Назад
5 июня 2013 в 15:29

Банк требует предоставить копию паспорта. Законно ли это?

Не в первый раз уже поднимается эта тема. Но однозначного ответа на форуме я так и не нашел.

При открытии счета (например, для получении пластиковой карты) банк требует предоставить копию паспорта (или иного удостоверения личности). Сейчас распространено стало делать фотографию страницы паспорта.

Для чего это банк хочет получить копию паспорта? Как он будет хранить эти персональные данные, защищать их? Особенно учитывая позицию Роскомнадзора что фото в паспорте является биометрическими персональными данными. Что сильно повышает требования к защите информационной системы.

Ладно, мнение Роскомнадзора может и измениться.

Но зачем банку эта копия? В бумажном виде это сотни и тысячи листов, в электронном - тоже сплошное неудобство, ни поиска по ним, ни индексации, да объем баз растет.

Юристы ссылаются на 115-ФЗ (финансовый мониторинг), 262-П, 28-И.
В первых двух речь идет только о реквизитах документа, а в 28-И еще в 2008 году внесено изменение - "1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту)."

Возможно, я не знаю требований каких то еще документов?

Если этот разговор надо вести в другом разделе, или есть ответ на вопрос - ткните меня пожалуйста носом.
63
1,9k
Комментарии
63

6 июня 2013 в 09:37
Gurin.s.a, это не аргумент.
Реквизиты документа, по которому открывался вклад или карточка, хранятся в банке. С ними и сравниваем, в чем проблема?
Более того, при закрытии может быть предъявлен совершенно другой документ - произведен обмен паспорта по возрасту, по утере, в связи со сменой фамилии и т.п. Процедура стандартная, ни раньше ни сейчас никого не удивляла.
Идентификация личности тоже без проблем - вот документ с фотографией (с теми же реквизитами), вот человек.
Копия паспорта при этом не нужна.
Ответить

6 июня 2013 в 10:46
очень даже аргумент. Я знаю о случаях когда предъявлялся паспорт с правильными реквизитами, но с другой фотографией.
Кстати, в случае замены документа по которому открывали вклад например, банк желательно уведомить об этом и предоставить копию нового документа.
Понятна ваша тревога за сохранность данных, я её тоже разделяю.
Ответить

6 июня 2013 в 11:39
Gurin.s.a, приведенный пример из разряда подделки паспорта? Переклейка фотографии?
Даже не знаю что сказать. Сотрудник банка должен уметь проверять документы, удостоверяющие личность.
Качество копии паспорта может быть таким, что умело подобранная фотография (и внешность мошенника) будет выглядеть нормально.
Проблема идентификации личности есть, согласен. Но к требованию иметь копию паспорта отношение имеет очень слабое.
Ответить

6 июня 2013 в 11:51
----------
Цитата

Gurin.s.a пишет:
в случае замены документа по которому открывали вклад например, банк желательно уведомить об этом и предоставить копию нового документа

----------

Не желательно, а обязательно. И в договорах банки прописывают такое обязательство. Например, ХКФ Общие условия обслуживания счетов и вкладов физических лиц в ООО «ХКФ Банк»----------
Цитата

12. Я должен известить Банк в том случае, если в моих документах или в сведениях, указанных в моем Договоре, произошли изменения и сделать это необходимо в течение пяти дней после изменения. Банк может потребовать от меня письменно подтвердить, что никаких изменений в моих документах или сведениях, указанных в моем Договоре, не произошло.
----------
А как придёте с новым паспортом, так сделают и новую копию.
Ответить

6 июня 2013 в 12:01
----------
Цитата

Softbuch пишет:
придёте с новым паспортом, так сделают и новую копию

----------


Зачем нужна новая копия паспорта? Новые реквизиты - и все.
Ответить

6 июня 2013 в 18:22
Представьте ситуацию.
Открываете вы вклад на, предположим, мильён рублей. Операционист заводит вас в систему, печатает договор, копию паспорта не берет.
Вы отдаете деньги в кассу, счастливый и довольный идете домой. Дома за чашечкой кофе читаете договор и обнаруживаете, что в договоре опечатка в паспортных данных. Ну одна цифра или пара букв - согласитесь, такое возможно, человеческий фактор все же...
Вот вы несетесь сломя голову в банк, подбегаете к операционисту и тыкаете ему в лицо договором. А операционист принципиальный - в системе вы Иваноф, а по предъявляемому паспорту - Иванов, т.е. совсем другой человек. И доказать обратное не имея в досье клиента копии документа, по которому открывался вклад, будет весьма проблематично.
Это один из многих вариантов, когда копия реально поможет и вам и банку.
Ответить

7 июня 2013 в 11:20
Tuzikk,
дайте пожалуйста цитату из инструкции, приказа? Только не внутреннего документа конкретного банка, а распространяющегося на все банки.

Описанная ситуация техническая. Контроль правильности заполнения документов (реквизитов) производится неоднократно, как банком так и клиентом.
И клиент подписывает документ, в котором в том числе удостоверяет, что правильность предоставленных сведений он подтверждает.
Но даже такая, как вы указываете, ошибка, может проскочить. И существует механизм внесения изменений.

Проблему идентификации личности я понимаю, она есть. Но пока, на сегодняшний день, я не вижу документа (кроме внутренних банковских документов) который однозначно требует хранить в банке копию паспорта в каком либо виде в случае открытия счета. А возможно и в иных случаях, тут я не знаю. До 2008 года в 28-И такое требование было. Сейчас у банка есть право выбора. А у клиента есть право отказаться отдавать копию паспорта банку.
Ответить

Аватар
7 июня 2013 в 15:03
Song70, Ваш вопрос заключается в том, что законно ли требование к Вам банка предоставить банку копию Вашего паспорта?
Вы же сами написали в Вашем первом сообщении о том, что юристы ссылаются на Инструкцию Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", во всех трёх абзацах пункта 1,8 которой и содержится достаточно полный ответ на Ваш вопрос, а именно:
"1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
При изготовлении копии документа, удостоверяющего личность, допускается копирование отдельных страниц, содержащих сведения, необходимые для идентификации клиента (установления личности лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
Сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), в том числе сведения о клиенте, его представителе и выгодоприобретателе, должны быть документированы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации."
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц."
Вышеприведённые правовые положения вышеназванной Инструкции являются действующими, поэтому из их правового содержания и вытекает законное право банка требовать от Вас предоставления банку копии Вашего паспорта, при этом банк имеет самостоятельное право изготовления копии Вашего паспорта.
Ответить

8 июня 2013 в 12:16
----------
Цитата

Klims пишет:
Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

----------


А кто определяет необходима копия или достаточно сведений о реквизитах?
Ответить

Аватар
8 июня 2013 в 15:39
----------
Цитата

44-55 пишет:
А кто определяет необходима копия или достаточно сведений о реквизитах?

----------

Это определяет банк исходя из своей обязанности располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента.
Ответить

10 июня 2013 в 09:39
Klims,
наверное я неверно выразился изначально насчет законности. Правильнее было бы говорить о необходимости.
Именно необходимость меня и интересует.

Как клиент, я могу отказаться от этой процедуры?
Каковы последствия отказа?
ОК, банк не открыл мне счет, я добился у него письменного отказа, и могу написать жалобу в ЦБ? Или куда еще - о непредоставлении услуги.

Да, банк имеет право сделать копию паспорта - оно предоставлено ему именно 28-И, п.1.8
Но почему банки не отказываются от этой ненужной процедуры? Это право у них тоже есть.

Игнорируется же (как правило) этот пункт:
1.11.2. Должностное лицо банка (иное уполномоченное банком лицо) вправе заверить копии документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
Должностное лицо банка или иное уполномоченное банком лицо, являющееся сотрудником банка, учиняет на копии документа надпись "копия верна" и указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), должность или реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком.
Иное уполномоченное банком лицо, не являющееся сотрудником банка, учиняет на копии документа надпись "копия верна" и указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть