Форум

Смена бизнес-парадигмы банка

IT-парадигма

Коллеги, здравия желаю.
Я неплохо осведомлен, о том, Что есть IT в украинских банках, но практически незнаком с положением IT в банках России, поэтому предлагаемая тема может показаться не актуальной.
Однако, относится она не только к банкам, но ко всему финансовому сектору.
И не только к нему.
Попробую присоединить docx-файл.
На тот случай, если не получится текст эессе (без рисунков) вставляю в сообщение.



Миссия IT в современном банке.


Основная мысль данного эссе : банку для резкого повышения эффективности необходима смена традиционной бизнес-парадигмы.
Что из себя представляет новая парадигма, будет сформулировано несколько позже, пока же следует упомянуть о том, что изложенная перед членами Правления некоторых банков, она вызвала реакцию в диапазоне от "нам это не надо" до "денег нет".
При этом, даже не апеллируя к зарубежному опыту, можно и в отечественном банковском секторе найти удачные примеры пусть не перехода, но движения к новой бизнес-парадигме. Существуют такие примеры в виде элементов новой организации (сочетания ответственности и полномочий) подразделений.
В XXI веке для многих бизнесов, и для банков в особенности, информация (данные) стали практически всем:
предметом труда;
средством производства;
результатом труда;
наконец, основным товаром.
И если под IT не подразумевать лишь каблирование , установку серверов и инсталляцию ПО, то выясняется, что любой банк это, по сути, бизнес-структура по приёму, обработке и продаже информации, пусть и облачённой в форму "банковского" продукта.
Немногочисленные исключения, являющие собой передачу клиенту физически осязаемой услуги/товара (касса, депозитные ячейки, . . .) лишь подтверждают вышесказанное. Тем более, что без IT даже такие товары/услуги банк предложить клиентам не в состоянии.
Что может банк без IT наглядно продемонстрировал в 2017 году Petya-вирус, полностью "положивший" несколько банков.
Если кто-то утверждает, что означенный Petya "положил" лишь несколько банков и продемонстрировал только прорехи в системе информационной безопасности, то он за деревьями не увидел главного.
Рассмотрим принципиальную схему основных информационных потоков работающего банка:

А теперь представим себе, в каком положении оказались банки (неважно сколько их и как они называются), в которых Petya обвалил IT. Причём обвалил полностью.

В этом случае внешний контур остается без изменений, а внутренний – IT, исчезает:

В таком банке не функционирует всё, в т.ч.: электронная почта, Интернет,
IP-телефония, . . .
Шок.
Руководство банка рвёт и мечет.
Сисадмины работают по сорок восемь часов в сутки «поднимая» сервера, базы данных, . . .
Наконец, к исходу второго-третьего дня основные сервера и БД восстановлены, сисадмины получают заслуженные несколько часов сна.
Заработала IP-телефония, Интернет и электронная почта.

А банк по-прежнему не функционирует (либо "функционирует" подобно боксёру в состоянии грогги ):

Сети и подсети, сервера основные и вспомогательные, базы данных тестовые и продуктивные, – работают, а банк – нет.
Потому, что не восстановлены разрушенные информационные потоки и, базирующиеся на них, бизнес-процессы.
Здесь мы подошли к одному из краеугольных камней построения IT внутри любого бизнеса. Последний сейчас не рассматривается иначе, как сквозь призму процессного проектирования, управления, . . .
К сожалению, при проектировании бизнес-процессов, управлении бизнес-процессами, как правило, выхолащивается главное - информационная суть этих категорий.
В нашем примере банк направляет своим клиентам информационные потоки, продаёт информацию.
Оборвали информационные потоки – банк перестал функционировать.

Восстановили информационные потоки:

и банк снова работоспособен.
Вторым краеугольным камнем построения IT внутри банка (бизнеса) является квалифицированная и достаточная (по количеству специалистов) собственная служба сопровождения и поддержки (ССП) Системы Автоматизации.
Для банка не следует отождествлять такую службу только с поддержкой АБС (ОДБ) или ERP-систем.
Собственник бизнес-процесса везде и всегда это подразделение front/back офиса (его руководитель/куратор).
Общее описание бизнес-процесса в стиле: "он пришёл, она оформила заявку, система проверила остаток на счёте, операционист выполнил платёж" и т.д., и т.п. создаются именно подразделениями front/back офиса.
Такие описания убедительны лишь в рамках дежурной презентации для руководства, а восстанавливать информационные потоки, используя подобные опусы, задача неразрешимая.
Бизнес-процесс (его описание) при традиционном подходе являет собой не более, чем верхушку информационного айсберга.
В аварийной ситуации без решающего вклада специалистов ССП невозможно восстановить информационные потоки, и, следовательно, функционирование банка.
Без решающего вклада специалистов ССП невозможно составить полную информационную схему (описание всех информационных потоков), связав воедино общие описания бизнес-процессов, идентификацию, аутентификацию, ЗИ , резервирование и восстановление информации и пр., пр., пр.
Следовательно, невозможно эффективно планировать, изменять и развивать информационные потоки и, соответственно, базирующиеся на них бизнес-процессы, т.е. повышать эффективность работы банка.
Для создания и поддержки в актуальном состоянии такой информационной схемы специалисты ССП должны не только детально понимать прикладную часть любого комплекса автоматизации, но и учитывать связь этого комплекса с другими; представлять, как комплекс взаимодействует с системными компонентами: базами данных, серверами, сетями и подсетями, системой защиты информации, . . .
И в качестве «вишенки» - требование, которое в большинстве случаев игнорируется: специалист ССП по знанию бизнес-процессов и нормативных документов, не должен уступать среднему специалисту соответствующего подразделения front/back офиса. Например, специалист IT, сопровождающий в системе автоматизации кассовые операции, должен давать правильные ответы на восемьдесят процентов "почему ?" кассового работника средней квалификации.
А теперь – к новой бизнес-парадигме.
Однажды коллега, возражая мне на IT-форуме, в сердцах написал: ". . . Всё правильно, но в банке только бизнес определяет, какой комплекс/систему необходимо внедрять!" и, тем самым, помог сформулировать
бизнес-парадигму большинства нынешних банков:
Развитие банка, в том числе его IT, определяется бизнесом.
Это парадигма типична не только для банка, но, практически, для любого бизнеса. Она уходит своими корнями в глубь веков к началам бизнеса, как процесса получения прибыли.
Однако, всё вышеизложенное позволяет сформулировать и новую
бизнес-парадигму для банка XXI века:
Возможности бизнеса банка определяется развитием его IT.
Казалось бы, простая перестановка слов, но смысл уже радикально другой.
В первом случае БИЗНЕС– Великий и Ужасный подобно Волшебнику Изумрудного города (одновременно, и деловая активность и, осуществляющие её структурные подразделения, т.е., бизнес - банковское "всё").
Во втором – бизнес просто деловая активность, которая возможна сейчас и имеет перспективы в будущем, только как результат развития информационных технологий в банке. А бизнес-подразделения банка занимают подобающее им место – продавцов информации.
Часто парадигму путают со стратегией, и на вопрос о наличии бизнес-парадигмы отвечают: "У нас утверждена Стратегическая программа!".
Однако, парадигма соотносится со Стратегической программной, как идея с её реализацией.
В рамках действующей бизнес-парадигмы стратегические программы банк может менять многократно (что на практике и происходит).
Изменив же бизнес-парадигму, банк неминуемо должен изменить и самую гениальную стратегическую программу, разработанную в старой парадигме.
Иногда, согласившись с аргументами в пользу новой бизнес-парадигмы, спрашивают, как её воплотить?
И теряют интерес к разговору, услышав, что, информационную парадигму воплотить нельзя, её можно только воплощать. Это не состояние, а процесс. Ибо, как только Вы воплотили (остановились), впереди замечаете габаритные огни конкурентов.
В случае же попытки всё-таки изменить бизнес-парадигму, но действуя при этом нерешительно, половинчато, непоследовательно банк рискует открыть ящик Пандоры.
Но, как как любил писать Р.Киплинг, это уже другая история.
 
Смешались в кучу люди , кони, какой-то хрен с горы в попоне.
Цитата
alex_bank_k пишет:А теперь представим себе, в каком положении оказались банки (неважно сколько их и как они называются), в которых Petya обвалил IT. Причём обвалил полностью.
В этом случае внешний контур остается без изменений, а внутренний – IT, исчезает:
В таком банке не функционирует всё, в т.ч.: электронная почта, Интернет,
IP-телефония, . . .Шок.
Руководство банка рвёт и мечет.
Сисадмины работают по сорок восемь часов в сутки «поднимая» сервера, базы данных, . . .
Наконец, к исходу второго-третьего дня основные сервера и БД восстановлены, сисадмины получают заслуженные несколько часов сна.
Заработала IP-телефония, Интернет и электронная почта.
Сети и подсети, сервера основные и вспомогательные, базы данных тестовые и продуктивные, – работают, а банк – нет.
Потому, что не восстановлены разрушенные информационные потоки и, базирующиеся на них, бизнес-процессы.
А что случилось "потоками"? Вирус Петя лично врезал каждому работнику банка молотком по голове? Так можно отозвать из отпуска-выходных тех работников кто не попал под "молот ведьм" и не забыл как проводить документы. Или как раз главный "рукамиводитель" забыл как командовать и все ждут пока к нему вернётся память?

Цитата
alex_bank_k пишет:И в качестве «вишенки» - требование, которое в большинстве случаев игнорируется: специалист ССП по знанию бизнес-процессов и нормативных документов, не должен уступать среднему специалисту соответствующего подразделения front/back офиса. Например, специалист IT, сопровождающий в системе автоматизации кассовые операции, должен давать правильные ответы на восемьдесят процентов "почему ?" кассового работника средней квалификации.
Если у "кассового работника средней квалификации" появились "почему", то он должен обратиться к начальнику смены или старшему кассиру.
А уже тот, выдав люлей "кассовому работнику " за незнание должностных-производственных инструкций, объяснит ему "почему".
Если обнаружен косяк в работе АБС, то обнаруживший составляет заявку-обращение в СПП о "неправильном" поведении АБС, которое противоречит заданному бизнес-процессу. Например при оформлении акционого пакета услуг вопреки документам была выставлена комиссия за ГО продукта, это неправильно ==> подается заявка на разбор.
На деле 80% "почему" - "Я только что оформила клиенту карту, а не может войти в ИБ. Он стоит тут рядом со смартфоном и ждет, помогите срочно!!"
Открываем "личное дело" клиента, и отвечаем - "Машу вать, девочка, ну ты же сама заводила данные, на второй закладке два чекбокса интернетбанк и СМС-банк, кто за тебя там должен галочки ставить? Ты же третий год в этом ККО сидишь" smile:omg:
Продукт (свою часть) должен знать наизусть тот кто с ним работает, а не вторая линия которая сопровождает все участки всех АБС.
 
Я отнюдь не утверждал, что работник ССП (службы сопровождения и поддержки) должен подменять начальников бизнес-подразделений в их общении с подчиненными.
Но если работник ССП имеет квалификацию, позволяющую ему выполнить 80% функций работника соответствующего бизнес-подразделения, то он в состоянии быстро локализовать ошибку (сбойную ситуацию) и посложнее "... ты же сама заводила данные, на второй закладке два чекбокса …".


Есть "сталинский" анекдот.
Выступая перед партийным съездом, Сталин предложил:
1) расстрелять участников;
2) выкрасить стены Кремля в зелёный цвет.
В зале воцаряется гнетущая тишина, затем дрожащий голос из зала:
- Товарищ Сталин, а почему именно в зелёный?
- Я ведь тебе говорил, что дискуссия развернётся только по второму вопросу! – повернувшись к сидящему рядом Молотову, строго заметил Сталин.
 
Цитата
alex_bank_k пишет:Но если работник ССП имеет квалификацию, позволяющую ему выполнить 80% функций работника соответствующего бизнес-подразделения, то он в состоянии быстро локализовать ошибку (сбойную ситуацию) и посложнее "... ты же сама заводила данные, на второй закладке два чекбокса …".
Если банк обслуживает клиентов на территории чуть более 2-3 городских кварталов, то его АБС уже состоит из нескольких модулей ( а может даже нескольких АБС разных "производителей" ), грубо говоря - карточный, счета, кредитный (иногда отдельно скорринг), платежный и тд Каждое из этих направлений имеет своего руководителя с весьма приличной ЗП.
И все эти дела сопровождает единая ССП.
Если работник ССП имеет квалификацию - "позволяющую ему выполнить 80% функций работника соответствующего бизнес-подразделения" - фактически любого подразделения, то значит он легко держит в голове все эти структуры и связи между ними.
Работник такого уровня легко устроится "архитектором", вместо протирания штанов на второй линии.
 
1) в большом банке никакой работник ССП не в состоянии "держать в голове" 80% информации по всем бизнес-процессам;
2) "архитектор" – это штучный товар, сродни выдающемуся композитору. При этом никому не придёт в голову, выучив даже все семь нот, устроиться на работу, например, В.А.Моцартом, И.С.Бахом, Дж.Верди;
3) предлагаемый подход позволяет на базе ССП создать этакий информационный спецназ, способный решать задачи непосильные другим структурам;
4) Вы правы держать такой спецназ исключительно на протирании штанов во 2-й линии поддержки – нерациональная трата ресурса. Однако, этого я и не предлагаю.
Простите, но мы, кажется, увлеклись и обсуждаем "зачем следует выкрасить Кремль в зелёный цвет" (см. выше).
 
Цитата
alex_bank_k пишет:
базе ССП создать этакий информационный спецназ

А нафига? А сколько они будут стоить и не свалят ли в первый же момент в другой банк?
Цитата
alex_bank_k пишет:
способный решать задачи непосильные другим структурам;

Каким? И какие? Вам не кажется ли, что лучше всего, проблемы в своей области решает специалист занимающийся конкретно этой областью, а не универсал нахватавшийся всего понемногу.

Несколько раз прочитал Ваше эссе, но так и не понял, к чему всё это.
Цитата
alex_bank_k пишет:
Во втором – бизнес просто деловая активность, которая возможна сейчас и имеет перспективы в будущем, только как результат развития информационных технологий в банке. А бизнес-подразделения банка занимают подобающее им место – продавцов информации.

Т.е. Вы предлагаете, сначала создать некий информационный продукт, а потом заставить бизнес его использовать? А если он никому не нужен.
Пример. IT, не понятно с какого бодуна, решило что надо настроить систему на эмиссию и эквайринг карт некой платёжной системы. Мучались, возились, не понятно где взяли тестовые карты, тестовые ключи, окно для тестов (это всё отдельная тема), и тут бац, а бизнес говорит, у нас нет договоров, да и вообще нам это не надо, и что делать, потраченные силы, время и средства в помойку. Это всё так, или я, что-то не понял? Поясните пожалуйста.
 
Кто-то непременно"свалит".
Se la vie.
Однако, если Вы хозяин и понимаете ценность работников, то Вы сможете большинство из них удержать.
Из опыта знаю, что таких спецов много не надо,

Если Вы сопровождаете САБО (систему автоматизации банковских операций), то выстраивая информационные потоки, скажем, по валютным операциям, Вы должны будете понимать, что делают:
1) соответствующие подразделения фронт- и бек-офиса;
2) администраторы БД;
3) защита информации;
4) приложения одного либо нескольких разработчиков;
4) web-сервера;
5) SWIFT;
6) шина данных;
и пр., пр., пр.
Вы, отвечающий за сопровождение САБО, доверите специалистам, занимающимся конкретными областями, делать всё по своему разумению?
Наливать кислоту и держать пробирку должны руки одного человека.

Прежде существовали две профессии: счетовод и бухгалтер.
Счетовод "вёл бухгалтерский счёт/группу счетов", только этот счёт он видел и только в операциях по этому счёту разбирался.
При смене счёта он впадал в прострацию.

Бухгалтер же представлял себе всю совокупность счетов предприятия, весь баланс, весь документопоток.

Если уйти от доныне преобладающего представления IT-специалиста только как "программиста" или "администратора БД/сервера", то окажется, что элитный IT-специалист является таким "бухгалтером" по сравнению с узкими специалистами ("счетоводами").

Поэтому, ежели IT-продукт создают "счетоводы", не понимающие работы бизнеса, то последний справедливо скажет "нам это не надо".

Переход на IT-парадигму и предполагает среди прочего усиление роли "бухгалтера" (см.выше), который комплексно владеет IT, прикладной областью и соответствующей нормативкой.

Потому создаваемый такими спецами продукт максимально удовлетворяет требованиям бизнес-подразделений и органично встраивается в работающую САБО.

IT-парадигма ломает традиционные представления:
нет уже всемогущего, всем повелевающего бизнеса (который путает Excel-таблицу с базой данных и, составил представление об IT, поработав в паре-тройке браузеров):
и нет уже отдельно, в сторонке о бизнеса, стоЯщей IT.

Года полтора тому готовилось интервью для киевского журнала ФУЭТЕ (Финансовые услуги и электронные технологии).
В номер оно не пошло, однако, за текст мне не стыдно, кое-что там удалось пояснить.
 
Компьютерный вирус Petja в 2017 году не подвигнул бизнес к переходу на IT-парадигму развития (максимум, что было сделано пострадавшими, это реорганизация, усиление службы защиты информации).
В целом же IT-структура в любом бизнесе осталась на своих позициях, - позициях обслуживающего персонала.
Коронавирус в 2020 году вслед за своим компьютерным предшественником ещё раз, доходчиво, практически на пальцах, объяснил бизнесу, что оный без мощной и гибкой, мобильной и надёжной IT, - пустое место.
И снова следует заметить, что IT не заканчивается прокладкой кабелей, настройкой оборудования, серверов, баз данных, etc.
IT не заканчивается даже подключением бизнеса к современным сервисам и организацией удалённой работы этого самого бизнеса.
Настоящая IT с этого места только начинается.
 
Цитата
alex_bank_k пишет:
В целом же IT-структура в любом бизнесе осталась на своих позициях, - позициях обслуживающего персонала.
Коронавирус в 2020 году вслед за своим компьютерным предшественником ещё раз, доходчиво, практически на пальцах, объяснил бизнесу, что оный без мощной и гибкой, мобильной и надёжной IT, - пустое место.
И снова следует заметить, что IT не заканчивается прокладкой кабелей, настройкой оборудования, серверов, баз данных, etc.
IT не заканчивается даже подключением бизнеса к современным сервисам и организацией удалённой работы этого самого бизнеса.
Настоящая IT с этого места только начинается.


Пока деньги в банке зарабатывает не ИТ, а Бизнес.
И именно Бизнес выделяет деньги на ИТ. И все ИТ расходы оплачивает Бизнес.

И толку от этих фантастических хотелок ИТ (давайте сделаем огого сволько всего), если это не принесет доходов и денег на это у банка нет.

Если ИТ сможет продать свои хотелки бизнесу и получить финансирование под эти проекты, почему нет.
 
Здравия желаю.

Появилось немного свободного времени, что даёт возможность потеоритизировать.
Иногда это позволяет ответить на вопрос: "Камо грядеши?"

Записал первый IT-этюд:
https://docs.google.com/document/d/1FD...ue&sd=true

Надеюсь, получатся ещё несколько.

В свете этого IT-парадигма (не только для банков и даже не для бизнеса в целом) - не блажь рефлексирующего IT-шника, а столбовая дорога развития.
 
 
IT-этюд №3

https://docs.google.com/document/d/1SM...ue&sd=true


На этом - пока всё.

Есть мысли по поводу управления проектами.
Надо попробовать "замахнуться ... на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира".
Благо, несколько дней не придётся днем стоять у шлифовального станка.
https://www.youtube.com/watch?v=XUA2HIIT0hQ&t=2s
 
Ретрофутуризм какой-то smile:)

Все уже давно расставлено по местам - инструмент никогда не станет музой. А банковские автоматизаторы - это всего лишь люди, которые могут прочитать инструкцию к своему инструменту.
 
uGNot,
"...А банковские автоматизаторы - это всего лишь люди, которые могут прочитать инструкцию к своему инструменту."

Вам, наверное, не повезло.
Я же всегда работал с "автоматизаторами", главным достоинством которых было знание предметной области (того, что они автоматизируют).
Сейчас таких специалистов именуют "системные аналитики", "системные архитекторы".
Они всегда были способны профессионально объяснить, например, тонкости учёта валютных операций или депозитарного учёта ценных бумаг.
И, конечно же, Вы правы – могли "прочитать инструкцию к своему инструменту".


uGNot,
"Все уже давно расставлено по местам - инструмент никогда не станет музой."

По поводу инструмента, который почему-то становится музой, я как-то не понял в каком из трёх этюдов Вам удалось это обнаружить?
Если сможете, разверните, пожалуйста, этот тезис. Получится познавательно.
Изменено: alex_bank_k- 19.08.2021 08:43
 
Цитата
alex_bank_k пишет:
Вам, наверное, не повезло.
Я же всегда работал с "автоматизаторами", главным достоинством которых было знание предметной области (того, что они автоматизируют).
Сейчас таких специалистов именуют "системные аналитики", "системные архитекторы".
Они всегда были способны профессионально объяснить, например, тонкости учёта валютных операций или депозитарного учёта ценных бумаг.
Можно сказать, что не повезло - довелось в одном банке поработать таким специальным супергероем "человеком-автоматизатором". Банки которым нужны и в которых могут зарождаться подобные специалисты должны отмереть (и в ближайшем будущем оно так и будет) - в них неправильно всё, начиная от найма персонала и заканчивая стратегией развития.

Если автоматизатор может профессионально объяснить тонкости своей предметной области, то нужно выгонять начальника подразделения банка, который отвечает за эту предметную область, и назначать на его место того автоматизатора. Начальник соответствующего подразделения должен ставить задачу автоматизатору, а не автоматизатор объяснять тонкости работы.

Да и все "тонкости" предметной области большей части деятельности банка заключаются исключительно в "чтении инструкций" - отрасль зарегулирована по самое "не балуйся", нужно просто следить за нормативками и интересоваться опытом коллег.

Цитата
alex_bank_k пишет:
По поводу инструмента, который почему-то становится музой, я как-то не понял в каком из трёх этюдов Вам удалось это обнаружить?
Если сможете, разверните, пожалуйста, этот тезис. Получится познавательно.
Это больше к началу вашей темы, раннее ее не замечал и впечатление составил по прочтению всей темы.

А этюды... интересны, но лет на 30-40 запоздали. Это в 80-х и 90-х мечтатели смело предполагали, что информация будет править миром, а в реальности вышло как всегда - правят те, кто может купить информацию и тех, кто с ней работает. ИТ - это инструмент, а ИТ-ники обслуживающий персонал.

Вам бы книги писать в стиле ретрофутуризма - думаю получилось бы интересно.
 
 
 
 
IT-этюд №12 - пока последний.

https://docs.google.com/document/d/1Y5...ue&sd=true

Графоманство затягивает.
Надо прерваться.
 
Не сдержался (читал во время обеда документы ЦБР, которые, между тем, очень ценю).

IT-этюд №14 (предыдущий был №12).

https://docs.google.com/document/d/1Fg...ue&sd=true
 
 
Три Информационно-театральных этюда

IT-etude #20 (первый из них)



https://docs.google.com/document/d/1dt...ue&sd=true
 
 
 
Довели специалисты в космоплавании.

IT-etude #30


https://docs.google.com/document/d/1I4...ue&sd=true
 

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть