1. В середине лета 2019 г., обратившись в несколько БКИ, узнал о наличии займа в ООО МФК «Займер».
14 июля 2019 г. связался с ООО МФК «Займер» по телефону горячей линии 88007070247, где мне сообщили, что
25 июня 2019 г. между ООО МФК «Займер» и мной был заключен договор потребительского займа через ресурсы сети Интернет. Я пояснил, что никаких заявок на потребительский займ в сети Интернет не оставлял, никаких кредитных договоров с ООО МФК «Займер» не заключал, согласие на обработку своих персональных данных и на получение сведений из бюро кредитных историй ООО МФК «Займер» не предоставлял, заемные денежные средства не получал, и, вообще, был не в России. Сотрудник службы поддержки, ничуть не удивившись, пообещал завести заявку о факте мошенничества:
"ЛК заблокируем, передадим заявку своей службе безопасности и подадим заявление в полицию, займ будет аннулирован, платить вам не придется, подождите 10 дней с вами свяжутся, запишите номер заявки …". Специально выделил, сказанное сотрудником, потом мы к этому вернемся. Предоставить какую-либо информацию по договору займа сотрудник отказался. Этим же днем я подал письменное обращение по данной ситуации по их официальной электронной почте, обращению был присвоен номер.
2. Далее подаю жалобу в ЦБ за незаконный запрос кредитной истории и в начале августа получаю ответ: в действиях ООО МФК «Займер» усматриваются признаки нарушения требований статьи 6 закона № 218-ФЗ, проводятся процессуальные действия. При этом ООО МФК «Займер» в своем ответе ЦБ настаивала на наличии договора со мной! Пруф: https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=114&TID=358486&MID=7388799#message7388799
Помимо этого, сажусь за изучение форума banki.ru и конкретно темы про ООО МФК «Займер»: https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=117&TID=333849&PAGEN_1=1#forum-message-list . Вывод: фактически идентификация пользователя при получении займа не работает, кто угодно получает займ по рандомным персональным данным, пострадавших очень много. Также очевидно, что ООО МФК «Займер» ничего не делает в плане безопасности, не смотря на увещевания их представителя на этом форуме, что каждый день они занимаются проблемой и улучшают сервис. Что 2 года назад люди обращались с проблемами, что сейчас - всё то же самое. Все истории как под копирку. При этом, на форуме представитель Займера пишет:
----------
Цитата
Zaymer пишет:
Уточняем относительно идентификации, что в настоящее время законодательно разрешены денежные переводы на сумму до 15 000 рублей, в том числе оформление займов, с упрощенной идентификацией личности, без личного присутствия клиента ( (ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ http://www.consultant.ru/document/con...5127baa30/ ) К сожалению, несмотря на всю систему проверок клиента, мошенники находят способ их обойти. Такое, увы, случается, не только в МФО, но и в крупных банках.
Если Вас интересует законность нашей деятельности, сообщаем Вам, что мы работаем полностью в рамках действующего законодательства, что подтверждается нахождением нашей компании в Государственном реестре микрофинансовых организаций под номером 651303532004088. Деятельность компании регулируется Центробанком РФ.
В настоящее время фактов о выявленных нарушениях в действиях ООО МФК "Займер" не установлено. ----------
К этому тоже вернемся.
3. Прошел ровно месяц с момента моего официального обращения в ООО МФК «Займер» по факту мошенничества. За это время со мной никто не связался, официальных ответов дано не было. Несколько раз я пытался выяснить по телефону статус обращения, называя номер заявки, но все сводилось к необходимости сообщить свои персональные данные по телефону, в частности все данные паспорта, после отказа они просто бросали трубку. «ФИО + Дата рождения» их не устраивала, что, кстати, противоречит ответу их представителя на этом форуме:
----------
Цитата
Zaymer пишет:
Для консультации по телефону кроме ФИО необходимо назвать еще один параметр, если не хотите называть серию и номер паспорта, можно назвать дату рождения----------
По факту они просто «добирают» дополнительную правильную (!) информацию по человеку, которой в настоящий момент не обладают. Пошумев немного на форуме, со мной по телефону, все-таки, связался представитель ООО МФК «Займер» и радостно сообщил, что они заблокировали аж целый личный кабинет на сайте. При этом заявление в полицию подано не было! Пруф: https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=117&TID=333849&MID=7396943#message7396943 . Еще раз: у ООО МФК «Займер» мошенники увели деньги, по 42 УПК она является пострадавшей, но они ничего не делают, сидят на попе ровно, проценты капают, их ситуация устраивает! Будет себя так вести компания, которая заинтересована в честном разрешении ситуации? Риторический вопрос. Зачем нужна эта возня с полицией, если потом, втихую, можно получить судебное решение и взыскать через приставов или продать коллекторам? И последние истории это подтверждают, у кого-то с карты списали совсем недавно, а люди и знать не знают.
4. Но эта ситуация не устраивала меня. Был сделан запрос к ООО МФК «Займер» о предоставлении документов, подтверждающих их финансовые претензии ко мне. Отказ. Далее мною было подано заявление в полицию по месту жительства о факте мошенничества, талон-уведомление отправил ООО МФК «Займер». Через несколько дней от них же получил письмо, в котором сообщили, что также обратились с заявление в полицию
по месту моего (
более чем через месяц и только после моего обращения в полицию!)
жительства. Параллельно подал жалобу в СРО "МиР" на ООО МФК «Займер» на отказ в предоставлении документов. На момент написания этого поста, страница на сайте СРО "МиР", на которой был перечислен порядок действий в случае обнаружения мошеннического займа, недоступна (http://www.npmir.ru/news/actual/detail.php?ID=3509). В частности, там было указано, что необходимо послать в адрес МФО почтой с уведомлением о вручении требование, о предоставлении документов (договор, заявка на займ), подтверждающих финансовые претензии МФО к заемщику, а в случае, не предоставления документов, жалуйтесь нам (т.е. в СРО "МиР"). Интересно, почему сейчас эта страница недоступна?
5. Через пару недель получил отказ от полиции в возбуждении УД, "нет документов, ООО МФК «Займер» – пострадавший, а они не обращались".
К этому моменту получил документы от СРО "МиР":
• номер телефона, используемый для регистрации, мне не принадлежит (
телефон +79137851676 зарегистрирован в Новосибирской области, оттуда же и ООО МФК «Займер», думайте народ, кто оформляет займы? Что примечательно, на местном Новосибирском форуме, некто подавал объявление о подготовке ребенка к школе, с указанием именно этого телефона. Пруф: http://novosibirsk.slanet.ru/podgotovka_rebenka_k_shkole/~3318936/~664/)
• номер банковской карты мне не принадлежит
• электронная почта мне не принадлежит
• адрес регистрации указан с ошибкой
Кроме этого, исходя из полученных документов, можно сделать вывод о том, что ООО МФК «Займер» нарушает 115-ФЗ (хотя постоянно на него ссылаются, см. п 2) и Базовый стандарт (утвержденный ЦБ), т.к. не были запрошены все необходимые данные для идентификация заемщика (не были запрошены ИНН, СНИЛС, источник дохода), не была запрошена копия паспорта, не было проверки паспортных данных через сервис ГУ МВД, если бы она была, то, с учетом ошибки в написании адреса регистрации (которую сделали мошенники), результат был бы такой – «сведения о документе, удостоверяющем личность, и адресе регистрации по месту жительства не соответствует». Пруф: https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=117&TID=333849&MID=7724572#message7724572
6. Оспорил постановление об отказе в прокуратуре, благо находятся через дорогу. Чувствовал, что и это не даст результата (в последствии получил второй отказ, т.к. ущерб причинен ООО МФК «Займер», а они на запросы полиции не отвечают, а сами не обращаются
и это спустя 2,5 месяца после того, как ООО МФК «Займер» отписался в письме, что «обратились в полицию» ), начинаю готовится к суду...
7. Были собраны справки от Сотового оператора и Банка, что телефон, используемый при регистрации мне не принадлежит и владельцем карты не являюсь, отправил досудебку с доказательствами ООО МФК «Займер» в надежде на здравый смысл, ну не совсем же они там отмороженные? Я ошибся.
8. Далее состоялся суд, в котором ООО МФК «Займер» настаивал на договоре, а я "не хочу исполнять взятые на себя обязательства". И как ту не вспомнить их самые первый ответ по телефону, что "платить вам не придется".
9. Параллельно ездил на составление протокола в ЦБ (https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=117&TID=333849&MID=7486642#message7486642) и он выписал "законопослушному" ООО МФК «Займер» штрафов на 60 т.р.
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=117&TID=333849&MID=7557409#message7557409
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=117&TID=333849&MID=7750271#message7750271
Итог:
1. Договор признан незаключенным
ООО МФК «Займер» обязали:
2. удалить мои персональные данные из всех своих баз
2. внести изменения в мою КИ
4. компенсировать моральный вред
Потери Займера в рублевом эквиваленте:
11000 – у них увели мошенники
60000 (30000х2) – штрафы от ЦБ
2300 – моральный вред и судебные расходы
"какая-то часть денег" - на командировку представителя Займера в ЦБ на составление протокола (на еще одно составление она уже не приехала, наверное, дорого).
Плюс косвенные расходы на модернизацию инфраструктуры (то, что вы и так должны были сделать в начале своей деятельности) - как результат обращения в ЦБ.
Итого – потери более 70000 р. из-за отсутствия идентификации и нарушений закона.
Незаконный запрос кредитной истории - https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=114&TID=358486
Обращение в прокуратуру –
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=117&TID=333849&MID=7013536#message7013536
«Файл недоступен»