Назад
5 июня 2013 в 15:29

Банк требует предоставить копию паспорта. Законно ли это?

Не в первый раз уже поднимается эта тема. Но однозначного ответа на форуме я так и не нашел.

При открытии счета (например, для получении пластиковой карты) банк требует предоставить копию паспорта (или иного удостоверения личности). Сейчас распространено стало делать фотографию страницы паспорта.

Для чего это банк хочет получить копию паспорта? Как он будет хранить эти персональные данные, защищать их? Особенно учитывая позицию Роскомнадзора что фото в паспорте является биометрическими персональными данными. Что сильно повышает требования к защите информационной системы.

Ладно, мнение Роскомнадзора может и измениться.

Но зачем банку эта копия? В бумажном виде это сотни и тысячи листов, в электронном - тоже сплошное неудобство, ни поиска по ним, ни индексации, да объем баз растет.

Юристы ссылаются на 115-ФЗ (финансовый мониторинг), 262-П, 28-И.
В первых двух речь идет только о реквизитах документа, а в 28-И еще в 2008 году внесено изменение - "1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту)."

Возможно, я не знаю требований каких то еще документов?

Если этот разговор надо вести в другом разделе, или есть ответ на вопрос - ткните меня пожалуйста носом.
63
1,9k
Комментарии
63

6 августа 2013 в 14:32
Мне кажется проблема решена именно изменениями, внесенными в Инструкцию Банка России. С учетом закона о защите персональных данных, биометрические сведения могут обрабатываться только с согласия лица. Согласен клиент - снимают копию, не согласен - пользуются реквизитами документа. Запись Инструкции необходимо увязывать с Законом о защите перданных, а не трактовать так, что банк как хочет так и поступает. Изменения в Инструкцию были, как мне помнится, именно после изменений в Закон или после его принятия. Точно не помню.
Ответить

Аватар
15 августа 2013 в 23:19
Ответить

18 августа 2013 в 21:35
Klims, думаю, для ВИП-клиентов уже и сейчас есть сервис удаленной идентификации по биометрическим данным. ЦБ в данном случае ничего не "разрешил", а лишь рекомендовал многофакторную аутентификацию, а отпечатки пальцев в рекомендации ЦБ даны исключительно в качестве примера одного из возможных факторов такой аутентификации: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/489028/
----------
Цитата

Приложение к письму Банка России от 5 августа 2013 г. N 146-Т
"Рекомендации по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

6. Операторам по переводу денежных средств рекомендуется при предоставлении клиентам розничных платежных услуг с использованием сети "Интернет" использовать в том числе:
- многофакторную аутентификацию*(2);
- динамическую аутентификацию клиента (то есть аутентификацию, при которой на одном из этапов используется пароль (код подтверждения), имеющий ограниченный срок действия и ограничение на число использований);
- подтверждение операций с помощью одноразовых паролей (кодов подтверждения), при этом пароли (коды подтверждения) должны доводиться до клиента в совокупности с информацией о совершаемой операции (например, сумма операции, получатель и пр.) и доставляться до клиента по альтернативному каналу связи, например, через SMS-сообщения.

----------------------

*(2) В рамках данных Рекомендаций под многофакторной аутентификацией следует понимать аутентификацию, при которой используется два или более факторов аутентификации. К факторам аутентификации относятся: обладание предметом или устройством (например, персональным идентификатором), знание определенной информации (например, пароля), обладание определенными постоянными неотъемлемыми свойствами (например, отпечатками пальцев).

----------
Ответить

29 ноября 2013 в 16:11
Я конечно дико извиняюсь, но Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в пункте "1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах)..." не дает банку право выбора. Банк России устанавливает и определяет в какой форме банки могут получать сведения, что содержатся в документах удостоверяющих личность гражданина. Это могут быть копии документов или сведения об их реквизитах. И банк не в праве ограничивать гражданина в желании предоставить банку вместо ксерокопии - реквизиты документа. Обращаю внимание на то, что это касается случаев, когда необходимо установить личность клиента или лица при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
В Собинбанке столкнулись с ситуацией когда сотруднику организации поручили забрать справку из банка для организации. Сотруднику оформили установленным порядком доверенность для получение указанной справки. В банке отказали выдать справку без ксерокопии паспорта нашего сотрудника. При этом ссылались на ФЗ № 115, Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) и Положение ЦБ № 262-П. При этом гражданин не уполномочивался открывать или закрывать банковские счета, счета по вкладам (депозитам)! В указанных выше документах отсутствуют ссылки на необходимость оставлять в банке ксерокопию паспорта в случае получения справки. Есть доверенность. Есть паспорт для идентификации гражданина (паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории (п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828). Показав операционисту паспорт гражданин удостоверил свою личность, а доверенность подтвердила его полномочия на получение справки. Всё! Какая тут может быть ксерокопия?!
Ответить

Аватар
29 ноября 2013 в 19:16
----------
Цитата

Sangre пишет:
...В банке отказали выдать справку без ксерокопии паспорта нашего сотрудника...

----------
И как же тогда этот сотрудник и организация, выдавшая ему доверенность, вышли из этой ситуации?
Ответить

30 ноября 2013 в 08:56
----------
Цитата

Sangre пишет:
сотруднику организации поручили забрать справку из банка для организации

----------


Эта ситуация не имеет отношения к банковской деятельности, как мне кажется. Отношения между двумя юр.лицами.
Ответить

Аватар
30 ноября 2013 в 16:01
----------
Цитата

Song70 пишет:
...Отношения между двумя юр.лицами.

----------
Тем не менее банк отказал представителю организации, требуя светокопию его паспорта, как физического лица.
Ответить

30 ноября 2013 в 20:34
----------
Цитата

Klims пишет:
банк отказал представителю организации

----------


Тут я не спорю. Просто ситуация не по этой теме, если вернуться к начальному письму.
Если вести разговор о персональных данных, то в данном случае работник своими данными уже не распоряжается. Поскольку (по идее) дал согласие работодателю на обработку своих персональных данных, и на передачу их третьим лицам. Раз уж на него доверенность выписали.
Другой вопрос, требуется ли копия паспорта при предъявлении доверенности.
Если сильно интересно - можно покопаться в законодательстве и выяснить.
Но, повторюсь, данная ситуация не имеет отношения к теме.
Ответить

Аватар
30 ноября 2013 в 20:36
----------
Цитата

Song70 пишет:
...Другой вопрос, требуется ли копия паспорта при предъявлении доверенности...

----------
Вот в том и дело, зачем банку светокопия паспорта физического лица, если его паспортные данные уже имеются в этой доверенности?
Ответить

30 ноября 2013 в 23:44
#32----------
Цитата

Sangre пишет:
.. сотруднику организации поручили забрать справку из банка для организации. .. оформили установленным порядком доверенность .. В банке отказали выдать справку без ксерокопии паспорта нашего сотрудника..

----------

Уважаемый Sangre! Примите поздравления с "новосельем" на форуме! :flowers:
Судя по всему, речь идёт об обращении нового представителя клиента в банк, с которым клиент - юридическое лицо - заключил банковский договор. Полномочия представителя оформлены надлежащим образом. Сотрудники банка настаивали на необходимости изготовления ( и сохранения) ксерокопии документа, подтверждающего сведения о представителе. Если это так, то действия сотрудников банка представляются правомерными.
Как обоснованно пояснял Klims (см. сообщения #12 и #14 ) банки, при открытии банковского счёта или счёта по вкладу, имеют право на изготовление копий документов, удостоверяющих сведения о клиенте ( или его представителя) или лица, личность которого необходимо установить.
Согласно требованиям известной Вам Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И по каждому банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента банком формируется юридическое дело, в котором хранятся все документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту). В случае изменения этих документов предусмотрено внесение соответствующих корректив. Конкретно:

"...10.2. В юридическое дело помещаются:
документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;
.........
переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту);
........
иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту)..."
Поскольку в банк обратился новый представитель клиента, то сотрудники банка были обязаны обновить документы соответствующего юридического дела клиента. Таким образом, требование об изготовлении ксерокопии документа (паспорта) - обоснованно. :pardon:
Ответить

2 декабря 2013 в 10:35
Организация работает с этим банком уже не один год. И гражданин-сотрудник такую справку получал до этого много раз без ксерокопий паспорта. Ссылка на Инструкцию Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в данном случае не корректна. Наш сотрудник не открывал и не закрывал банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)!!!!!! Ему тупо отказали. Если я получаю от организации товар по доверенности, то при получении товара с меня не требуют ксерокопий паспорта. Даже если подтягивать к данному случаю обозначенную инструкцию то, необходимый набор сведений для идентификации указан в доверенности ("1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах)). Доверенное лицо предоставило доверенность от организации с указанием сведений об реквизитах паспорта доверенного лица. Тем самым условия п.1.8. Инструкции выполнены и основания для отказа у банка отсутствовали.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть