают, ну висят и висят, это ни на что не сказывается.

----------


Это даже сами бюро признают, что чем больше запросов, тем больше вероятность в отказе в выдаче кредита, а так они наверное мешают тем, что незаконные, но для привлечения достаточно и 11 удаленных запросов, только если они не совершенны до 22.03.2020 года, срок привлечения к административной ответственности за незаконные запросы 1 год с момента совершения запроса.
А не удаляют они, возможно, что сроки привлечения к административной ответственности еще не прошли.
БКИ должны мотивированный отказ предоставить, должно быть действующее на тот момент согласие на запрос кредитной истории или действующий кредитный продукт в рамках, которого могли быть запросы Вашей КИ.
Пишите жалобу в ЦБ. ЦБ банк точно в рамках разбирательства должен предоставить действующее согласие.

P.S. Теперь у мня есть понимание, что при выпуске карты с 0-лимитом кредитования запросов КИ быть не должно, т.к. в соответствии с ФЗ о Потребительском займе, сумму лимита кредитования является существенным условием договора и ссылаться на такой договор при проверки КИ банк не может.
Скрины части ответа ниже. Весь ответ не прикладываю, т.к. дальше не интересная с моей точки зрения часть, т.к. запрос уже БКИ удалили, а ЦБ приводит мне разъяснения куда я должен обратиться, чтобы удалить данный запрос. Единственно не понял, почему обращение оставленное на сайте ЦБ, было рассмотрено не по месту регистрации банка (г.Москва), ни по месту моего жительства (Свердловская область), может даже повезло, что Казанским специалистам ЦБ попало на рассмотрение :)
Рад буду, если кому-нибудь ответ специалистов ЦБ поможет в аналогичной ситуации, когда банк пытается "отмазаться", тем, что проверял КИ в рамках карты с 0-лимитом кредитования.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

24 марта 2021 в 12:26
Выявил в своей кредитной истории целых 3 (ТРИ!) заявления на получении кредитной карты в Росколхозе. Причем лимит этих карт "случайным" образом совпал с лимитом моей активной кредитки, выпущенной годом ранее.

Даты "моих" заявлений, поданных "прямым способом" (видимо, напрямую в офисе): 17.02.2020, 20.03.2020, 20.04.2020.

Естественно, никаких заявлений на кредитные карты в это время я не подавал. Можно ли наказать этот недобанк за такой подлог? Это нарушение аналогично незаконному запросу кредитной истории?

UPD. Статус по февральской и апрельской заявке - ОТКАЗ (причина отказа: "кредитная политика кредитора"), по мартовской - НА РАССМОТРЕНИИ (до сих пор!...)
Ответить

24 марта 2021 в 20:12
spikay, ваш вопрос не относится к данной теме. В разделе есть закрепленная тема про внесение изменений в КИ, вам туда. Наказания штрафом за такое нет.
Ответить

24 марта 2021 в 22:34
----------
Цитата

gulfstream пишет:
Прошу банк предоставить мое согласие на 4 запроса моей КИ в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" от 02.07.2020, 26.06.2020, 23.04.2020, 12.04.2020

----------

Прошу совета! Банк на почту прислал письмо, что я в марте 2020 заказал долларовую карту, открыл долларовый счет к карте и ДАЛ СОГЛАСИЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ ИЗ ВСЕХ КРЕДИТНЫХ БЮРО. Я точно помню, что разговора ни о каких кредитах, кредитных картах и кредитных историй не было, максимум что я мог подписать это согласие на обработку персональных данных. Имеет право банк с согласием на обработку персональных данных запрашивать кредитную историю?
Ответить

25 марта 2021 в 04:28
gulfstream, не имеет.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть