Назад
5 июня 2013 в 15:29

Банк требует предоставить копию паспорта. Законно ли это?

Не в первый раз уже поднимается эта тема. Но однозначного ответа на форуме я так и не нашел.

При открытии счета (например, для получении пластиковой карты) банк требует предоставить копию паспорта (или иного удостоверения личности). Сейчас распространено стало делать фотографию страницы паспорта.

Для чего это банк хочет получить копию паспорта? Как он будет хранить эти персональные данные, защищать их? Особенно учитывая позицию Роскомнадзора что фото в паспорте является биометрическими персональными данными. Что сильно повышает требования к защите информационной системы.

Ладно, мнение Роскомнадзора может и измениться.

Но зачем банку эта копия? В бумажном виде это сотни и тысячи листов, в электронном - тоже сплошное неудобство, ни поиска по ним, ни индексации, да объем баз растет.

Юристы ссылаются на 115-ФЗ (финансовый мониторинг), 262-П, 28-И.
В первых двух речь идет только о реквизитах документа, а в 28-И еще в 2008 году внесено изменение - "1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту)."

Возможно, я не знаю требований каких то еще документов?

Если этот разговор надо вести в другом разделе, или есть ответ на вопрос - ткните меня пожалуйста носом.
63
1,9k
Комментарии
63

6 июня 2013 в 11:39
Gurin.s.a, приведенный пример из разряда подделки паспорта? Переклейка фотографии?
Даже не знаю что сказать. Сотрудник банка должен уметь проверять документы, удостоверяющие личность.
Качество копии паспорта может быть таким, что умело подобранная фотография (и внешность мошенника) будет выглядеть нормально.
Проблема идентификации личности есть, согласен. Но к требованию иметь копию паспорта отношение имеет очень слабое.
Ответить

6 июня 2013 в 11:51
----------
Цитата

Gurin.s.a пишет:
в случае замены документа по которому открывали вклад например, банк желательно уведомить об этом и предоставить копию нового документа

----------

Не желательно, а обязательно. И в договорах банки прописывают такое обязательство. Например, ХКФ Общие условия обслуживания счетов и вкладов физических лиц в ООО «ХКФ Банк»----------
Цитата

12. Я должен известить Банк в том случае, если в моих документах или в сведениях, указанных в моем Договоре, произошли изменения и сделать это необходимо в течение пяти дней после изменения. Банк может потребовать от меня письменно подтвердить, что никаких изменений в моих документах или сведениях, указанных в моем Договоре, не произошло.
----------
А как придёте с новым паспортом, так сделают и новую копию.
Ответить

6 июня 2013 в 12:01
----------
Цитата

Softbuch пишет:
придёте с новым паспортом, так сделают и новую копию

----------


Зачем нужна новая копия паспорта? Новые реквизиты - и все.
Ответить

6 июня 2013 в 18:22
Представьте ситуацию.
Открываете вы вклад на, предположим, мильён рублей. Операционист заводит вас в систему, печатает договор, копию паспорта не берет.
Вы отдаете деньги в кассу, счастливый и довольный идете домой. Дома за чашечкой кофе читаете договор и обнаруживаете, что в договоре опечатка в паспортных данных. Ну одна цифра или пара букв - согласитесь, такое возможно, человеческий фактор все же...
Вот вы несетесь сломя голову в банк, подбегаете к операционисту и тыкаете ему в лицо договором. А операционист принципиальный - в системе вы Иваноф, а по предъявляемому паспорту - Иванов, т.е. совсем другой человек. И доказать обратное не имея в досье клиента копии документа, по которому открывался вклад, будет весьма проблематично.
Это один из многих вариантов, когда копия реально поможет и вам и банку.
Ответить

7 июня 2013 в 11:20
Tuzikk,
дайте пожалуйста цитату из инструкции, приказа? Только не внутреннего документа конкретного банка, а распространяющегося на все банки.

Описанная ситуация техническая. Контроль правильности заполнения документов (реквизитов) производится неоднократно, как банком так и клиентом.
И клиент подписывает документ, в котором в том числе удостоверяет, что правильность предоставленных сведений он подтверждает.
Но даже такая, как вы указываете, ошибка, может проскочить. И существует механизм внесения изменений.

Проблему идентификации личности я понимаю, она есть. Но пока, на сегодняшний день, я не вижу документа (кроме внутренних банковских документов) который однозначно требует хранить в банке копию паспорта в каком либо виде в случае открытия счета. А возможно и в иных случаях, тут я не знаю. До 2008 года в 28-И такое требование было. Сейчас у банка есть право выбора. А у клиента есть право отказаться отдавать копию паспорта банку.
Ответить

Аватар
7 июня 2013 в 15:03
Song70, Ваш вопрос заключается в том, что законно ли требование к Вам банка предоставить банку копию Вашего паспорта?
Вы же сами написали в Вашем первом сообщении о том, что юристы ссылаются на Инструкцию Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", во всех трёх абзацах пункта 1,8 которой и содержится достаточно полный ответ на Ваш вопрос, а именно:
"1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
При изготовлении копии документа, удостоверяющего личность, допускается копирование отдельных страниц, содержащих сведения, необходимые для идентификации клиента (установления личности лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
Сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), в том числе сведения о клиенте, его представителе и выгодоприобретателе, должны быть документированы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации."
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц."
Вышеприведённые правовые положения вышеназванной Инструкции являются действующими, поэтому из их правового содержания и вытекает законное право банка требовать от Вас предоставления банку копии Вашего паспорта, при этом банк имеет самостоятельное право изготовления копии Вашего паспорта.
Ответить

8 июня 2013 в 12:16
----------
Цитата

Klims пишет:
Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

----------


А кто определяет необходима копия или достаточно сведений о реквизитах?
Ответить

Аватар
8 июня 2013 в 15:39
----------
Цитата

44-55 пишет:
А кто определяет необходима копия или достаточно сведений о реквизитах?

----------

Это определяет банк исходя из своей обязанности располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента.
Ответить

10 июня 2013 в 09:39
Klims,
наверное я неверно выразился изначально насчет законности. Правильнее было бы говорить о необходимости.
Именно необходимость меня и интересует.

Как клиент, я могу отказаться от этой процедуры?
Каковы последствия отказа?
ОК, банк не открыл мне счет, я добился у него письменного отказа, и могу написать жалобу в ЦБ? Или куда еще - о непредоставлении услуги.

Да, банк имеет право сделать копию паспорта - оно предоставлено ему именно 28-И, п.1.8
Но почему банки не отказываются от этой ненужной процедуры? Это право у них тоже есть.

Игнорируется же (как правило) этот пункт:
1.11.2. Должностное лицо банка (иное уполномоченное банком лицо) вправе заверить копии документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
Должностное лицо банка или иное уполномоченное банком лицо, являющееся сотрудником банка, учиняет на копии документа надпись "копия верна" и указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), должность или реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком.
Иное уполномоченное банком лицо, не являющееся сотрудником банка, учиняет на копии документа надпись "копия верна" и указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком.
Ответить

Аватар
10 июня 2013 в 13:55
----------
Цитата

Song70 пишет:
Как клиент, я могу отказаться от этой процедуры?

----------

Отказаться Вы имеете полное право, т.к. это Ваше право.
----------
Цитата

Song70 пишет:
Каковы последствия отказа?

----------

Банк вправе Вам отказать в открытии банковского счёта на основании части 2 статьи 846 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), в соответствии с которой "2. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.", из чего следует, что банк обязан заключить с Вами договор банковского счёта только на объявленных банком для открытия счетов данного вида определённых условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, в Вашем случае - в соответствии:
1. со статьёй 7 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" , на основании которого Вы обязаны соблюдать и исполнять изданные Банком России нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций;
2. с пунктом 1.8 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам", в соответствии с которым банк обязан, т.е. должен располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета.
----------
Цитата

Song70 пишет:
ОК, банк не открыл мне счет, я добился у него письменного отказа, и могу написать жалобу в ЦБ? Или куда еще - о непредоставлении услуги.

----------

В этом случае в соответствии с третьим абзацем части 2 статьи 846 ГК РФ "При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.", в соответствии с которым "4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки."
Ответить

10 июня 2013 в 14:04
Klims это все кончено замечательно и примерно так меня лечили в банке, да вот не задача копия паспорта не является обязательной и при нормальном стечении обстоятельств не нужна для открытия дебетовой карты. Могут конечно потребовать написать отказ в предоставлении копии паспорта,а могут и не снимать копию как например в сбере,там мне вообще заявили зачем нам ваша копия,а в другом банке только после написания через feedback сказали что без копии без проблем откроют дебетовую карту,что собственно говоря я и сделал-открыл счет и копию паспорта не предоставлял
Ответить

Аватар
10 июня 2013 в 14:07
Desperado17, так вот именно для таких случаев и существует положение третьего абзаца части 2 статьи 846 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым если клиент полагает, что банк отказывает ему необоснованно, то он вправе обратиться в суд!
Ответить

10 июня 2013 в 15:31
Klims,
Desperado17,

Я только не могу понять зачем самим банкам эти проблемы с копией паспорта. И ЧТО их подвигнет от нее отказаться.
Только прямой запрет этого действия или изменение формулировки в 28-И наверное - что только реквизиты документа.
Ответить

Аватар
10 июня 2013 в 18:40
----------
Цитата

Song70 пишет:
Я только не могу понять зачем самим банкам эти проблемы с копией паспорта.

----------

Это вовсе не проблема, а обязанность банков на основании пункта 1.8 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", исходящая из визуального фиксирования документа, удостоверяющего личность обратившегося в банк клиента, выражающаяся в его элементарном светокопировании.
----------
Цитата

Song70 пишет:
И ЧТО их подвигнет от нее отказаться

----------

Я полагаю, что возможность их автоматического фотографирования (сканирования) без ведома клиента.
Ответить

11 июня 2013 в 10:14
Klims,
я повторяюсь. Но банк тратит время и ресурсы на создание этих копий, на их хранение и обработку, на поддержание копий в актуальном состоянии. На защиту персональных данных, которые находятся в этой копии тратятся средства. А если все же придерживаться оценок Роскомнадзора - то средства немалые.
И ради чего?
Разве это не проблема?
Ответить

Аватар
11 июня 2013 в 16:06
----------
Цитата

Song70 пишет:
И ради чего?

----------

На мой взгляд это ради копирования фотографии в паспорте, чтобы потом легче было искать мошенников.
В середине 90-тых годов при сделках с недвижимостью, когда они ещё подлежали обязательному удостоверению нотариусами, и во время расцвета криминала в этой сфере даже несмотря на то, что все сделки проходили через нотариусов, некоторые нотариусы тоже фотографировали своих клиентов, чтобы запечатлеть их внешний облик на случай, если клиент окажется мошенником, и чтобы потом по его фотографии его можно было бы легче найти.
Ответить

13 июня 2013 в 10:18
Klims,
то есть все же биометрические персональные данные. Для опознания.
Кстати, при получении пластиковой карты курьер фотографирует получателя (так в практике Тинькова, Ренессанса, думаю и у других банков).
Ответить

13 июня 2013 в 11:00
----------
Цитата

Song70 пишет:
или есть ответ на вопрос - ткните меня пожалуйста носом.

----------

Был вопрос, были ответы. Насколько они вас устроят не берусь судить. ))
http://www.banki.ru/forum/index.php?PAGE_NAME=message&FID=61&TID=94202&MID=1176397#message1176397
Ответить

14 июня 2013 в 10:24
Proffet,
спасибо, я это читал.
Однозначного ответа там тоже нет. Как и здесь.
Я для себя сделал вывод такой - банк МОЖЕТ просить копию паспорта. Клиент может отказаться давать копию паспорта. Если клиент отказался, а банк в свою очередь отказал в обслуживании - клиент может написать на банк жалобу на тему необоснованного отказа.
А там - куда кривая вывезет. В виде ЦБ, судов, надзорных органов и т.п.

Мое мнение - в принципе нужно прекращать свободное хождение ксерокопий паспорта. А оно практически свободное сейчас :(

С другой стороны, тут на форуме ребята пишут что банк выдал кредит человеку по поддельному паспорту, а теперь пытается взыскать долг с того, с чьими паспортными данными совпало. И я так понял, наличие ксерокопий обоих паспортов с разными фотографиями банк не смутило. РЕКВИЗИТЫ сошлись. Не помню как там насчет фамилия-имя-отчество, может сделана подделка под реальный паспорт.
Имей банк только реквизиты - мошеннику возможно было бы еще проще.
Но тут уже умение работников банка определить подлинность предоставленного для идентификации личности документа.
Плюс образец подписи и графологическая экспертиза (если дойдет до суда).
Ответить

Аватар
14 июня 2013 в 12:39
Алексей (Song70), но ведь были случаи, когда банк выдавал кредиты и не по поддельному, а по самому что ни на есть настоящему (украденному, найденному или временно позаимствованному) паспорту как с переклеиванием, так даже и без переклеивания в нём фотографии потерпевших, которые впоследствии от предъявленных им банком требований узнавали, что кто-то по их настоящему паспорту и разумеется, от имени потерпевших взял кредиты в нескольких банках.
Поэтому как бы кто ни старался избегать светокопирования своего паспорта, мошеннические преступления с его использованием всё - равно происходят, в связи с чем главным и основным алиби потерпевших в этих случаях является проведение именно Почерковедческой экспертизы (исследование почерка и подписей), а если в паспорте только переклеена фотография, то ещё и Технической экспертизы документов (исследование реквизитов документов, исследование материалов документов). Но при этом также дополнительным доказательством невиновности потерпевшего и уличения преступника в совершённом им мошенническом банковском преступлении являются также и сделанные в банках светокопии паспортов и фотографии лиц преступников их предъявивших при оформлении банковских документов.
На мой взгляд проблему светокопирования паспортов могут решить документы, удостоверяющие личность человека в виде пластиковых карт (например электронная социальная карта) или вживление под кожу "ЧИПа", что сегодня также вполне возможно.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть