Активы под управлением роботов-консультантов выросли в 2015 году втрое и достигли $50 млрд по всему миру. Чем интересны эти сервисы и насколько они доступны российским инвесторам?
Роботы-консультанты (робо-эдвайзеры) стремительно завоевывают себе место под солнцем на мировых фондовых рынках. По данным исследовательской компании Aite Group, в 2015 году глобальная индустрия робо-эдвайзинга показала рост на 200%. Банк России в своем июньском докладе оценил совокупный объем активов под управлением роботов-консультантов в $50 млрд по всему миру, а компания McKinsey&Co считает, что в перспективе это число может дорасти до $13,5 трлн.
Что же представляет собой робо-эдвайзер? По сути, речь идет об онлайн-сервисе, помогающем пользователю сформировать инвестиционный портфель и впоследствии им управлять. Робот-консультант способен определить потребности клиента и его склонность к риску, подобрать для него инвестиционную стратегию и планомерно воплощать ее в жизнь, покупая и продавая ценные бумаги на фондовом рынке. Таким образом, робо-эдвайзер фактически выполняет функции портфельного управляющего.
Роботы-консультанты рассчитаны, прежде всего, на частных инвесторов, которые вкладываются на длительный срок. Первые подобные сервисы для розничных клиентов появились в США в 2008 году. По данным специализирующегося на исследованиях и рейтингах AdvisoryHQ News, лидерами этого рынка являются американские независимые робо-эдвайзеры Wealthfront ($3 млрд под управлением) и Betterment ($4,2 млрд, 150 тыс. клиентов).
Отличительной особенностью робо-эдвайзеров является низкая стоимость их услуг. Так, Wealthfront вообще не взимает плату с клиентов, если они инвестируют сумму до $10 тыс., а с более состоятельных пользователей берет 0,25% в год от стоимости вложений. Тарифы Betterment — 0,15–0,35% в год в зависимости от объема активов. Низкие расценки обусловлены небольшими затратами на персонал и помещение, а также инвестиционными предпочтениями. Роботы-консультанты формируют портфели в основном из биржевых инвестиционных фондов (ETF), комиссии по которым ниже, чем по другим финансовым инструментам.
Помимо рынка США, роботы-советники широко представлены в Европе, Канаде и даже в Индии. Стремительное развитие этой отрасли вынудило крупнейшие инвестиционные компании мира, которые раньше занимались только «традиционным» управлением активами, ввязаться в настоящую гонку роботов. Собственные роботизированные сервисы выпустили такие финансовые гиганты, как Vanguard и Fidelity. На подходе — сервисы робо-эдвайзинга, разработанные банком Morgan Stanley, которые он будет использовать в сегменте управления благосостоянием.
Робо-эдвайзеры в России
В отличие от зарубежных рынков, в России финансовая индустрия только делает первые шаги навстречу роботам-консультантам. Сейчас в стране существует лишь один сервис, который заявляет о себе как о настоящем робо-эдвайзере — «Финансовый автопилот», разработанный инвестиционной компанией FinEx. Пока платформа работает в режиме бесплатной консультации, помогая клиенту определить отношение к риску и сформировать диверсифицированный портфель из биржевых инвестиционных фондов (ETF), выпущенных FinEx и торгующихся на Московской бирже, а также отправить заявку на покупку портфеля через брокеров-партнеров.
В скором времени FinEx планирует представить полную версию робо-эдвайзера. По словам управляющего директора УК «ФинЭкс Плюс» Олега Янкелева, «Финансовый автопилот» будет соответствовать всем требованиям к сервисам автоматического управления капиталом. Платформа позволит инвестору дистанционно открыть счет доверительного управления в УК «ФинЭкс Плюс», сформировать портфель из ETF, автоматически делать его ребалансировки, а также пополнять инвестиционный счет и выводить деньги.
«Финансовый автопилот» работает только с фондами FinEx ETF. Янкелев объясняет это так: «Все эффективные роботы-консультанты используют исключительно индексные продукты. Поскольку на Московской бирже торгуются только ETF от FinEx, мы вынуждены ограничиваться ими». Финансист уверяет, что если бы на российском рынке были альтернативные индексные продукты, то «Финансовый автопилот» обязательно бы их использовал. Целевая аудитория «Финансового автопилота» — это частные инвесторы: поскольку ETF на бирже торгуются небольшими лотами, пользователь платформы может сформировать портфель уже со 100 тыс. руб., говорит Янкелев. Предполагается, что стоимость услуг робота-советника составит менее 1% в год, включая брокерские и депозитарные комиссии.
Следует отметить, что «Финансовый автопилот» послужил основой для двух аналогичных сервисов, запущенных банками ВТБ24 и «АК БАРС». Так, платформа «ВТБ24 — Автопилот», заработавшая в этом году, консультирует клиентов банка и помогает им сформировать портфель из тех же ETF FinEx. Рекомендуемый размер счета при работе с этим сервисом составляет 300 тыс. руб. Робо-эдвайзер «АК БАРС советник» пока находится на стадии тестирования и будет использован для обслуживания премиальных клиентов. «Этот сервис использует не только ETF для формирования портфеля, но и, в зависимости от целей клиента, подбирает банковские и страховые продукты», — поясняет Янкелев.
Трейдер и управляющий активами инвестиционной компании S.R. Solutions Роман Андреев настроен в отношении существующих роботов-консультантов довольно скептически. По его мнению, в России индустрия робо-эдвайзинга все еще отсутствует как класс. «Те сервисы, которые сейчас появляются на рынке, больше напоминают попытку компаний продвинуть собственные инвестиционные продукты», — говорит он. Директор по продажам ИК «Ай Ти Инвест» Андрей Хохрин добавляет, что в России еще не сформировался пул инвесторов, готовых работать с робо-эдвайзерами, и нет финансовой инфраструктуры, которая необходима для развития этой индустрии. Настоящих роботов-консультантов на российском рынке нет, категоричен он.
Впрочем, в скором времени ситуация может измениться: все больше компаний проявляют интерес к этой отрасли. В частности, разработкой собственного робо-эдвайзера занимается ФГ БКС. Правда, пока непонятно, когда этот сервис выйдет на рынок. Своего робота-консультанта планирует выпустить и компания из Санкт-Петербурга Conomy — оператор одноименного сервиса для оценки потенциала российских акций. Ее платформа робо-эдвайзинга будет называться Right. Речь идет о мобильном приложении, которое сможет не только собирать инвестиционные портфели, но и активно управлять ими. При этом пользователю достаточно иметь на счете 10 тыс. руб.
Генеральный директор Conomy Константин Жеребцов убежден, что этот сервис сможет полностью заменить живого управляющего. «Портфельный управляющий готов выслушать клиента, только если у него есть 1 млн руб. и более, а приложение Right — если у клиента есть хотя бы 10 тыс. руб. — именно с этой суммой уже можно составить сбалансированный портфель», — говорит Жеребцов. По его словам, сервис должен быть запущен до конца этого года. За свои услуги Right, правда, собирается брать 15% от прибыли клиента (помимо брокерских комиссий за операции).
Плюсы и минусы
Развитие робо-эдвайзинга в России и мире вызывает беспокойство у Центробанка. В феврале зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что если роботы-консультанты вдруг начнут давать одинаковые советы большому количеству инвесторов, то это вызовет нестабильность на рынке и может привести к катастрофе. Кроме того, робо-эдвайзеры уязвимы перед атаками хакеров, которые могут использовать эти сервисы для организации инсайдерской торговли. «Если я посылаю вирус и знаю, что он будет советовать продавать акции «Газпрома», я продам их первым, открою короткую позицию и на этом заработаю. Поэтому вмешательство в работу робо-эдвайзеров будет порождать новые типы мошенничества», — опасался Швецов.
Илья Филиппов, основатель компании Artquant — разработчика сервиса для фундаментального анализа Portfolioand.Me и предсказателя экономических кризисов Crisisometer.com, говорит на это, что большинство робо-эдвайзеров формируют долгосрочные портфели, которые крайне редко ребалансируются. Риски совершения большого количества спекулятивных сделок, которых опасается Центробанк, практически равны нулю, считает он. С ним согласен IT-директор инвесткомпании Exante Сергей Трошин. Он отметил, что робо-эдвайзеры применяют индивидуальный подход, подбирая инструменты в зависимости от целей и риск-профиля клиента. Это значит, что большого количества одинаковых рекомендаций не будет. «Инструментов хватит на всех. Зарубежные рынки, где развит робо-эдвайзинг, подтверждают эту практику», — подчеркивает он.
Аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин уверен, что роботы-консультанты могут ошибаться не чаще, чем обычные управляющие. Более того, эксперт считает исключение человеческого фактора из процесса принятия инвестиционных решений большим преимуществом. «Часто бывает так, что прогноз по какому-либо активу построен правильно, но инвестор в силу эмоционального настроя оказывается не в силах им воспользоваться. С этой точки зрения, робот-советник работает на порядок эффективнее», — объясняет Нигматуллин.
По мнению аналитика, в ближайшие два года индустрия робо-эдвайзинга будет расти ускоренными темпами и в России. Этому способствует высокий интерес банков и разработчиков к технологиям искусственного интеллекта, и низкая стоимость роботов-консультантов для брокеров и поставщиков финансовых услуг, говорит эксперт. Нигматуллин отметил, что отставание российского робо-эдвайзинга от западного обусловлено прежде всего слабым развитием фондового рынка в стране. «В России активные инвесторы составляют примерно 1% от населения. Это очень узкий рынок. При этом мало кто из частных инвесторах интересуются роботизированными технологиями», — говорит он.
Международный финансовый консультант Исаак Беккер считает, что в перспективе роботы-консультанты будут обслуживать не только розничных, но и крупных клиентов с большим чеком. Эксперт прогнозирует, что робо-эдвайзинг приведет к исчезновению индустрии Private Banking, поскольку стоимость их услуг не в пример ниже. «Суммарная разница может достигать 1–2% в год и больше, а это весьма существенный фактор, влияющий на доходность ваших вложений, особенно на длительную перспективу», — резюмирует Беккер.
РБК
Роботы-консультанты (робо-эдвайзеры) стремительно завоевывают себе место под солнцем на мировых фондовых рынках. По данным исследовательской компании Aite Group, в 2015 году глобальная индустрия робо-эдвайзинга показала рост на 200%. Банк России в своем июньском докладе оценил совокупный объем активов под управлением роботов-консультантов в $50 млрд по всему миру, а компания McKinsey&Co считает, что в перспективе это число может дорасти до $13,5 трлн.
Что же представляет собой робо-эдвайзер? По сути, речь идет об онлайн-сервисе, помогающем пользователю сформировать инвестиционный портфель и впоследствии им управлять. Робот-консультант способен определить потребности клиента и его склонность к риску, подобрать для него инвестиционную стратегию и планомерно воплощать ее в жизнь, покупая и продавая ценные бумаги на фондовом рынке. Таким образом, робо-эдвайзер фактически выполняет функции портфельного управляющего.
Роботы-консультанты рассчитаны, прежде всего, на частных инвесторов, которые вкладываются на длительный срок. Первые подобные сервисы для розничных клиентов появились в США в 2008 году. По данным специализирующегося на исследованиях и рейтингах AdvisoryHQ News, лидерами этого рынка являются американские независимые робо-эдвайзеры Wealthfront ($3 млрд под управлением) и Betterment ($4,2 млрд, 150 тыс. клиентов).
Отличительной особенностью робо-эдвайзеров является низкая стоимость их услуг. Так, Wealthfront вообще не взимает плату с клиентов, если они инвестируют сумму до $10 тыс., а с более состоятельных пользователей берет 0,25% в год от стоимости вложений. Тарифы Betterment — 0,15–0,35% в год в зависимости от объема активов. Низкие расценки обусловлены небольшими затратами на персонал и помещение, а также инвестиционными предпочтениями. Роботы-консультанты формируют портфели в основном из биржевых инвестиционных фондов (ETF), комиссии по которым ниже, чем по другим финансовым инструментам.
Помимо рынка США, роботы-советники широко представлены в Европе, Канаде и даже в Индии. Стремительное развитие этой отрасли вынудило крупнейшие инвестиционные компании мира, которые раньше занимались только «традиционным» управлением активами, ввязаться в настоящую гонку роботов. Собственные роботизированные сервисы выпустили такие финансовые гиганты, как Vanguard и Fidelity. На подходе — сервисы робо-эдвайзинга, разработанные банком Morgan Stanley, которые он будет использовать в сегменте управления благосостоянием.
Робо-эдвайзеры в России
В отличие от зарубежных рынков, в России финансовая индустрия только делает первые шаги навстречу роботам-консультантам. Сейчас в стране существует лишь один сервис, который заявляет о себе как о настоящем робо-эдвайзере — «Финансовый автопилот», разработанный инвестиционной компанией FinEx. Пока платформа работает в режиме бесплатной консультации, помогая клиенту определить отношение к риску и сформировать диверсифицированный портфель из биржевых инвестиционных фондов (ETF), выпущенных FinEx и торгующихся на Московской бирже, а также отправить заявку на покупку портфеля через брокеров-партнеров.
В скором времени FinEx планирует представить полную версию робо-эдвайзера. По словам управляющего директора УК «ФинЭкс Плюс» Олега Янкелева, «Финансовый автопилот» будет соответствовать всем требованиям к сервисам автоматического управления капиталом. Платформа позволит инвестору дистанционно открыть счет доверительного управления в УК «ФинЭкс Плюс», сформировать портфель из ETF, автоматически делать его ребалансировки, а также пополнять инвестиционный счет и выводить деньги.
«Финансовый автопилот» работает только с фондами FinEx ETF. Янкелев объясняет это так: «Все эффективные роботы-консультанты используют исключительно индексные продукты. Поскольку на Московской бирже торгуются только ETF от FinEx, мы вынуждены ограничиваться ими». Финансист уверяет, что если бы на российском рынке были альтернативные индексные продукты, то «Финансовый автопилот» обязательно бы их использовал. Целевая аудитория «Финансового автопилота» — это частные инвесторы: поскольку ETF на бирже торгуются небольшими лотами, пользователь платформы может сформировать портфель уже со 100 тыс. руб., говорит Янкелев. Предполагается, что стоимость услуг робота-советника составит менее 1% в год, включая брокерские и депозитарные комиссии.
Следует отметить, что «Финансовый автопилот» послужил основой для двух аналогичных сервисов, запущенных банками ВТБ24 и «АК БАРС». Так, платформа «ВТБ24 — Автопилот», заработавшая в этом году, консультирует клиентов банка и помогает им сформировать портфель из тех же ETF FinEx. Рекомендуемый размер счета при работе с этим сервисом составляет 300 тыс. руб. Робо-эдвайзер «АК БАРС советник» пока находится на стадии тестирования и будет использован для обслуживания премиальных клиентов. «Этот сервис использует не только ETF для формирования портфеля, но и, в зависимости от целей клиента, подбирает банковские и страховые продукты», — поясняет Янкелев.
Трейдер и управляющий активами инвестиционной компании S.R. Solutions Роман Андреев настроен в отношении существующих роботов-консультантов довольно скептически. По его мнению, в России индустрия робо-эдвайзинга все еще отсутствует как класс. «Те сервисы, которые сейчас появляются на рынке, больше напоминают попытку компаний продвинуть собственные инвестиционные продукты», — говорит он. Директор по продажам ИК «Ай Ти Инвест» Андрей Хохрин добавляет, что в России еще не сформировался пул инвесторов, готовых работать с робо-эдвайзерами, и нет финансовой инфраструктуры, которая необходима для развития этой индустрии. Настоящих роботов-консультантов на российском рынке нет, категоричен он.
Впрочем, в скором времени ситуация может измениться: все больше компаний проявляют интерес к этой отрасли. В частности, разработкой собственного робо-эдвайзера занимается ФГ БКС. Правда, пока непонятно, когда этот сервис выйдет на рынок. Своего робота-консультанта планирует выпустить и компания из Санкт-Петербурга Conomy — оператор одноименного сервиса для оценки потенциала российских акций. Ее платформа робо-эдвайзинга будет называться Right. Речь идет о мобильном приложении, которое сможет не только собирать инвестиционные портфели, но и активно управлять ими. При этом пользователю достаточно иметь на счете 10 тыс. руб.
Генеральный директор Conomy Константин Жеребцов убежден, что этот сервис сможет полностью заменить живого управляющего. «Портфельный управляющий готов выслушать клиента, только если у него есть 1 млн руб. и более, а приложение Right — если у клиента есть хотя бы 10 тыс. руб. — именно с этой суммой уже можно составить сбалансированный портфель», — говорит Жеребцов. По его словам, сервис должен быть запущен до конца этого года. За свои услуги Right, правда, собирается брать 15% от прибыли клиента (помимо брокерских комиссий за операции).
Плюсы и минусы
Развитие робо-эдвайзинга в России и мире вызывает беспокойство у Центробанка. В феврале зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что если роботы-консультанты вдруг начнут давать одинаковые советы большому количеству инвесторов, то это вызовет нестабильность на рынке и может привести к катастрофе. Кроме того, робо-эдвайзеры уязвимы перед атаками хакеров, которые могут использовать эти сервисы для организации инсайдерской торговли. «Если я посылаю вирус и знаю, что он будет советовать продавать акции «Газпрома», я продам их первым, открою короткую позицию и на этом заработаю. Поэтому вмешательство в работу робо-эдвайзеров будет порождать новые типы мошенничества», — опасался Швецов.
Илья Филиппов, основатель компании Artquant — разработчика сервиса для фундаментального анализа Portfolioand.Me и предсказателя экономических кризисов Crisisometer.com, говорит на это, что большинство робо-эдвайзеров формируют долгосрочные портфели, которые крайне редко ребалансируются. Риски совершения большого количества спекулятивных сделок, которых опасается Центробанк, практически равны нулю, считает он. С ним согласен IT-директор инвесткомпании Exante Сергей Трошин. Он отметил, что робо-эдвайзеры применяют индивидуальный подход, подбирая инструменты в зависимости от целей и риск-профиля клиента. Это значит, что большого количества одинаковых рекомендаций не будет. «Инструментов хватит на всех. Зарубежные рынки, где развит робо-эдвайзинг, подтверждают эту практику», — подчеркивает он.
Аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин уверен, что роботы-консультанты могут ошибаться не чаще, чем обычные управляющие. Более того, эксперт считает исключение человеческого фактора из процесса принятия инвестиционных решений большим преимуществом. «Часто бывает так, что прогноз по какому-либо активу построен правильно, но инвестор в силу эмоционального настроя оказывается не в силах им воспользоваться. С этой точки зрения, робот-советник работает на порядок эффективнее», — объясняет Нигматуллин.
По мнению аналитика, в ближайшие два года индустрия робо-эдвайзинга будет расти ускоренными темпами и в России. Этому способствует высокий интерес банков и разработчиков к технологиям искусственного интеллекта, и низкая стоимость роботов-консультантов для брокеров и поставщиков финансовых услуг, говорит эксперт. Нигматуллин отметил, что отставание российского робо-эдвайзинга от западного обусловлено прежде всего слабым развитием фондового рынка в стране. «В России активные инвесторы составляют примерно 1% от населения. Это очень узкий рынок. При этом мало кто из частных инвесторах интересуются роботизированными технологиями», — говорит он.
Международный финансовый консультант Исаак Беккер считает, что в перспективе роботы-консультанты будут обслуживать не только розничных, но и крупных клиентов с большим чеком. Эксперт прогнозирует, что робо-эдвайзинг приведет к исчезновению индустрии Private Banking, поскольку стоимость их услуг не в пример ниже. «Суммарная разница может достигать 1–2% в год и больше, а это весьма существенный фактор, влияющий на доходность ваших вложений, особенно на длительную перспективу», — резюмирует Беккер.
РБК