Назад
5 июня 2013 в 15:29

Банк требует предоставить копию паспорта. Законно ли это?

Не в первый раз уже поднимается эта тема. Но однозначного ответа на форуме я так и не нашел.

При открытии счета (например, для получении пластиковой карты) банк требует предоставить копию паспорта (или иного удостоверения личности). Сейчас распространено стало делать фотографию страницы паспорта.

Для чего это банк хочет получить копию паспорта? Как он будет хранить эти персональные данные, защищать их? Особенно учитывая позицию Роскомнадзора что фото в паспорте является биометрическими персональными данными. Что сильно повышает требования к защите информационной системы.

Ладно, мнение Роскомнадзора может и измениться.

Но зачем банку эта копия? В бумажном виде это сотни и тысячи листов, в электронном - тоже сплошное неудобство, ни поиска по ним, ни индексации, да объем баз растет.

Юристы ссылаются на 115-ФЗ (финансовый мониторинг), 262-П, 28-И.
В первых двух речь идет только о реквизитах документа, а в 28-И еще в 2008 году внесено изменение - "1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту)."

Возможно, я не знаю требований каких то еще документов?

Если этот разговор надо вести в другом разделе, или есть ответ на вопрос - ткните меня пожалуйста носом.
63
1,9k
Комментарии
63

Аватар
8 июня 2013 в 15:39
----------
Цитата

44-55 пишет:
А кто определяет необходима копия или достаточно сведений о реквизитах?

----------

Это определяет банк исходя из своей обязанности располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента.
Ответить

10 июня 2013 в 09:39
Klims,
наверное я неверно выразился изначально насчет законности. Правильнее было бы говорить о необходимости.
Именно необходимость меня и интересует.

Как клиент, я могу отказаться от этой процедуры?
Каковы последствия отказа?
ОК, банк не открыл мне счет, я добился у него письменного отказа, и могу написать жалобу в ЦБ? Или куда еще - о непредоставлении услуги.

Да, банк имеет право сделать копию паспорта - оно предоставлено ему именно 28-И, п.1.8
Но почему банки не отказываются от этой ненужной процедуры? Это право у них тоже есть.

Игнорируется же (как правило) этот пункт:
1.11.2. Должностное лицо банка (иное уполномоченное банком лицо) вправе заверить копии документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
Должностное лицо банка или иное уполномоченное банком лицо, являющееся сотрудником банка, учиняет на копии документа надпись "копия верна" и указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), должность или реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком.
Иное уполномоченное банком лицо, не являющееся сотрудником банка, учиняет на копии документа надпись "копия верна" и указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком.
Ответить

Аватар
10 июня 2013 в 13:55
----------
Цитата

Song70 пишет:
Как клиент, я могу отказаться от этой процедуры?

----------

Отказаться Вы имеете полное право, т.к. это Ваше право.
----------
Цитата

Song70 пишет:
Каковы последствия отказа?

----------

Банк вправе Вам отказать в открытии банковского счёта на основании части 2 статьи 846 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), в соответствии с которой "2. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.", из чего следует, что банк обязан заключить с Вами договор банковского счёта только на объявленных банком для открытия счетов данного вида определённых условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, в Вашем случае - в соответствии:
1. со статьёй 7 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" , на основании которого Вы обязаны соблюдать и исполнять изданные Банком России нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций;
2. с пунктом 1.8 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам", в соответствии с которым банк обязан, т.е. должен располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета.
----------
Цитата

Song70 пишет:
ОК, банк не открыл мне счет, я добился у него письменного отказа, и могу написать жалобу в ЦБ? Или куда еще - о непредоставлении услуги.

----------

В этом случае в соответствии с третьим абзацем части 2 статьи 846 ГК РФ "При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.", в соответствии с которым "4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки."
Ответить

10 июня 2013 в 14:04
Klims это все кончено замечательно и примерно так меня лечили в банке, да вот не задача копия паспорта не является обязательной и при нормальном стечении обстоятельств не нужна для открытия дебетовой карты. Могут конечно потребовать написать отказ в предоставлении копии паспорта,а могут и не снимать копию как например в сбере,там мне вообще заявили зачем нам ваша копия,а в другом банке только после написания через feedback сказали что без копии без проблем откроют дебетовую карту,что собственно говоря я и сделал-открыл счет и копию паспорта не предоставлял
Ответить

Аватар
10 июня 2013 в 14:07
Desperado17, так вот именно для таких случаев и существует положение третьего абзаца части 2 статьи 846 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым если клиент полагает, что банк отказывает ему необоснованно, то он вправе обратиться в суд!
Ответить

10 июня 2013 в 15:31
Klims,
Desperado17,

Я только не могу понять зачем самим банкам эти проблемы с копией паспорта. И ЧТО их подвигнет от нее отказаться.
Только прямой запрет этого действия или изменение формулировки в 28-И наверное - что только реквизиты документа.
Ответить

Аватар
10 июня 2013 в 18:40
----------
Цитата

Song70 пишет:
Я только не могу понять зачем самим банкам эти проблемы с копией паспорта.

----------

Это вовсе не проблема, а обязанность банков на основании пункта 1.8 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", исходящая из визуального фиксирования документа, удостоверяющего личность обратившегося в банк клиента, выражающаяся в его элементарном светокопировании.
----------
Цитата

Song70 пишет:
И ЧТО их подвигнет от нее отказаться

----------

Я полагаю, что возможность их автоматического фотографирования (сканирования) без ведома клиента.
Ответить

11 июня 2013 в 10:14
Klims,
я повторяюсь. Но банк тратит время и ресурсы на создание этих копий, на их хранение и обработку, на поддержание копий в актуальном состоянии. На защиту персональных данных, которые находятся в этой копии тратятся средства. А если все же придерживаться оценок Роскомнадзора - то средства немалые.
И ради чего?
Разве это не проблема?
Ответить

Аватар
11 июня 2013 в 16:06
----------
Цитата

Song70 пишет:
И ради чего?

----------

На мой взгляд это ради копирования фотографии в паспорте, чтобы потом легче было искать мошенников.
В середине 90-тых годов при сделках с недвижимостью, когда они ещё подлежали обязательному удостоверению нотариусами, и во время расцвета криминала в этой сфере даже несмотря на то, что все сделки проходили через нотариусов, некоторые нотариусы тоже фотографировали своих клиентов, чтобы запечатлеть их внешний облик на случай, если клиент окажется мошенником, и чтобы потом по его фотографии его можно было бы легче найти.
Ответить

13 июня 2013 в 10:18
Klims,
то есть все же биометрические персональные данные. Для опознания.
Кстати, при получении пластиковой карты курьер фотографирует получателя (так в практике Тинькова, Ренессанса, думаю и у других банков).
Ответить

13 июня 2013 в 11:00
----------
Цитата

Song70 пишет:
или есть ответ на вопрос - ткните меня пожалуйста носом.

----------

Был вопрос, были ответы. Насколько они вас устроят не берусь судить. ))
http://www.banki.ru/forum/index.php?PAGE_NAME=message&FID=61&TID=94202&MID=1176397#message1176397
Ответить

14 июня 2013 в 10:24
Proffet,
спасибо, я это читал.
Однозначного ответа там тоже нет. Как и здесь.
Я для себя сделал вывод такой - банк МОЖЕТ просить копию паспорта. Клиент может отказаться давать копию паспорта. Если клиент отказался, а банк в свою очередь отказал в обслуживании - клиент может написать на банк жалобу на тему необоснованного отказа.
А там - куда кривая вывезет. В виде ЦБ, судов, надзорных органов и т.п.

Мое мнение - в принципе нужно прекращать свободное хождение ксерокопий паспорта. А оно практически свободное сейчас :(

С другой стороны, тут на форуме ребята пишут что банк выдал кредит человеку по поддельному паспорту, а теперь пытается взыскать долг с того, с чьими паспортными данными совпало. И я так понял, наличие ксерокопий обоих паспортов с разными фотографиями банк не смутило. РЕКВИЗИТЫ сошлись. Не помню как там насчет фамилия-имя-отчество, может сделана подделка под реальный паспорт.
Имей банк только реквизиты - мошеннику возможно было бы еще проще.
Но тут уже умение работников банка определить подлинность предоставленного для идентификации личности документа.
Плюс образец подписи и графологическая экспертиза (если дойдет до суда).
Ответить

Аватар
14 июня 2013 в 12:39
Алексей (Song70), но ведь были случаи, когда банк выдавал кредиты и не по поддельному, а по самому что ни на есть настоящему (украденному, найденному или временно позаимствованному) паспорту как с переклеиванием, так даже и без переклеивания в нём фотографии потерпевших, которые впоследствии от предъявленных им банком требований узнавали, что кто-то по их настоящему паспорту и разумеется, от имени потерпевших взял кредиты в нескольких банках.
Поэтому как бы кто ни старался избегать светокопирования своего паспорта, мошеннические преступления с его использованием всё - равно происходят, в связи с чем главным и основным алиби потерпевших в этих случаях является проведение именно Почерковедческой экспертизы (исследование почерка и подписей), а если в паспорте только переклеена фотография, то ещё и Технической экспертизы документов (исследование реквизитов документов, исследование материалов документов). Но при этом также дополнительным доказательством невиновности потерпевшего и уличения преступника в совершённом им мошенническом банковском преступлении являются также и сделанные в банках светокопии паспортов и фотографии лиц преступников их предъявивших при оформлении банковских документов.
На мой взгляд проблему светокопирования паспортов могут решить документы, удостоверяющие личность человека в виде пластиковых карт (например электронная социальная карта) или вживление под кожу "ЧИПа", что сегодня также вполне возможно.
Ответить

уважаемый Song70,
а что конкретно Вас смущает, в данной ситуации? Вы не можете предоставить копию паспорта? боитесь, что банк не надлежащим образом хранит информацию?
как кредитчик, могу предложить компромиссный вариант: я не буду требовать от Вас копию паспорта, принистие мне пожалуйста справку с места жительства о том, где Вы прописаны, и справку из УФМС о том, какой паспорт Вам выдан. :D :D :D
Ответить

14 июня 2013 в 14:48
Klims,
Проблема идентификации личности стара, увы. И не решена по сей день. Так что не надо чипов.
Однако вы же пишете - что копия паспорта, находящаяся в банке - лишь дополнительное средство, дополнительное доказательство.

Иуда Шлёмович Презерманн,
приведено немало примеров, когда банки именно ненадлежащим образом обрабатывают персональные данные, в частности копию паспорта. Да, инсайдер, с умыслом, от этого никуда - но такому "внезапному заемщику" от этого не легче.

Предъявить оригинал паспорта - пожалуйста! Проводите идентификацию, не вопрос. Экспертизу подлинности паспорта - ну поморщусь, но возражать не буду. Если не за мой счет :) Но зачем банку хранить копию....
Кстати по фотографии заемщика наверное тоже будут вопросы... Если в банке есть мое фото - то оно может "утечь", и всплыть в другом кредите в другом банке.
Ответить

6 августа 2013 в 14:32
Мне кажется проблема решена именно изменениями, внесенными в Инструкцию Банка России. С учетом закона о защите персональных данных, биометрические сведения могут обрабатываться только с согласия лица. Согласен клиент - снимают копию, не согласен - пользуются реквизитами документа. Запись Инструкции необходимо увязывать с Законом о защите перданных, а не трактовать так, что банк как хочет так и поступает. Изменения в Инструкцию были, как мне помнится, именно после изменений в Закон или после его принятия. Точно не помню.
Ответить

Аватар
15 августа 2013 в 23:19
Ответить

18 августа 2013 в 21:35
Klims, думаю, для ВИП-клиентов уже и сейчас есть сервис удаленной идентификации по биометрическим данным. ЦБ в данном случае ничего не "разрешил", а лишь рекомендовал многофакторную аутентификацию, а отпечатки пальцев в рекомендации ЦБ даны исключительно в качестве примера одного из возможных факторов такой аутентификации: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/489028/
----------
Цитата

Приложение к письму Банка России от 5 августа 2013 г. N 146-Т
"Рекомендации по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

6. Операторам по переводу денежных средств рекомендуется при предоставлении клиентам розничных платежных услуг с использованием сети "Интернет" использовать в том числе:
- многофакторную аутентификацию*(2);
- динамическую аутентификацию клиента (то есть аутентификацию, при которой на одном из этапов используется пароль (код подтверждения), имеющий ограниченный срок действия и ограничение на число использований);
- подтверждение операций с помощью одноразовых паролей (кодов подтверждения), при этом пароли (коды подтверждения) должны доводиться до клиента в совокупности с информацией о совершаемой операции (например, сумма операции, получатель и пр.) и доставляться до клиента по альтернативному каналу связи, например, через SMS-сообщения.

----------------------

*(2) В рамках данных Рекомендаций под многофакторной аутентификацией следует понимать аутентификацию, при которой используется два или более факторов аутентификации. К факторам аутентификации относятся: обладание предметом или устройством (например, персональным идентификатором), знание определенной информации (например, пароля), обладание определенными постоянными неотъемлемыми свойствами (например, отпечатками пальцев).

----------
Ответить

29 ноября 2013 в 16:11
Я конечно дико извиняюсь, но Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в пункте "1.8. Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах)..." не дает банку право выбора. Банк России устанавливает и определяет в какой форме банки могут получать сведения, что содержатся в документах удостоверяющих личность гражданина. Это могут быть копии документов или сведения об их реквизитах. И банк не в праве ограничивать гражданина в желании предоставить банку вместо ксерокопии - реквизиты документа. Обращаю внимание на то, что это касается случаев, когда необходимо установить личность клиента или лица при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
В Собинбанке столкнулись с ситуацией когда сотруднику организации поручили забрать справку из банка для организации. Сотруднику оформили установленным порядком доверенность для получение указанной справки. В банке отказали выдать справку без ксерокопии паспорта нашего сотрудника. При этом ссылались на ФЗ № 115, Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И (в редакции Указаний Банка России от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У, от 28.08.2012 N 2868-У) и Положение ЦБ № 262-П. При этом гражданин не уполномочивался открывать или закрывать банковские счета, счета по вкладам (депозитам)! В указанных выше документах отсутствуют ссылки на необходимость оставлять в банке ксерокопию паспорта в случае получения справки. Есть доверенность. Есть паспорт для идентификации гражданина (паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории (п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828). Показав операционисту паспорт гражданин удостоверил свою личность, а доверенность подтвердила его полномочия на получение справки. Всё! Какая тут может быть ксерокопия?!
Ответить

Аватар
29 ноября 2013 в 19:16
----------
Цитата

Sangre пишет:
...В банке отказали выдать справку без ксерокопии паспорта нашего сотрудника...

----------
И как же тогда этот сотрудник и организация, выдавшая ему доверенность, вышли из этой ситуации?
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть