Форум

Финансовые робо-эдвайзеры (роботы-консультанты)

Автоматизированные онлайн-сервисы для формирования портфеля

Активы под управлением роботов-консультантов выросли в 2015 году втрое и достигли $50 млрд по всему миру. Чем интересны эти сервисы и насколько они доступны российским инвесторам?

Роботы-консультанты (робо-эдвайзеры) стремительно завоевывают себе место под солнцем на мировых фондовых рынках. По данным исследовательской компании Aite Group, в 2015 году глобальная индустрия робо-эдвайзинга показала рост на 200%. Банк России в своем июньском докладе оценил совокупный объем активов под управлением роботов-консультантов в $50 млрд по всему миру, а компания McKinsey&Co считает, что в перспективе это число может дорасти до $13,5 трлн.

Что же представляет собой робо-эдвайзер? По сути, речь идет об онлайн-сервисе, помогающем пользователю сформировать инвестиционный портфель и впоследствии им управлять. Робот-консультант способен определить потребности клиента и его склонность к риску, подобрать для него инвестиционную стратегию и планомерно воплощать ее в жизнь, покупая и продавая ценные бумаги на фондовом рынке. Таким образом, робо-эдвайзер фактически выполняет функции портфельного управляющего.

Роботы-консультанты рассчитаны, прежде всего, на частных инвесторов, которые вкладываются на длительный срок. Первые подобные сервисы для розничных клиентов появились в США в 2008 году. По данным специализирующегося на исследованиях и рейтингах AdvisoryHQ News, лидерами этого рынка являются американские независимые робо-эдвайзеры Wealthfront ($3 млрд под управлением) и Betterment ($4,2 млрд, 150 тыс. клиентов).

Отличительной особенностью робо-эдвайзеров является низкая стоимость их услуг. Так, Wealthfront вообще не взимает плату с клиентов, если они инвестируют сумму до $10 тыс., а с более состоятельных пользователей берет 0,25% в год от стоимости вложений. Тарифы Betterment — 0,15–0,35% в год в зависимости от объема активов. Низкие расценки обусловлены небольшими затратами на персонал и помещение, а также инвестиционными предпочтениями. Роботы-консультанты формируют портфели в основном из биржевых инвестиционных фондов (ETF), комиссии по которым ниже, чем по другим финансовым инструментам.

Помимо рынка США, роботы-советники широко представлены в Европе, Канаде и даже в Индии. Стремительное развитие этой отрасли вынудило крупнейшие инвестиционные компании мира, которые раньше занимались только «традиционным» управлением активами, ввязаться в настоящую гонку роботов. Собственные роботизированные сервисы выпустили такие финансовые гиганты, как Vanguard и Fidelity. На подходе — сервисы робо-эдвайзинга, разработанные банком Morgan Stanley, которые он будет использовать в сегменте управления благосостоянием.

Робо-эдвайзеры в России

В отличие от зарубежных рынков, в России финансовая индустрия только делает первые шаги навстречу роботам-консультантам. Сейчас в стране существует лишь один сервис, который заявляет о себе как о настоящем робо-эдвайзере — «Финансовый автопилот», разработанный инвестиционной компанией FinEx. Пока платформа работает в режиме бесплатной консультации, помогая клиенту определить отношение к риску и сформировать диверсифицированный портфель из биржевых инвестиционных фондов (ETF), выпущенных FinEx и торгующихся на Московской бирже, а также отправить заявку на покупку портфеля через брокеров-партнеров.

В скором времени FinEx планирует представить полную версию робо-эдвайзера. По словам управляющего директора УК «ФинЭкс Плюс» Олега Янкелева, «Финансовый автопилот» будет соответствовать всем требованиям к сервисам автоматического управления капиталом. Платформа позволит инвестору дистанционно открыть счет доверительного управления в УК «ФинЭкс Плюс», сформировать портфель из ETF, автоматически делать его ребалансировки, а также пополнять инвестиционный счет и выводить деньги.

«Финансовый автопилот» работает только с фондами FinEx ETF. Янкелев объясняет это так: «Все эффективные роботы-консультанты используют исключительно индексные продукты. Поскольку на Московской бирже торгуются только ETF от FinEx, мы вынуждены ограничиваться ими». Финансист уверяет, что если бы на российском рынке были альтернативные индексные продукты, то «Финансовый автопилот» обязательно бы их использовал. Целевая аудитория «Финансового автопилота» — это частные инвесторы: поскольку ETF на бирже торгуются небольшими лотами, пользователь платформы может сформировать портфель уже со 100 тыс. руб., говорит Янкелев. Предполагается, что стоимость услуг робота-советника составит менее 1% в год, включая брокерские и депозитарные комиссии.

Следует отметить, что «Финансовый автопилот» послужил основой для двух аналогичных сервисов, запущенных банками ВТБ24 и «АК БАРС». Так, платформа «ВТБ24 — Автопилот», заработавшая в этом году, консультирует клиентов банка и помогает им сформировать портфель из тех же ETF FinEx. Рекомендуемый размер счета при работе с этим сервисом составляет 300 тыс. руб. Робо-эдвайзер «АК БАРС советник» пока находится на стадии тестирования и будет использован для обслуживания премиальных клиентов. «Этот сервис использует не только ETF для формирования портфеля, но и, в зависимости от целей клиента, подбирает банковские и страховые продукты», — поясняет Янкелев.

Трейдер и управляющий активами инвестиционной компании S.R. Solutions Роман Андреев настроен в отношении существующих роботов-консультантов довольно скептически. По его мнению, в России индустрия робо-эдвайзинга все еще отсутствует как класс. «Те сервисы, которые сейчас появляются на рынке, больше напоминают попытку компаний продвинуть собственные инвестиционные продукты», — говорит он. Директор по продажам ИК «Ай Ти Инвест» Андрей Хохрин добавляет, что в России еще не сформировался пул инвесторов, готовых работать с робо-эдвайзерами, и нет финансовой инфраструктуры, которая необходима для развития этой индустрии. Настоящих роботов-консультантов на российском рынке нет, категоричен он.

Впрочем, в скором времени ситуация может измениться: все больше компаний проявляют интерес к этой отрасли. В частности, разработкой собственного робо-эдвайзера занимается ФГ БКС. Правда, пока непонятно, когда этот сервис выйдет на рынок. Своего робота-консультанта планирует выпустить и компания из Санкт-Петербурга Conomy — оператор одноименного сервиса для оценки потенциала российских акций. Ее платформа робо-эдвайзинга будет называться Right. Речь идет о мобильном приложении, которое сможет не только собирать инвестиционные портфели, но и активно управлять ими. При этом пользователю достаточно иметь на счете 10 тыс. руб.

Генеральный директор Conomy Константин Жеребцов убежден, что этот сервис сможет полностью заменить живого управляющего. «Портфельный управляющий готов выслушать клиента, только если у него есть 1 млн руб. и более, а приложение Right — если у клиента есть хотя бы 10 тыс. руб. — именно с этой суммой уже можно составить сбалансированный портфель», — говорит Жеребцов. По его словам, сервис должен быть запущен до конца этого года. За свои услуги Right, правда, собирается брать 15% от прибыли клиента (помимо брокерских комиссий за операции).

Плюсы и минусы

Развитие робо-эдвайзинга в России и мире вызывает беспокойство у Центробанка. В феврале зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что если роботы-консультанты вдруг начнут давать одинаковые советы большому количеству инвесторов, то это вызовет нестабильность на рынке и может привести к катастрофе. Кроме того, робо-эдвайзеры уязвимы перед атаками хакеров, которые могут использовать эти сервисы для организации инсайдерской торговли. «Если я посылаю вирус и знаю, что он будет советовать продавать акции «Газпрома», я продам их первым, открою короткую позицию и на этом заработаю. Поэтому вмешательство в работу робо-эдвайзеров будет порождать новые типы мошенничества», — опасался Швецов.

Илья Филиппов, основатель компании Artquant — разработчика сервиса для фундаментального анализа Portfolioand.Me и предсказателя экономических кризисов Crisisometer.com, говорит на это, что большинство робо-эдвайзеров формируют долгосрочные портфели, которые крайне редко ребалансируются. Риски совершения большого количества спекулятивных сделок, которых опасается Центробанк, практически равны нулю, считает он. С ним согласен IT-директор инвесткомпании Exante Сергей Трошин. Он отметил, что робо-эдвайзеры применяют индивидуальный подход, подбирая инструменты в зависимости от целей и риск-профиля клиента. Это значит, что большого количества одинаковых рекомендаций не будет. «Инструментов хватит на всех. Зарубежные рынки, где развит робо-эдвайзинг, подтверждают эту практику», — подчеркивает он.

Аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин уверен, что роботы-консультанты могут ошибаться не чаще, чем обычные управляющие. Более того, эксперт считает исключение человеческого фактора из процесса принятия инвестиционных решений большим преимуществом. «Часто бывает так, что прогноз по какому-либо активу построен правильно, но инвестор в силу эмоционального настроя оказывается не в силах им воспользоваться. С этой точки зрения, робот-советник работает на порядок эффективнее», — объясняет Нигматуллин.

По мнению аналитика, в ближайшие два года индустрия робо-эдвайзинга будет расти ускоренными темпами и в России. Этому способствует высокий интерес банков и разработчиков к технологиям искусственного интеллекта, и низкая стоимость роботов-консультантов для брокеров и поставщиков финансовых услуг, говорит эксперт. Нигматуллин отметил, что отставание российского робо-эдвайзинга от западного обусловлено прежде всего слабым развитием фондового рынка в стране. «В России активные инвесторы составляют примерно 1% от населения. Это очень узкий рынок. При этом мало кто из частных инвесторах интересуются роботизированными технологиями», — говорит он.

Международный финансовый консультант Исаак Беккер считает, что в перспективе роботы-консультанты будут обслуживать не только розничных, но и крупных клиентов с большим чеком. Эксперт прогнозирует, что робо-эдвайзинг приведет к исчезновению индустрии Private Banking, поскольку стоимость их услуг не в пример ниже. «Суммарная разница может достигать 1–2% в год и больше, а это весьма существенный фактор, влияющий на доходность ваших вложений, особенно на длительную перспективу», — резюмирует Беккер.

РБК
 
Роботы-консультанты добрались до России
15.07.2016

Первые робо-эдвайзеры (или роботы-консультанты), предоставляющие услуги автоматического управления средствами частных инвесторов, появились в США еще в 2008 г. Они получили широкое распространение также в Австралии и Канаде. В 2015 г. стоимость активов под управлением таких робо-эдвайзеров оценивалась уже в $50 млрд, что втрое больше, чем в 2014 г., следует из июньского доклада ЦБ.

Хотя все онлайн-платформы различаются, основной принцип их работы един – оценить риск-профиль клиента и предложить ему соответствующий модельный портфель активов. Обычно такой портфель будет составлен из пассивных (индексных) фондов с низкими комиссионными. Именно так поступает, например, интернет-управляющий Nutmeg. Низкие расходы могут быть главной причиной, по которой клиент предпочтет посоветоваться с роботом, а не с живым консультантом, говорит Ли Гоггин, один из создателей сайта для поиска управляющих благосостоянием findawealthmanager.com.

Советчик для среднего класса

Даже западные компании по управлению благосостоянием в 2012 г. начали предлагать инвестиционные онлайн-услуги. Традиционно они либо консультируют клиента по вопросам инвестирования, либо с его согласия управляют портфелем по собственному усмотрению, ориентируясь на согласованные параметры ликвидности, риска и доходности. Роботы-консультанты занимают промежуточную позицию, пишет Financial Times (FT).

В Великобритании в 2013 г. в результате изменения регулирования управляющим благосостоянием пришлось повысить порог для инвестиций, что отсекло менее состоятельных клиентов. Однако компании не стали от них отказываться, а начали использовать технологии, чтобы предлагать более дешевые и простые услуги.

Так поступила, например, Investec Wealth, которая в этом году запустит платформу с роботами-консультантами. Они дадут людям, у которых не так много денег, возможность их инвестировать, сказала FT Джейн Уоррен, гендиректор интернет-подразделения Investec. Для таких клиентов Investec установила порог в 10 000 фунтов ($13 800); это, утверждает компания, «существенно меньше», чем должен вложить инвестор, рассчитывающий на встречу лицом к лицу с ее управляющим. «Расходы ниже, удобств больше», – говорит Уоррен.

В России робо-эдвайзеры пока в новинку.

«Сейчас только одна платформа соответствует требованиям сервиса автоматического управления капиталом – «Финансовый автопилот» от FinEx», – утверждает исполнительный директор УК «Финэкс плюс» Владимир Крейндель. По словам Крейнделя, «Финансовый автопилот» ориентирован на неквалифицированных инвесторов без существенного опыта инвестирования, но готовых вложить не менее 100 000 руб. Правда, пока он работает лишь в режиме бесплатной консультации: позволяет оценить инвестпрофиль клиента, подобрать подходящую ему структуру портфеля и отправить заявку на его приобретение одному из брокеров-партнеров (например, «Атон») либо сохранить сформированный портфель, чтобы отслеживать его динамику. FinEx планирует запустить полнофункциональный робо-эдвайзер, позволяющий дистанционно открыть счет доверительного управления в УК «Финэкс плюс», сформировать портфель из ETF семейства FinEx (торгуются на Московской бирже), а в дальнейшем автоматически (первоначально раз в квартал) делать его перебалансировки, к концу лета.

«Стоимость услуги будет меньше 1% в год, – обещает Крейндель. – Это расходы на формирование и перебалансировку портфеля, хранение бумаг и проч.».

На той же платформе во II квартале заработал сервис для неподготовленных инвесторов «ВТБ 24 автопилот». «Он позволяет сформировать портфель из ETF компании FinEх исходя из целей инвестирования и желаемого соотношения риск/доходность. Вначале клиенту необходимо посетить банк для заключения договора на брокерское обслуживание. Рекомендуемая сумма вложений – от 300 000 руб.», – рассказывает начальник управления продаж инвестиционных продуктов «ВТБ 24» Алексей Кравцов. Брокерская комиссия для портфелей из линейки «ВТБ 24 автопилот» – от 0,03% от оборота.

Похожий сервис, но с добавлением банковских продуктов – «Ак барс советник» – сейчас тестируется банком «Ак барс».

Инвесторы должны учитывать все расходы, связанные с услугами онлайн-платформ, скорее всего, они будут включать комиссии фондов, биржи, брокера и депозитария, предупреждает Гоггин.

А поговорить...

По сравнению с клиентами живых консультантов или управляющих пользователи робо-эдвайзеров лишены ряда важных преимуществ.

Например, встречаясь с управляющим, можно попробовать договориться о размере расходов, отмечает Гоггин: «Нужно быть готовым поторговаться, чтобы выбить лучшие условия, особенно если у вас большой портфель». С ним согласна Джанин Менасаканьян, директор подразделения по управлению благосостоянием Vanguard в Великобритании: «Помните: чем больше денег уйдет на расходы, тем меньше останется у вас в кармане».

Обращаясь к услугам робота-консультанта, имеет смысл подумать, как сильно вы будете нервничать в случае падения на рынке, напутствуют эксперты. «Что произойдет при масштабном обвале рынка? Именно в таких случаях инвесторам зачастую нужна поддержка, а онлайн-платформы вряд ли успокоят и объяснят ситуацию в той же мере, что живой консультант», – говорит Йоахим Клемент, начальник аналитического отдела Credit Suisse Wealth Management (цитата по FT).

Кроме того, беседуя с клиентом, управляющий по его поведению может заметить, что его ответы не совсем соответствуют реальному положению дел, и, выяснив, что не так, с самого начала помочь правильно подойти к инвестированию. «В отличие от машины хороший советник может почувствовать ваши эмоции и понять то, что вы говорите между строк, – отмечает Клемент. – Доверенный советник может поддержать вас, вселив уверенность, или, наоборот, вернуть на землю. Машина на такое не способна».

Наконец, потенциальный инвестор должен понять для себя, каких результатов от инвестирования он ждет и каковы его цели. «Если у вас просто есть некая сумма, никуда не вложенная и ни к чему не привязанная, обращайтесь к роботу-консультанту, – советует Роб Бергман из Brewin Dolphin. – Но по мере старения, когда встает вопрос о пенсии, индивидуальных инвестиционных счетах, аккумулировании капитала, нужно понять, будет ли сегодняшняя инвестиционная стратегия адекватна через 10 лет. И тогда вам, наверное, придется с кем-то поговорить».

В ЦБ боятся роботов

В мире робо-эдвайзинг уже создает определенные проблемы, за его развитием начали следить регуляторы. Об этом в феврале на VIII Уральском форуме по информационной безопасности финансовой сферы говорил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Мы как регулятор будем сталкиваться с проблемой, когда большие игроки будут давать одинаковые советы большому числу людей. Это будет влиять на рынок, потому что рынок стабилен, когда в нем много игроков с разными инвестиционными стратегиями. Когда много игроков с одной инвестиционной проблемой, это катастрофа», – цитировало Швецова «РИА Новости».

Михаил ОВЕРЧЕНКО, Людмила КОВАЛЬ
Источник: Ведомости
 
Робо-эдвайзер (robo-advisor)

Робо-эдвайзер (robo-advisor) – компьютерная система инвестиционного консультирования (далее по тексту – Система). На сегодняшний день многие финансовые организации уже обзавелись такими решениями, вложившись в их создание или заключив партнерские договоры с разработчиками.

Технически робо-эдвайзеры существенно отличаются от другого класса компьютерных решений – торговых биржевых роботов (algo trading), которые используются профессиональными трейдерами. Робо-эдвайзеры рассчитаны на персональное применение непрофессиональными пользователями и представлены либо программами с доступом через компьютер или мобильное устройство, либо гибридными решениями (программа и участие консультантов).

Усредненный перечень возможностей робо-эдвайзеров включает выявление потребностей клиента, поиск решения с учетом финансовых возможностей и целей клиента, предложение способа имплементации этого решения, а также анализ результата с уточнением стратегии. Суть функционирования Систем заключается в том, чтобы помочь клиентам, прежде всего розничным инвесторам, сформировать свой индивидуальный инвестиционный портфель для каждого конкретного случая либо несколько вариантов такого портфеля на выбор с небольшими отклонениями по риску.

Системы позволяют правильным образом учесть ключевые критерии финансовых инструментов, заложить в модель инвестиционного портфеля предполагаемый уровень инфляции и прочие параметры. На практике клиент инвестиционной компании собственноручно заполняет электронную анкету, которая содержит большой блок вопросов относительно его накоплений и собственности, уровня дохода и познаний в области финансового рынка, наличия страховых продуктов и отношения к страхованию, наличия иждивенцев и регулярных крупных расходов, а также ряд вопросов относительно восприимчивости клиента к риску. После анализа собранных данных о клиенте клиент получает наглядное описание подходящей ему по уровню риска модели инвестиционной стратегии и инвестиционного портфеля, в деталях описывающих, каким образом и почему его средства должны быть инвестированы в те или иные финансовые инструменты. Анализ функционирования Систем показывает, что они способны существенным образом изменить взаимодействие инвестиционных компаний со своими клиентами при покупке и/или продаже ими финансовых инструментов, поскольку Системы предоставляют инвестиционным компаниям возможность идти не от продуктов и услуг, которые они предлагают, а от реальных потребностей клиентов. В результате клиент получает желаемый результат, а инвестиционная компания – дополнительные доходы от долгосрочного инвестирования клиента.

С аналогичным предложением по автоматизации финансового консультирования для стран ЕС выступил Объединенный комитет из трех европейских надзорных органов (ESAs), включающий в себя Европейскую банковскую организацию (EBA), Европейскую организацию страхования и пенсионного обеспечения (EIOPA) и Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг (ESМА), на сайте одного из которых 4.12.2015 был опубликован соответствующий дискуссионный документ. Данный документ объясняет концепцию автоматизации финансовых консультаций, посредством которых инвестиционные компании обеспечивают своим клиентам автоматизированные консультации на финансовом рынке, подчеркивая при этом в том числе потенциальные выгоды данной инновации для инвесторов. В настоящее время использование Систем наиболее распространено в США, Австралии и Канаде – выходить на рынок они стали в 2008 году (в США), и с тех пор с каждым годом их число растет и увеличивается сумма средств под их управлением. Сегодня широко известны автоматизированные инвестсервисы Wealthfront, Betterment, Schwab Intelligent Portfolios, Future Advisor и другие. В абсолютном выражении охват этого сервиса и степень его влияния невелики, однако очевиден его убедительный рост: в 2015 году объем портфелей под управлением цифровых «инвестконсультантов» увеличился более чем в 3 раза.

Рост популярности технологии робо-эдвайзеров обусловлен следующими причинами:

1. Значительно более низкие (в некоторых случаях нулевые) размеры комиссии по сравнению с традиционным рынком. Это делает услуги доступными для потребителей массового рынка (обладателей активов менее $200 тысяч).

2. Робо-эдвайзеры создают дополнительные преимущества, связанные с легкостью доступа к услугам (любое место, любое время, необходимо только наличие точки выхода в Интернет). 3. Вложение средств в технологии позволяет расширить аналитические возможности робо-эдвайзеров, потенциально развивая спектр рекомендаций. Иными словами, такие системы могут обеспечивать высокую персонализацию и учет специфических требований клиентов в течение долгого времени.

4. Многие ведущие фирмы по управлению активами уже работают по включению возможностей робо-эдвайзеров в гибридные решения, что создает дополнительную ценность предлагаемых услуг.

5. Технология снижает барьер входа на рынок для новых фирм, которые экономят на дорогостоящих консультантах, что увеличивает конкуренцию на рынке, повышает качество услуг и снижает их стоимость для потребителя. Основные проблемы, связанные с робо-эд- вайзерами, обусловлены такими их особенностями, как уязвимость для сетевых злоумышленников и применение общих алгоритмов формирования стратегий для широких групп пользователей. Вместе с тем компьютеры не подвержены человеческим слабостям, действуют точнее и быстрее, а в вопросе алгоритмического единообразия многое зависит от конкурентности рынка.

В связи с этим наиболее перспективной представляется комбинированная схема: команды инвестиционных консультантов, «усиленные» робо-эдвайзерами. Согласно отдельным прогнозам, именно комбинированные сервисы могут добиться максимального успеха, получив через 10 лет под управление до 10% активов рынка, в то время как «чистые» робо-эдвайзеры смогут контролировать не более чем 2%. В мае 2015 года SEC и FINRA выпустили совместное оповещение, призванное ознакомить инвесторов с основными особенностями робо-эдвайзеров. Кроме того, оповещение содержит пять советов по безопасному использованию автоматизированных инвестиционных инструментов:

1. Четко понять правила и требования, связанные с использованием инструмента, включая все возможные виды расходов.

2. Понять все ограничения, связанные с применением инструмента. В числе прочего необходимо изучить предположения и допущения, на которых строится логика работы робо-эдвайзера, поскольку в каком-либо конкретном случае эти предположения могут быть некорректны.

3. Признать, что результат работы инструмента напрямую зависит от того, какую информацию ему предоставляет пользователь.

4. Учесть, что автоматизированный инструмент может оказаться неточен в отношении целей пользователя – во многом это связано с тем, что автоматизированный инструмент не может учесть всего спектра значимых деталей.

5. Защитить личную информацию. При этом для определения надежности робо-эдвайзера в части обеспечения защиты личной информации клиент должен получить возможность ознакомиться с компанией-производителем и поставщиком соответствующего продукта. В свою очередь FINRA выпустила обзор цифровых инструментов инвестиционного консультирования, напоминая участникам рынка о необходимости следовать юридическим нормам в случае применения этих инструментов. Эффективные практики в случае применения робо-эдвайзеров (не вводимые нормативно, но рекомендованные FINRA участникам рынка), по мнению FINRA, должны включать:

– управление и надзор за методологиями и алгоритмами;

– управление и надзор за портфелями и конфликтами интересов;

– профилирование пользователей;

– автоматизированную ребалансировку портфеля;

– обучение пользователей. Британский регулятор (FCA) рассматривает робо-эдвайзеров как перспективную и эффективную технологию. В обзоре рынка финансовых консультационных услуг за 2014–2015 годы отмечается, что на финансовом рынке Великобритании есть ряд существенных пробелов, в результате чего две трети продаж финансовых продуктов не сопровождались консультациями, при этом 34% покупателей, не воспользовавшихся консультациями, пожалели о сделке. При этом фирмы сосредоточены на «дорогих» клиентах: очное консультирование имеет довольно высокую себестоимость, что ограничивает его доступность для обладателей небольшого объема активов.

В сложившейся ситуации технологические решения могут стать выходом из ситуации, обеспечив клиентов финансовых организаций недорогим сервисом. Для помощи разработчикам робо-эдвайзеров FCA планирует сформировать специальный орган (Advice Unit, отдел по консультированию) в рамках своего подразделения Project Innovate. С учетом изложенного формирование инвестиционной стратегии клиента представляется перспективным осуществлять как непосредственно финансовым советником, так и с использованием Систем. При этом для обеспечения возможности формирования инвестиционной стратегии с использованием Систем на уровне законодательства (нормативного акта Банка России) к ним должны быть установлены основные требования, в частности порядок валидации Систем, меры ответственности за их некорректную работу, а также требования к обязательным для исполнения стандартам, разрабатываемым СРО в целях регламентации функционирования Систем, в том числе требования к определению источников данных.

//Из доклада «Совершенствование системы защиты инвесторов на финансовом рынке посредством введения регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля», Банк России, 2016//

Робо-эдвайзеры в России

По состоянию на июль 2016 года в России работал лишь один робо-эдвайзер – сервис «Финансовый автопилот», разработанный компанией FinEx, которая является оператором более 10 фондов ETF. Система анализирует инвестиционный профиль клиента, а затем предлагает ему портфель на основе биржевых фондов FinEx.

В июне 2016 года сервис биржевой аналитики Conomy также анонсировал создание робо-эдвайзера.
 
Компания FinEx, которая является оператором автоматизированного сервиса по управлению активами «Финансовый Автопилот», внедрила его в банковскую платформу АК БАРС Банка.

B2B-решение, разработанное на «Автопилоте», получило название «АК БАРС Советник», поскольку полностью адаптировано под нужды АК БАРС Банка. Сервис был представлен на прошедшем недавно Петербургском экономическом форуме

Как и многие европейские и американские роботизированные советники, «Автопилот» в качестве «кирпичиков» для формирования инвестиционного портфеля использует ETF, обращающиеся на Московской бирже.

«АК БАРС Банк» — крупный банк с госучастием, лидер на рынке банковского обслуживания в Татарстане.

Международная инвестиционная группа компаний FinEx представляет линейку из 12 биржевых инвестиционных фондов (Exchange traded funds, ETF), паи которых обращаются на Московской бирже.
 
Системы компьютерного инвестиционного консультирования могут представлять угрозу для регулятора, передает РИА Новости слова первого зампреда ЦБ Сергея Швецова с VIII Уральского форума по информационной безопасности финансовой сферы.

"Новое направление, за которым начали следить регуляторы всего мира, и это направление уже создало определенные проблемы, - это робо-эдвайзинг, то есть предоставление услуг по консультированию относительно инвестиционной стратегии компьютером, который может посоветовать, какие активы покупать, какие продавать, как спланировать свои траты. А компьютер делает это лучше, чем любой консультант", - заявил он.

По словам Швецова, непредсказуемые последствия могут возникнуть в работе робо-эдвайзеров в случае кибератаки. Данная технология опасна еще и из-за возможности инсайдерской торговли, говорит представитель ЦБ.

"Мы как регулятор будем сталкиваться с проблемой, когда большие игроки будут давать одинаковые советы большому числу людей. Это будет влиять на рынок, потому что рынок стабилен, когда в нем много игроков с разными инвестиционными стратегиями. Когда много игроков с одной инвестиционной проблемой - это катастрофа. Валидация таких программ - это задача регулятора", - пояснил первый зампред ЦБ.

Швецов привел пример механизма работы нового вида мошенничества: "Если я посылаю вирус и знаю, что он будет советовать продавать акции "Газпрома", я продам их первым, открою короткую позицию и на этом заработаю".
 
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов на VIII Уральском форуме по информационной безопасности финансовой сферы обозначил в качестве одной из новых зон контроля мегарегулятора еще пока непривычное для наших граждан финансовое направление — робо-эдвайзинг.

Робо-эдвайзинг (robo-advising, роботизированное консультирование) — новое направление инвестиционного обслуживания. Классическая схема бизнеса инвестиционных и управляющих компаний предполагает, что от лица компании перед клиентом выступает некий фронт-менеджер, который консультирует клиента о финансовых продуктах, предлагает способы размещения капитала и ведения портфеля.

Однако технологический бум неудержим. И вот на месте живого консультанта вдруг оказывается тот самый робо-эдвайзер, лишенный всего живого. Хорошо это или плохо?

Абстрагируемся от того, что любой робот может подхватить какой-нибудь убийственный вирус и стремительно разорить клиента, попутно нанеся неизгладимый ущерб финансовой инфраструктуре. В эпоху информационных технологий подобные риски и так все чаще при нас: и на бирже, и в автомобиле, и на операционном столе. И так или иначе мы с ними справляемся. Кстати, живой инвестиционный консультант тоже предлагает своему клиенту решения обычно не «из своей головы». По крайней мере, в крупной компании эти решения, вполне вероятно, будут сгенерированы в том числе и компьютером…

Так все же — робот или человек?

Ответ зависит, как любят выражаться в данной сфере, от ваших финансовых целей. На самом деле, принося деньги на рынок, вы либо хотите начать распоряжаться своими активами более рационально и эффективно (а биржевые инструменты почти всегда рациональнее и эффективнее, скажем, банковских), либо нацелены на быстрый и высокий доход, желательно без лишних заморочек.

Если выбирать первую цель, то робот вам в помощь. Любая реклама перефразирует реплики из «Терминатора 2» и будет совершенно права: не устанет, не напьется, всегда проявит заботу, а еще и отлично считает! Другими словами, если вам важно иметь график расходов и накопительных отчислений, правильно распределить капитал по доходности, ликвидности и инфляционной нагрузке, и вы не против получать доход и иметь риски на уровне того или иного рынка — добро пожаловать! Подписываетесь на платный или бесплатный роботизированный онлайн-сервис, определяете параметры своего портфеля, получаете напоминания, не рефлексируя, исполняете их и живете в полном согласии со своим финансовым потоком. И, скорее всего, без финансовых потрясений.

Но давайте помечтаем о высоком! Как бы заработать 100%, а лучше 1000%, не нажимая кнопок «купить/продать» и вольготно покачиваясь в гамаке где-нибудь на Мальдивах! Именно к этому гедонистическому образу нас обычно и обращает уже упомянутая реклама. И именно здесь подвох.

Конечно, любой хороший компьютер сегодня обыграет любого отличного шахматиста. А биржевая торговля — это, как шахматы, антагонистическая игра: ты выиграл — он проиграл. И сколько ты выиграл — столько он проиграл (хотя в действительности налоги и комиссии делают выигрыш одного стабильно меньше проигрыша другого). Какую же роль в этой игре всех против всех занимает компьютерный интеллект? Огромную! Купить дешево и продать дорого, опираясь на зыбкие предположения и трейдерское чутье — задача не из простых. Решение — компьютерная модель. Конечно же, серьезная компьютерная модель, которая использует богатый математический и статистический аппарат и лишена эмоциональных влияний. Над такой моделью порой трудятся не просто выпускники Гарварда и Кембриджа, но и самые настоящие нобелевские лауреаты. Сомнительно, что кто-то вам предложит, еще и условно бесплатно, подобную модель, чтобы вы, наконец-то, заслужили свой гамак на Мальдивах. «Такая корова нужна самому!».

Желаете разбогатеть на бирже — трудитесь сами, пишите программы, просиживайте ночи, обдумывая собственные стратегии, получайте адреналин от своих и ничьих больше сделок. И помните — супер-инвесторы — Джон Темплтон, Джорж Сорос, Уоррен Баффет — самые что ни на есть одушевленные персонажи.
 
Рынок ETF в России продолжает функционировать

В связи с поступающими многочисленными запросами о деятельности ООО «Управляющая компания «ФинЭкс Плюс» считаем необходимым сообщить следующее:

· Инфраструктура биржевых инвестиционных фондов FinEx ETF является самостоятельной и не зависит от деятельности и статуса авторизованных участников фондов, имеющих возможность осуществлять подписку и погашение акций на внебиржевом рынке. Одним из таких авторизованных участников и является ООО «УК «ФинЭкс Плюс»

· Управляющей компанией фондов FinEx ETF (FinEx Funds plc и FinEx Physically Backed Funds plc) является английская компания FinEx Capital Management, обладающая всеми необходимыми лицензиями FCA

· В настоящее время мы не видим причин для каких-либо изменений ни в режиме осуществления инвесторами операций с акциями фондов FinEx ETF (FinEx Funds plc и FinEx Physically Backed Funds plc), ни в правовом статусе указанных акций
http://smart-lab.ru/blog/353439.php
-------------------------------------------------------------------------------------------

30.09.2016 20:57
Об уполномоченных лицах иностранных биржевых инвестиционных фондов FinEx Funds plc и FinEx Physically Backed Funds plc

30 сентября 2016 г. Банк России принял решение аннулировать лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ФинЭкс Плюс" (ИНН 5024089134; ОГРН 1075024006144). Одновременно с этим Банк России установил срок для прекращения обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до 29 октября 2016 года.

ООО "УК "ФинЭкс Плюс" является уполномоченным лицом иностранных биржевых инвестиционных фондов FinEx Funds plc и FinEx Physically Backed Funds plc (далее – Фонды), ценные бумаги которых обращаются на торгах ЗАО "ФБ ММВБ". В соответствии с разъяснениями, полученными от Банка России, ООО "УК "ФинЭкс Плюс" обязано осуществлять функции уполномоченного лица в течение срока, установленного для прекращения обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, т.е. до 29 октября 2016 года.

ЗАО "ФБ ММВБ" обратилось с запросом к Фондам о необходимости в срок до 28 октября 2016 года включить в перечень уполномоченных лиц иного российского брокера.

Данные обстоятельства не оказывают влияние на возможность проведения торгов и исполнение заключенных сделок.

За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу Московской биржи (PR@moex.com)
http://moex.com/n13906/?nt=101

--------------------------------------------------

183

Спасибо!!! Такого мы даже не предполагали...

Может, просто УК поменяют? Не хочется лося по FXRU резать, но до 28 октября он не исчезнет.

Надо позвонить в компанию (или написать им) или, хотя бы, на биржу, но там они вряд ли знают больше. И посмотреть в законодательстве, что происходит с активами под управлением, если у УК отзывают лицензию. В принципе, даже, например, в обычных пифах. Возможно, просто активы должны быть переданы под управление др. компании. Или паи должны быть погашены и средства выплачены.

Это надо же было столько нанарушать, чтобы лицензии лишиться! До 28 окт явно будут котироваться на бирже. Котировки, по идее, должны быть +/- от расчетной величины и, наверное, до истечения этого месяца ММейкер обязан по-прежнему поддерживать их ликвидность по этим котировкам, то есть их цена больше должна зависеть от цены базового актива. Кстати! если они после этого выстоят, то это будет лишним подтверждением их устойчивости. В общем, до понедельника. А законодательство посмотрю в выходные.

http://forum.mfd.ru/forum/thread/?id=73099

----------------------
Молния: «ФинЭкс Плюс»: лицензия в силе 03 октября 2016, 09:59
Управляющая Компания «ФинЭкс Плюс» сообщает, что лицензия компании на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами остается в силе. Компания продолжает выполнять функции авторизованного участника фондов FinEx ETF в полном объеме.

Одновременно, руководство компании проводит активные консультации с Банком России для обеспечения нормального биржевого обращения акций ETF.

Исходя из этого мы продолжаем работать в обычном режиме, прилагая все необходимые усилия по защите интересов инвесторов FinEx ETF.

FinEx ETF: ликвидность будет smile:D
http://smart-lab.ru/blog/353738.php

Смотрите. Все просто. Будете ломиться рыночными заявками в стакан FXMM и других ETF — есть риск, что спекулянты накажут. Работайте с маркет-мейкером, используйте лимитные заявки, будьте умнее. Смотрите на справедливую стоимость бумаг на сайте биржи, будьте во всеоружии. Не надо устраивать локальный flashcrash на свою же голову. Не порите горячку и не режьте лосей, рынок гарантированно продолжит существовать.
То же самое чуть более официально: http://finexetf.ru/news/detail/1381/
Задавайте вопросы, с удовольствием отвечу.

В пятницу ММ резко слинял. Посмотрим, что будет сегодня.

-----------------------------

Проеспект .....
http://fs.moex.com/emidocs/2014/05/15...%D1%82.pdf


Весёлые и крЕативные ребята там. smile:uncap:

Началось, то все с овощехранилища ..... и критикой .....

Банк России 27.10.2016 принял решение о продлении ООО "Управляющая компания "ФинЭкс Плюс" срока для прекращения обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, до 30.11.2016. Это техническая мера, призванная обеспечить бесперебойное функционирование рынка ETF в России на время оформления новых лицензий УК "ФинЭкс Плюс". Параллельно идёт процесс расширения круга российских авторизованных участников FinEx ETF с тем, чтобы ещё больше повысить устойчивость российского сегмента ETF к порой непредсказуемому внутреннему новостному фону.
Изменено: temp_- 02.11.2016 13:35
 
Здравствуйте. Подскажите есть ли у кого либо опыт использования робоэдвайзера Conomy Right?
 
Цитата
irina_jvcr пишет:
есть ли у кого либо опыт использования робоэдвайзера Conomy Right?

С начала февраля тестирую на минимальных 30 тыс. с прогнозной доходностью около 70%. Пока финрез топчется в диапазоне 29,5 - 30,2 тыс. руб. на портфеле из 2 видов ОФЗ, облигаций ГТЛК и акций 4-х малоизвестных компаний.
 
Это какой уровень риска был заложен в портфель, если такая прогнозная доходность? smile:omg:
 
Цитата
Disketa23 пишет:
Это какой уровень риска был заложен в портфель, если такая прогнозная доходность?

Соотношение доходность/риск почти на всех вариантах (кроме самых консервативных, с почти нулевым риском) - примерно 4,5 - 5. Но это прогнозные значения, их происхождение и расчёт мне неизвестны. По факту просто подбирается портфель из акций, ОФЗ и корпоративных облигаций в определённой пропорции; самый консервативный только из облигаций, самый агрессивный - только из акций. В моём случае - 40% акций, 40% ОФЗ, 20% корпоративных. За прошедший месяц с небольшим портфель показывает доходность в 1,5% с примерно такой же волатильностью (чуть пониже), так что эти прогнозные чудо-цифры выглядят довольно странно. Сами авторы робоэдвайзера где-то в интервью говорили, что на их тестовом портфеле за 2 года доходность была в районе 40%.
 
Цитата
Disketa23 пишет:
Это какой уровень риска был заложен в портфель, если такая прогнозная доходность? Рисунок


Да очередная клиенто-обдираловка, просто маркетологи её оформили в какое-то таинственное словосочетание "Робот Right", а на деле привлекают клиентские средства, оборачивают их под 100-200% годовых, а потом клиенту выплачивают 10-20% годовых.

И все рады. smile:D
Опять забанили... Свободу попугаям!!!
 
Цитата
Пилот в каске пишет:
привлекают клиентские средства, оборачивают их под 100-200% годовых, а потом клиенту выплачивают 10-20% годовых

Деньги поступают на брокерский счёт, а не разработчикам робо-эдвайзера. По сути, это обычная покупка акций и облигаций, просто портфель формируется и ребалансируется не самостоятельно, а по сигналу робота.
 
Цитата
Babaindun пишет:
С начала февраля тестирую на минимальных 30 тыс. с прогнозной доходностью около 70%. Пока финрез топчется в диапазоне 29,5 - 30,2 тыс. руб. на портфеле из 2 видов ОФЗ, облигаций ГТЛК и акций 4-х малоизвестных компаний.

Как успехи? Кстати, а как часто покупки происходят в реальности, либо по сигналу робота скупается определенный портфель и периодически (1+ месяц) перебалансируется 1-2 бумагами, либо происходит нонстоп (ежедневная или еженедельная) продажа/покупка позиций, с заменой бумаг итд?
 
Цитата
artisl пишет:
Как успехи? Кстати, а как часто покупки происходят в реальности, либо по сигналу робота скупается определенный портфель и периодически (1+ месяц) перебалансируется 1-2 бумагами, либо происходит нонстоп (ежедневная или еженедельная) продажа/покупка позиций, с заменой бумаг итд?

Пока плохо, сегодня рекордная за всё время просадка в 4%. Пик был в конце марта, с тех пор дрейфует вниз. После майских в плюс ни разу не выходил.
Первоначально скупается весь портфель, пока ни одной ребалансировки с начала февраля не было. Сами они пишут, что ребалансируют примерно раз в квартал, но это, видимо, для более крупных и разношёрстных портфелей.
 
Банки.ру рассылает рекламу робота right и приглашает присоединяться. У кого-нибудь сложилось представление, за счет чего робот может предлагать доходность аж до 100 % годовых, если покупаются только российские акции и ОФЗ? Доходность по ОФЗ на порядок ниже, а индекс биржи в среднем вообще не растет. На ежедневных колебаниях эта штука, как мы видим из отзывов выше, играть не умеет - за полгода ничего не продавала и не покупала. Тогда что это, обычная инвестиционная надуваловка?
 
Имхо, предлагаемые роботами портфели можно рассматривать только для дальнейшей собственного анализа предлагаемых активов. Мне,долгосрочному инвестору, удобно. Хорошая напоминалка.. smile:)
Изменено: FarInvestor- 20.07.2018 15:12
 
Цитата
FarInvestor пишет:
предлагаемые роботами портфели можно рассматривать только для дальнейшей собственного анализа предлагаемых активов

Я тоже недавно наткнулся на рекламу робота right и решил посмотреть, какие варианты портфелей он предлагает.

Я обнаружил, что при суммах вложений в несколько сотен тысяч рублей есть некая точка на оси доходности и риска, где риск с примерно 5-6% сразу возрастает до примерно 15%, а доходность при этом возрастает с примерно 25-26% до чуть больше 30%. При этом правее данной точки риск растёт более равномерно, а доходность примерно в 2 раза больше возможного убытка. Левее этой точки возможный убыток тоже плавно уменьшается по чуть-чуть и доходность тоже снижается.

В связи с этим возникает вопрос, почему в этой точке так резко меняется возможный убыток? И не является ли эта точка наилучшим портфелем? Я заметил, что при любой сумме вложений в данной точке около 65% денег вкладывается в облигации (обычно в ОФЗ) и почти 35% в акции с почти равномерной диверсификацией между акциями. Но как такое большое вложение в акции позволяет удерживать максимальный убыток на уровне 5-6%? Хотелось бы проанализировать такой портфель самостоятельно.

И ещё при сумме вложений 1 000 000 рублей общая сумма вложений в облигации, акции и денежные средства получается примерно на 14 000 рублей меньше миллиона. Странно предполагать, что она будет потрачена на комиссии. На комиссии должно уйти меньше 1000 рублей с миллиона.

Интересно узнать Ваши мнения по данным вопросам.
 
Цитата
Babaindun пишет:
Пока плохо, сегодня рекордная за всё время просадка в 4%. Пик был в конце марта, с тех пор дрейфует вниз. После майских в плюс ни разу не выходил.
Первоначально скупается весь портфель, пока ни одной ребалансировки с начала февраля не было. Сами они пишут, что ребалансируют примерно раз в квартал, но это, видимо, для более крупных и разношёрстных портфелей.

Как успехи?
 
Цитата
fsou1 пишет:
Как успехи?

Сейчас хорошо, более чем! За последние полгода прирост около 17%. Уверенный рост портфеля был в декабре-январе, потом несколько месяцев всё болталось примерно на одном уровне, весной прошло несколько ребалансировок, а последний месяц снова идёт непрерывный рост, так что сейчас оценка портфеля достигла максимальных значений за всё время. При этом почти весь портфель на текущий момент состоит из акций.
 
А кто уже работает и прислушиваться к роботу в ВТБ? Они недавно ввели его.
 
Прошу обновить результаты. Тоже заинтересовали долгосрочные инвестиции, но с привлечением роботов для ребалансировки))
 
Подключился к роботу-советнику Right в ноябре 2018 года, деньги со счета не выводил. На сегодняшний день при максимальном уровне риска у меня доходность 12 процентов.
 
Цитата
mkdemon пишет:
А кто уже работает и прислушиваться к роботу в ВТБ? Они недавно ввели его.


Хочу подключить. А вы, mkdemon, уже попробовали?
Изменено: Andгyxa- 08.10.2019 22:38
 
Andr999,
А доходность вы имеете ввиду диви или 12% это с учетом диви? или это просто стоимость активов выросла на 12% за год?:
 

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть