На неделе вышло несколько материалов разных СМИ, касающихся ипотечного кредитования.
В одном из них приводились данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ), сообщающие о падении объемов выданной ипотеки в июле почти втрое по сравнению с июнем, когда еще действовала широкомасштабная программа льготной ипотеки. Общая сумма выданной ипотеки сравнивается с июнем 2020, в любой месяц после этого выдачи были больше. Полная стоимость кредита за месяц выросла с 8,97% до 13,1%. И это максимальное значение за последние шесть лет.
Другой материал подтверждает падение выдач с одной стороны – приводятся данные «Дом.РФ», согласно которым в июле было одобрено 91 тыс. ипотечных сделок на 347 млрд рублей, что на 55-56% ниже июньских показателей.
С другой стороны, в этой публикации РБК отмечается, что в июле зафиксирован резкий рост доли рыночных кредитов по высоким ставкам в выдачах, доля таких кредитов в июле подскочила выше 50%. Из этих данных следует вывод – россияне готовы брать ипотеку даже в жестких условиях. Но ближе к истине, по нашему мнению, вывод иной – это временная ситуация объёмы выдач по текущим высоким ставкам будут достаточно низкими по сравнению с периодом действия льготной ипотеки для широких масс. Да и в целом изменения в условиях льготных программ и ставках сделали ипотечные кредиты менее доступными для населения.
Если же взять совсем другие данные из опроса Аналитического центра НАФИ, то выходит, что 30% россиян планируют в ближайшие три года купить или построить жильё, а 27% никак не планируют улучшать свои жилищные условия, даже включая перепланировку или ремонт.
Вряд ли 30% готовы приобрести недвижимость без участия заёмных средств, но и данные это не из реальной статистики, а из опросов. К слову, статистика ЦБ по ипотеке за июль пока не опубликована.
В автокредитовании же ситуация немного схожая с июньской в ипотечном кредитовании. Тогда ипотеку старались успеть взять до окончания программы льготного кредитования под 8%. В автокредитовании спрос подстёгивает скорое введение нового утильсбора (с 1 октября 2024 года и 1 января 2025 года), который серьёзно отразится на увеличении цен на автомобили.
«Известия» сообщают, что рынок автокредитования в июле оказался на историческом максимуме — всего за месяц россияне оформили 133 тыс. займов на 197 млрд рублей (данные Объединенного кредитного бюро), несмотря на меры ЦБ по охлаждению кредитования в целом. Рост объемов выдач относительно июля 2023 года составил 57% по данным ОКБ и на 44% по оценке Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Также среди причин повышенного спроса на автокредиты называют возмещенный недостаток автомобилей на рынке в 2023 году, а также поддержку со стороны автопроизводителей и дилеров – различные акции, скидки, субсидирование ставок.
То есть, с одной стороны ЦБ пытается подкрутить условия, чтобы замедлить кредитование, а с другой люди в ожидании роста цен, поддерживаемые программами автодилеров и производителей, активно берут автокредиты, несмотря на формально высокие рыночные ставки. Эксперты рынка ожидают как минимум тех же темпов автокредитования до октября (первое повышение утильсбора), а может и до конца 2024 года, после чего – спад и в этом сегменте.
Таким образом основные регуляторные инструменты слабо влияют на спрос, когда у людей постоянное ожидание ухудшения ситуации, включая тот же рост ставок и цен, да еще на фоне роста номинальных доходов и увеличения запроса на микрозаймы со стороны людей, которым банки отказали в кредите.
Злой макрушник, ну задирать ставку, действительно, смерть всему живому бизнесу, кроме госов...
Злой макрушник,а расскажите , плис, по ставке. Вижу разные мнения.
кто-то паникует жутко, ну а кто-то наоборот говорит, что все под контролем
ЮлияК, я не Злой макрушник, но писал тут несколько текстов по ставке с июля. И про то, с чем она не может справиться, и про то, на что и как влияет.
Злата Аверина, ну еще действует семейная и еще несколько программ точечно
Злата Аверина, не только военные, все так и продолжают брать ипотеки на жилье. У кого мат.капитал, у кого льготные условия и т.д. Нас ничего не остановит