Цитата |
---|
дервиш пишет: По моему бывает только черная база и белая. Если вклад не прошел через белую базу с самого начала, то такое действие сотрудников банка разве не тянет на мошенничество, даже без имущественных потерь для вкладчиков ? Вот в банке "Наглый", в конце концов перевели средства из черной базы в белую, тем самым вкладчики не пострадали, а в банке " Осторожном" этого сделать не смогли, из-за того же у них внезапно отозвали лицензию. |
Я, пожалуй, не точно выразился. Скажем так, если база вкладчиков все же ведется, и после возникновения проблем (проверка, отзыв лицензии) база все же находится и в одной из этих баз (либо суммарно в обоих) отражены обязательства банка перед вкладчиком в полном объеме, и деньги со вклада не снимались - вот тогда нет хищения денег вкладчика. В этом случае банковские используют черную базу для того, чтобы не привлекать внимания регулятора и тихонько выводить из банка деньги стандартными путями, например, кредитуя фирмы-однодневки. Таким образом крадутся деньги банка, а не деньги вкладчика, и доказать факт хищения денег банка очень сложно, т.к. трудно доказать, что банковские заведомо знали о том, что кредитуют фирму-однодневку.
А вот если из базы (черной или белой) деньги вкладчика списываются по левому кассовому расходнику, то в этом случае происходит хищение денег вкладчика, и доказать это сравнительно просто (левая подпись на расходнике), и потерпевших - куча, а не один банк, как в предыдущем случае.
Если у банка "Осторожный" отзывают лицензию, то АСВ достаются обе базы (черная и белая), а вкладчики подтверждают факт внесения денег в банк предъявляя неоспоримые доказательства внесения: платежки стороннего банка. Если черная база разрушена, то ее восстанавливают, используя документы вкладчика и его неоспоримые доказательства внесения денег в банк. Очень важно, чтобы при этом в банке не хранились документы (расходники) свидетельствующие о снятии денег по данному вкладу. А ценность межбанковских платежек как способа пополнения вклада состоит в том, что восстанавливая или проверяя черную базу, АСВ боится, что в эту базу будут включены фиктивные вкладчики, которые реально деньги в банк не вносили. Пополнение вклада межбанковским переводом как раз страхует от этого риска.
А теперь представьте, что накрылся банк "Наглый", в котором нашли белую базу и левые расходники по вкладам. В этом случае украдены деньги вкладчиков. Если в банке "Наглый" хранится и черная база, согласно которой банк должен деньги вкладчику, и левые расходники, согласно которым вкладчик уже забрал свои деньги, то чему из этого должно верить АСВ? Расходникам, которые являются документами строгой отчетности, или некой черной базе в компьютере? Но главное даже не это, а тот факт, что деньги вкладчиков действительно снимались с их вкладов без их ведома при помощи поддельных расходных документов. Это уже является оконченным преступлением, просто по факту неправомерного завладения чужими деньгами. Ущерб вкладчикам уже был причинен, даже если вкладчики об этом так и не узнали, и даже если банк потом тихонько компенсировал ущерб, зачислив деньги обратно во вклады на каком то основании.
Левый расходник/платежка, не правомерное снятие денег со вклада - все, преступление окончено. Для банковских гораздо безопаснее красть деньги банка, имитируя нормальную банковскую деятельность, чем красть деньги вкладчика при помощи поддельных расходных документов.