Продолжим разговор про конфликты.
После того как молодой спец устроится на работу и попадет в коллектив, то 100% там будут люди, которые вам несимпатичны. На приход нового сотрудника коллеги отреагирует по разному. Главных моментов в новом коллективе несколько. Вы должны помнить и принимать во внимание, что вас всегда, вслух или про себя, будут сравнивать с тем человеком, на место которого вы пришли или с коллегами, которые выполняют точно такие же обязанности. По началу, не имея опыта вообще и опыта вашей конкретной работы в часности вы будете проигрывать в этом сравнении. Так что готовьтесь к заявлениям "А вот Петя, который был до тебя, это делал быстрее-лучше-аккуратне!". Это нормально, ну не нормально, конечно, но вероятность такого развития очень высока. Первой реакцией у вас будет послать куда подальше говорившего, сказать резкость, сделать что-нибудь плохое. А первой мыслью у вас будет: "Меня незаслужено унизили, я не хуже предшественника, а хоть бы и так, какого фига он тыкает мне этим?". Прикиньте сами, какая реакция будет на ваши действия, может быть вы со мной согласитесь:
1. "Да мне все равно как делал сидевший тут до меня! И где он сейчас?"
2. промолчите
3. "Да, надо быстрее наверстывать, что бы Петю догнать" или "Да, мне до Пети далеко, но я быстренько наверстаю" (Петя ваш предшественик)
В-первом случае первый кирпичек в конфликт положен. Ваш оппонент промолчит или с ходу в бой бросится. А в следующей раз будет повторение. То есть он вас снова заденет, поскольку вы посмели ему перечить.
Во-втором случае не будет ничего, вы останетесь серой мышкой.
В-третьем случае вы погасите конфликт, который даже не начался. Конфликта не будет, потому что вы не противоречите, а что там Петя быстрее дела, то кто стоял с секундомером? Вы лично об этом не узнаете кто именно быстрее работал. Только вашему оппоненту об этом знать не обязательно. Обратите внимание, а не все ли равно кто такой Петь и как он работал? В принципе не все равно, но только из тех соображений, что вас по нему равняют.
Оппонент поступил не корректно, бросив такую фразу, ему пофик ваше отношение к нему, это потом, когда вы заматереете таких фраз и такого рода конфликтов не возникнет, вы предпосылок для них не допустите. А пока, на первом месте работы вы успешно погасили конфликт третьим пунктом, выполнив 2 условия "Согласились с понятным только вашему оппоненту утверждением" и "Дали понять, что вы еще учитесь". Толку наезжать на ученика, с него и спрос маленький. Согласие пресекло наезды на вас. Вы сделали вывод о человеке, что он может позволить себе некорректное поведение и в дальнейшем построите свою работу так, что не дадите ему возможности вас оскорбить или унизить. И самому нельзя допускать аналогичных утверждений. Ушедший петя уже ушел и про него в работе забыли, а сейчас сидит, возможно неопытный, сотрудник, с пониманием отнеситесь и максимально корректно.
Через месяц-другой на новом месте вы сможете спрогнозировать реакцию ваших коллег на ту или иную шутку, какое-то ваше действие. Не важно, отдаете себе отчет в этом или нет, с кем-то в курилке сальные анекдоты порасказываете (вам раскажут), кто более доброжелательно к вашим вопросам отнесется и так далее. То есть вы уже будете уверены, что коллег вроде знаете. И тогда для вас может будет шоком, когда на ваше какое-то действие будет непрогнозируемая реакция.
Пример какой-нибудь. Вы положили неудачно папку на стол коллеги, а в ответ получили ругань "Какого фига ты тут свои папки разложил?! Эта папка должна лежать только в шкафу под литерой А!!". У вас законный вопрос, чего он взбесился, я же ничего такого не сделал(а)? У особо чуствительных могут и слезы навернуться от обиды, он, конечно, извинится потом, но легче от этого в данную минуту не будет.
Другой реакцией может быть жесткий ответ "чего расселся тут, не пройти к шкафу, а ты тут еще
разорался и вообще тебе не мешало бы помыться(побриться, причесаться, наодеколониться итд)!". Если сократить реакцию до минимума, то это будет "сам дурак". Ваша реакция на непрогнозируюмую реакцию лучше всего если будет просто "Извини.", без всяких извращений, криков, слез итд. А также вы должны четко сделать себе засечку, что этот человек может сорваться и с ним надо держать ухо востро. Посмотрите на его дальнейшие действия, извинтся ли он, а извинился, то как именно. Такие непрогнозируемые реакции запоминаются на мертво, уже давно все быльем поросло, ан нет, при упоминании человека сразу возникнет мысль "это тот который на меня наорал, *бип*". Скорее всего дружбы не получится, но работать вы вместе сможете.
На счет слез. Совет простой, кому нужно, разумеется. Жизнь - это такая зараза, что может в бараний рог свернуть, на вас будут кричать, орать, ругаться, язвить, унижать. Это все такая мелочь. Представьте что-нибудь приятное, отключаясь от крикуна и про себя скажите "А мне пофик" (можно добавить я в танке
). Только не улыбнитесь случайно, а может и улыбнитесь, если захотите получить бурную реакцию. Потому как крикун взбесится еще сильнее.
В данном конкретном примере, после бурной реакции на вашу папку, когда обида распирает так, что хочется кого-то убить или заплакать от несправедливости. После вашего "Извините", скажите про себя "А мне пофик" и идете работать. Постарайтесь минимум общения с таким невыдержанным сотрудником. Но никоим образом не показывайте свою обиду, например вы можете посчитать, что теперь я с ним и здороваться не буду. Весьма неверное решение. Вам следует держать ровные отношения, улыбаться не стоит и любить его тем более. Раз дружеских отношений не получилось, переходите на другие. На служебные.
Про крикунов еще немного. Когда человек начинает орать или повышать голос, он никого не слышит вокруг, то есть если вы повышаете голос в ответ, оппонент повышает еще больше, то в итоге получается картинка маслом 2 человека кричат и не слышат друг друга. А заканчивается: "Ты чего кричишь?!" - "Я не кричу (, у меня голос громкий)!". Если вы попали в такую ситуацию, нарвались на крикуна, то попробуйте наоборот чуть понизить голос (крикуну придется прислушиваться) и первые секунды проговорите что-нибудь, лучше осмысленное и в тему. Потом уже, когда крикун вынужден будет снизить обороты и прислушаться, что именно вы там говорите, тогда и выдавайте нужную вам мысль.
Какой вывод?
1. Никогда не кричите и не повышайте голос, вы своим криком только себе и навредите, а выхлоп по поводу чего вы собственно кричали будет ноль. Любой конфликт, любое недоразумение, любой жесткий разговор разруливайте спокойным без эмоций голосом, пусть вас эмоции на части рвут, это вы потом где-нибудь расслабитесь, а в конфликте ваш голос должен быть спокоен как танк.
2. Как правило у крикуна есть время на разгон, когда он начинает говорить на повышеных тонах, постарайтесь погасить крикуна прямо при разгоне.
Предположим, руководитель влетел к вам с криками, без всякого разгона, "Какого хрена ты тут понаписал в этом отчете!! Понабрали уродов! исправляй быстро!" - верх некомпетентности руководителя. Сделаем скидку на то что этому же руководителю накрутили хвост, но тем не менее это первая ласточка, что работать с таким руководителем вам не интересно, пусть кричит на самого себя. Кстати, бесполезно руководству говорить "Чего вы на меня орете?", "Вы зря на меня наорали", ничего хорошего не добьетесь. Осознает ошибку руководитель, тогда сам извинится.
Аналогичная ситуация ситуация с равноправным коллегой кардинально отличается от предыдущей. Правда, здесь также избегайте "Не ори на меня!", "Хватит истерики устраивать!" итд. Такие фразы пойдут на разгар конфликта. Во-первых ставите себе на заметку, что этот коллега может покричать. Во-вторых, начинаете что-то типа "Давай спокойно разберемся..." (уже сказали, что он орет), "Садись, сейчас спокойно разберем, где я там накосячил..." (неважно на этом этапе, накосячили вы или нет, вы этого не знаете, а раз ваш коллега в этом уверен, то согласитесь с ним, а через пару минут докажете, что он сам ошибся или окажется, что вы действительно сделали все не так как надо). После того как разрулили все и выяснилось, что коллега наорал на вас беспочвенно. У вас несколько вариантов развить ситуацию.
- Вы можете промолчать, сделать кислую физиономию, приходят мол тут "спеСиалисты"
- только если позволяют ваши отношения с коллегой "Ну и чего так шумел?" (с улыбкой). Как-нибудь еще показать, что "Вот ты на меня наорал, а сам-то накосячил", "Все нормально, бывает" (то есть не добиваете коллегу за ошибку)
В первом варианте вы добили коллегу, получили моральную компенсацию за несдержанность, но кинули камушек на отношения с коллегой.
Во втором варианте вы сделали себе задел на будущее, ваш коллега подумает несколько раз, прежде чем на вас голос повышать после такого прокола, а так же не очень охото наезжать на человека, который отнесся с пониманием к твоей ошибке, пусть он даже саму ситуацию забыл, но запомнит, что ты клевый парень.
Отношения на работе отличаются от, скажем, семейных или дружеских тем, что они регламентируются не только дружбой, но и служебными обязаностями. Вам могут не нравятся коллеги, вы их можете презирать, в общем несимпатичны. Правда это недоработка руководителя, что такой коллектив собрался, но не об этом речь. Суть в другом. Вы не обязаны любить своих коллег, но необходимо держать с ними ровные отношения, это в интересах всех. Поскольку, если отношения с коллегами будут натянуты, да или просто плохие, то свои служебные обязанности вам исполнять будет трудно. Дружеские отношения предпочтительнее, тогда работать вам будет не в тягость. Это очень важная составляющая работы. Если вы убер спец, в самой востребованной области, но в тоже время если вы склочный, не умеющий общаться с людьми, то так и будете ныкаться с места на место.
Кстати, не забудьте, вам обязаны на рабочем месте выдать служебные обязанности под роспись.
Как итог всех этих буковок: учитесь общаться с людьми, какой бы работой вы не занимались.