Форум

Предоставление данных без согласия субъекта кредитной истории

Информационная часть кредитной истории предоставляется без согласия субъекта кредитной истории

Друзья, прошу консультационной поддержки smile:uncap:
Немного крючкотворства из действующего законодательства, в т.ч. Федерального закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ, что бы понять причину моей растерянности … smile:help:
Согласно п. 9.1 ст. 6 «Предоставление кредитного отчета» информационная часть кредитной истории предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях выдачи займа (кредита) без согласия субъекта кредитной истории в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня обращения в бюро кредитных историй с запросом о предоставлении такой информационной части.
В п. 4.4 ст. 4 «Содержание кредитной истории» говорится, что порядок формирования информационной части кредитной истории и ее состав устанавливаются Банком России, а именно, указанием Банка России от 01.12.2014 N 3465-У «О составе и порядке формирования информационной части кредитной истории». В главе 1 данного указания довольно подробно указан состав информационной части кредитной истории.
В данном вопросе смущает формулировка из п. 9.1 ст. 6 «без согласия субъекта кредитной истории».
Объясните, пожалуйста, по-русски, совершены банком (наименование не имеет значение) противоправные действия при получении информационной части кредитной истории, субъектом которой я являюсь, если отсутствуют какие либо договорные отношения (вклад, кредит, инвестиционная деятельность, доверительное управление и т.д.) между мной и банком и отсутствует моё согласие на обработку персональных данных, т.е. нет вообще никаких моих обращений или документов в адрес банка????
 
Без наличия ваших персональных данных банк не может запросить даже информационную часть КИ. Следовательно, если в КИ вы наблюдаете любой запрос КИ банком, то ваши ПД в банке точно есть. Законность их получения и обработки можно и нужно выяснить.

Важный нюанс - в КИ запрос только информационной части никак не отличается от запроса основной части КИ.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Я правильно понимаю, что в подобных ситуациях речь о нарушении 218-ФЗ идти уже не может, но зато есть чёткое и однозначное подтверждение, что банк нарушил 152-ФЗ по ПД, получив их без моего письменного согласия от третьих лиц? smile:achtung:
P.S. если, конечно, это Третье лицо не составило хитрое письменное согласие с включением пункта о передаче ПД, например, по агентскому договору и т.д. smile:wall:
 
Цитата
lvaavl пишет:
Я правильно понимаю, что в подобных ситуациях речь о нарушении 218-ФЗ идти уже не может

А вот это надо разбираться. Откуда вы достоверно знаете, что банк получил только лишь информационную часть вашей КИ? Если так сообщает сам банк или БКИ, то им в этом вопросе верить не стоит. Не могут доказать - значит не могут и утверждать.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
lvaavl пишет:
зато есть чёткое и однозначное подтверждение, что банк нарушил 152-ФЗ по ПД, получив их без моего письменного согласия от третьих лиц?

С этим тоже надо разбираться. Вполне может оказаться, что банк получил ваши ПД законно.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
Откуда вы достоверно знаете, что банк получил только лишь информационную часть вашей КИ?


Не знаю ))) Тема форума вообще была создана, т.к. был крайне удивлен формулировкой п. 9.1 ст. 6 218-ФЗ «без согласия субъекта кредитной истории», поэтому и просил старшего товарища разъяснить матчасть smile:yep:

Цитата
tempur пишет:
Вполне может оказаться, что банк получил ваши ПД законно.


Именно поэтому и сделал постскриптум
Цитата
lvaavl пишет:
P.S. если, конечно, это Третье лицо не составило хитрое письменное согласие с включением пункта о передаче ПД, например, по агентскому договору и т.д.


В общих чертах Вы разъяснили все абсолютно доходчиво - понимание ситуации получено smile:drink:
В личку сбросил просьбу помочь с шаблоном жалобы в Роскомнадзор на предмет 152-ФЗ. Заранее спасибо за шаблон smile:thumbsup:
 
lvaavl, у меня был практический опыт в этой части, обсуждение по ссылке http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=...age3527044

Общего шаблона быть не может, в заявлении нужна конкретика. Из ваших сообщений детали ситуации не очень ясны.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
у меня был практический опыт в этой части, обсуждение по ссылке http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=...age3527044


Случай, абсолютно аналогичный Вашей ситуации, - получение кредитного отчета Банком, клиентом которого я не являлся, не являюсь и согласие на предоставление доступа к КИ не предоставлял. Жалоба в ЦБ направлена сегодня, жалобу в Роскомнадзор планирую направить завтра, но ... это уже предмет другой темы.
 
lvaavl, а о каком банке вообще речь, уж не об Открытии? Дело в том, что мне пришла персональная смс в этом месяце и была попытка звонка с предложением предодобренного кредита. При этом я неклиент. Но к Открытию присоединяют БИН, клиентом которого я был. И типа все ПД к нему перекочевали. Может у вас аналогичная ситуация?
 
Цитата
Def1985 пишет:
Может у вас аналогичная ситуация?


Да, это они: Открытие и БИН. К предположению, что "слив" был от БИНа пришёл после изучения их сайтов, на которых они трубят об объединении.
 
Друзья smile:uncap:

Данная тема слегка отклонилась о первоначальной мысли - Информационная часть кредитной истории предоставляется без согласия субъекта кредитной истории ... Поэтому, если ни у кого нет возражений, считаю, что первоначальная тема освещена довольно подробно (особенно, благодаря tempur, за что ему (пользователю) огромное mersi и благодарность в карму smile:magic: ) и предлагаю на этом остановить данный пост ... ИМХО )))

Если актуально ... Параллельно направлены жалобы на противоправные действия в ЦБ РФ (по 218-ФЗ) и Роскомнадзор (по 152-ФЗ). При наличии интереса у многоуважаемой аудитории - готов выложить, создав отдельный пост, как обращения в надзорные органы, так и их последующие ответы smile:music:
 
lvaavl, ответы органов конечно интересны. Но имхо в данном случае, раз это Открытие+БИН, никаких нарушений не будет, так как Открытие "унаследовал" неограниченное согласие на всё, которое вы дали БИНу.
 
Цитата
Def1985 пишет:
никаких нарушений не будет, так как Открытие "унаследовал" неограниченное согласие на всё, которое вы дали БИНу


Увы ... не отрицаю, есть у меня на этот счет беспокойство ... Но это не помешает мне использовать десертную ложечку для выноса мозга )))
 
Def1985, я с такой позицией не согласен, там много нюансов, поскольку согласие на обработку ПД дается конкретному юрлицу. Как именно объединяются Бин и Открытие с юридической и организационной точек зрения мы не знаем.

Кстати, так и не добрался разобраться с запросом КИ Бином после поглощения им МДМа. У меня в МДМ и продуктов кредитных не было и согласия на запрос КИ не давал.

Автор, а в Бине у вас есть действующие кредитные продукты? Т.е. имеет ли Бин действующее согласие на запрос КИ?
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
Т.е. имеет ли Бин действующее согласие на запрос КИ?

Нет, не имел, т.к в БИНе не оформлялись никогда ни кредит, ни кредитная карта - есть в настоящее время только банковский вклад.
Кстати, Def1985, Ваши слова подтолкнули поднять старые документы от 2014 г., в т.ч. документ БИНа "Анкета-заявление на подключение к договору комплексного обслуживания", который оказался весь занятным. В нём действительно БИН, который по тексту документа именуется"Банк" вставил право передавать ПД третьим лицам, но ... цитирую "ПД предоставляются в целях заключения и исполнения договора, предоставления услуг по договору ... а также в целях информирования о других услугах Банка (в целях продвижения товаров, работ, услуг)". Т.е., другими словами, да - передавать можно, но только с целью продвижения услуг БИна.
А Ваши слова, tempur, сподвигли глянуть выписку из ЕГРЮЛ по ИНН, указанному в договоре с БИНом, что бы увидеть запись от 18.11.2016 "Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения". Как я понимаю из информации сайта Банки.ру - в ноябре 2016 года состоялось слияние Бинбанка и МДМ Банка: объединенная кредитная организация сохранила лицензию МДМ Банка, продолжив работу под брендом «Бинбанк».
Но речи об Открытии и БИНе не идёт в официальных документах, только новости, типа, "Банк России в прошлом году взял на санацию через ФКБС "Открытие" и Бинбанк. В начале февраля регулятор объявил о решении объединить эти банки за исключением доли плохих активов, а в марте уточнял, что процесс объединения планируется провести до 1 апреля 2019 года" (РИА Новости).
Итак, парни (и девушки, если это читают) ... Мне кажется, что градус ситуации повышается - Открытие решил досрочно увеличить клиентскую базу, не позаботившись своевременной чистотой документов, думая, что эти юридические риски стремятся к бесконечному нулю и сами рассосутся ....
Щерт побЭри ... главное не умерить от любопытства в ожидании ответов надзорки smile:crazy:
 
Цитата
lvaavl пишет:
Т.е., другими словами, да - передавать можно, но только с целью продвижения услуг БИна.

Ну вот они это и делают. Как бы не дожидаясь завершения объединения. smile:D
В моём случае, в БИНе был вклад и кредитная карта ко вкладу. Вклад закончился ещё весной, а кредитку я закрыл как только объявили о присоединении к Открытию. Вот вчера получил справку о закрытии и отправил письмо в Москву с отзывом согласия на обработку пд.
 
lvaavl, такая формулировка о передаче ПД третьим лицам незаконна. Ну, если у вас действительно на момент запроса КИ не было в Бине никаких действующих кредитных продуктов, то событие и состав административного правонарушения со стороны банка и бки имеют место быть.
Мне кажется, что в моем случае Бин тоже интересовался КИ еще до фактического "слияния" с МДМ.
И сам по себе вопрос перехода прав на обработку ПД и запрос КИ при ликвидации юрлица в форме присоединения для меня не столь очевиден. Хотелось бы узнать мнение регуляторов на этот счет.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
такая формулировка о передаче ПД третьим лицам незаконна

Боюсь, что это момент спорный, например, в ЖКХ управляющая компания по действующему законодательству имеет право заключить агентский договор на расчетно-кассовое обслуживание, передав ему (агенту) ПД жильцов для выставления и приёма платежей. В этом случае Роскомнадзору достаточно, если в агентском договоре отдельным разделом оговаривается работа с ПД, а агент у себя утверждает регламент (порядок) работы с ПД.
Аналогичным образом, банк, например, может привлечь какого не то агрегатора для рассылки СМС. В Самарской области вообще есть такой проект NCC (сейчас катиться с горы), в который одно время входили 12 банков. Услуги личного кабинета (ужасно убогого) предоставлял именно NCC, так что у них был полный доступ ПД, хотя одним зарплату выдавали в Фиа-Банке (лицензия отозвана), в Газбанке (лицензия отозвана), Автовазбанк (на санации был) и т.д.
Цитата
tempur пишет:
Хотелось бы узнать мнение регуляторов на этот счет

Готов опубликовать их решение (на сайте Роскомнадзора указан срок ответа до 23.11.18), но что то мне подсказывает, что сперва будет продление на 30 дней (по 59-ФЗ) по причине необходимости сбора полных данных smile:vnature:
 
Цитата
lvaavl пишет:
сперва будет продление на 30 дней (по 59-ФЗ) по причине необходимости сбора полных данных

Как в воду глядел ... Ответ Роскомнадзора:
Ваше обращение по вопросу возможного нарушения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон), поступившее с официального сайта Роскомнадзора 30.10.2018, рассматривается Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее - Управление).
В рамках реализации своих полномочий, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 23 Закона, Управлением в (банк) и (бки) были направлены запросы о предоставлении информации по существу Вашего обращения.
В связи с изложенным, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки рассмотрения по обстоятельствам Вашего обращения продлеваются до 28.12.2018
Итак ... ждёмс-с-с-с-с-с-с smile:quotes:
 
Цитата
Итак, парни (и девушки, если это читают) ... Мне кажется, что градус ситуации повышается - Открытие решил досрочно увеличить клиентскую базу, не позаботившись своевременной чистотой документов, думая, что эти юридические риски стремятся к бесконечному нулю и сами рассосутся ....
Щерт побЭри ... главное не умерить от любопытства в ожидании ответов надзорки smile:crazy:


Держу за Вас кулачки. Та же ситуация, незаконная обработка ПДн (в моем случае использовались базы Траста, где ну оооочень давно были вклады и где я строго следила чтобы нини никаких согласий для БКИ). Надоели впариванием кредитов, суммы впаривания от 3 млн в контексте «просто принесите паспорт, все остальное уже подготовлено», что явно намекает на незаконную выборку данных из БКИ. Пришла к ним в офис с гневным письмом, включая абзац, что не только ничего не должна, но и не планирую в своей жизни иметь с ними отношения и вообще когда либо отвечать по обязательствам перед ними (может звучит глуповато), а также с тем что они уж слишком грубо попрали законодательство, надо меру знать. Ответ, что они не будут приставать с рекламой пришел через 2 дня.
Но что не будут копаться в моем БКИ ответа не пришло...
По итогам задумалась пойти по Вашему пути по образцу.
Если бы еще набрать соучастников процесса, может регулятор зашевелится более активно по массовым обращениям? Ибо такую наглую махину давить можно только массой smile:(
Вот ведь бога регулятора не боятся буржуи
Выражаю свою огромную поддержку Председателю Банка России Набиуллиной Эльвире Сахипзадовне за ее самоотверженную работу в сложное время. Я с Вами.
 
Цитата
Dolphina пишет:
может регулятор зашевелится более активно по массовым обращениям

Шевелится ... проверено ) первой письмо пришло именно от регулятора с чёткой формулировкой, цитирую "Предоставленные банком в ответ на запрос Службы (примечание - Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России) материалы и информацию, сообщаем, что банком не подтверждено предоставление Вами согласия банку на получение Вашего кредитного отчета в бюро кредитных историй. Учитывая изложенное, в действиях банка усматриваются признаки нарушения требований ст. 6 Федерального закона от 30.12.2014 г. ... и т.д." К сожалению, вторая составляющая моего обращения не рассмотрено Цб РФ умышленно, а именно, ЦБ РФ отбрыкивается от рассмотрения состава вины БКИ ... пока отбрыкивается )))) Вот здесь Ваши кулачки очень-очень пригодятся ))) Социальная проблема, на мой взгляд, в другом, пока прибыль от продвижения кредитования будет с лихвой покрывать штрафы - действия регулятора несущественны. А в случаях же увеличения количества отзывов банковских лицензий однозначно вмешается могучий и загадочный ФАС ... Ну и не стоит забывать - Деньги не пахнут! ))))
 
Цитата
lvaavl пишет:
однозначно вмешается могучий и загадочный ФАС

Небольшой офф, но...
После моего обращения ФАС... "возлюбил" региональное управление Почты России посредством внеплановой выездной проверки и оштрафовал головное предприятие за отсутствие терминалов для карт на кассах. Годами сама почта слала отписки на жалобы, мол установка терминалов находится на стадии проектирования. smile:rofl: Но после проверки через неделю они уже стояли по крайней мере на главпочтамте.
 
Цитата
Def1985 пишет:
после проверки через неделю

само собой ... перед перспективой заработать оборотный штраф предписания ФАСа "устранить нарушения в течение 30 дней" очень возбуждают и мотивируют монополистов )))
 
Друзья, нужен совет smile:wall:
В ответ на мою жалобу на действия БКИ пришел ответ Роскомндазора, который содержит следующее содержание «Дополнительно БКИ информирует о том, что «при направлении запроса в базу данных БКИ, пользователь кредитной истории должен заполнить блок согласия, заполняя такой блок согласия, пользователь подтверждает Факт наличия у него согласия полученного от субъекта кредитной истории. Наличие такого блока согласия не является обязательным в соответствии с ФЗ №218 «О кредитных историях», состав блока согласия и его реализация согласована с Банком России. Так, Банк, при выполнении запроса кредитной истории субъекта, заполнило блок согласия, а значит, гарантировало наличие согласия указанного субъекта. При заполнении Банком блока согласия, был указан период действия, полученного от субъекта, согласия: с 25.11.2015 по 25.08.2020 года». На основании изложенного Управление не имеет оснований для принятия мер реагирования в отношении БКИ.». Ответ подписан не руководителем Роскомнадзора, а его замом. Смущает, что не направлена копия отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ.
Я здесь вижу отказ в административке в адрес БКИ и вижу для себя следующие варианты действий:
1. сразу писать жалобу, что мне не прислали отказ в возбуждении административки в адрес БКИ;
2. запросить именно отказ в возбуждении и писать возражения на него;
3. сразу писать возражения на имя руководителя на решение зама, т.к. есть ответ ЦБ, что Банк не смог подтвердить наличие согласия на получение кредитного отчета.
Что посоветуете? Очень нуждаюсь в рекомендации старших коллег )
Весь ответ Роскомнадзора, подписанный электронной подписью, выкладываю, как приложение.
02 РКН.rtf (144.66 КБ) [ Скачать ]
 
lvaavl, я бы добивался вынесения определения об отказе в возбуждении дела об АПН и уже его бы обжаловал, в том числе и аргументами от ЦБ РФ.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть