Статья однобокая. Высказано мнение только в пользу банкиров. Попытаюсь восполнить этот недочёт. Итак, что имеем. Есть сбои, обусловленные ошибками в работе техники или программного обеспечения. Несомненно, право у нас не прецедентное. И однажды вынесенное решение вовсе не означает, что подобные дела в дальнейшем будут разрешаться всегда аналогичными образом. Однако, в любом случае суды опираются на уже имеющиеся судебные акты, особенно если они вынесены Верховным Судом. В своём определении № 5-КГ14-124 от 25 ноября 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ на основании действующего законодательства приходит к выводу, что работа программного центра охватывается рамками предпринимательской деятельности банка и сбой в работе программного обеспечения не может рассматриваются, как обстоятельства непреодолимой силы. Суд указывает, что потери от сбоев банк обязан нести самостоятельно, не перекладывая на клиента, поскольку с точки зрения законодательства такие потери относятся к категории "предпринимательский риск". То есть что имеем. Если банк сам (либо привлечённые им самостоятельно для исполнения каких-либо дополнительных работ подрядчики) допустил ошибку, то и нести потери он должен самостоятельно. Когда ответственность может быть перенесена на клиента? Когда он со своей стороны предпринял что-то, впрямую вызвавшее нарушение функционирование систем банка. Загрузил в банкомат вирус, организовал DDOS-атаку банковского сервера, "на лету" подменял содержимое запросов от клиентского приложения интернет-банка и т.д.
Далее. Ошибки непосредственных исполнителей. Например, в кассовом узле загрузили 5000 банкноты в кассету банкомата, в которой должны быть дензнаки номиналом 1000 рублей. Клиент получил в пять раз больше, чем заказывал. Но что имеем фактически? Есть выписка, по которой у клиента списалось 1000, есть основной документ по карточной операции (и это не просто красивые слова, это прямое утверждение из 266-П, предписания ЦБ, обязательного для применения банками на практике) - чек, в котором тоже 1000. Да, есть акт аварийной выгрузки банкомата, после того как инцидент выявили. И там указано, что из кассеты изъяты 5000. Но! Есть же и акт загрузки банкомата, в котором значится, что загружали 1000. То есть из всего комплекта документов непротиворечива только та часть, что подтверждает выдачу меньшей, реально запрошенной суммы. Состав правонарушения здесь рисуется только, если клиент осознанно неоднократно повторял операции внесения и снятия, что для него в обычной жизни нехарактерно.
Затем, ошибки в программной реализации. Были подобные случаи в последнее время, и неоднократно. Что я вижу? Банки, обнаружив подобный инцидент, обращались к своим партнёрам. По вине которых, как они полагали, всё и случилось. Что ж, нормальная ситуация. Когда прибегает начальник и начинает орать "да вы все тут ...., руки растут из ...., в голове ....., и вообще давно пора .... вас!" опытный работник отвечает "это не мы, это они" или "этим другой отдел занимается" или "а я предупреждал, вот письма". Ладно, ближе к делу. Были проблемы с обработкой операций. Банки подавали в суд. Что примечательно, суды принимали противоположные решения. Вот в этом случае:
http://kad.arbitr.ru/Card/2f2e435c-60...b3b83544a9 сказали: сами виноваты, раз приняли работы и подписали акт. И все требования к банку-спонсору необоснованны. В другом случае
http://kad.arbitr.ru/Card/6873568c-3f...d7f1758338 суда постановил, что по правилам платёжной системы именно банк-спонсор несёт ответственность за точность и своевременность расчётов в платёжной системе, а потому принципал обязан возместить ассоциированному участнику потери.
Почему вообще такое возможно? Это именно тот вопрос, от которого у меня начинает припекать. Все мы знаем, что за последние 10 лет количество банков в России сократилось больше чем вдвое. Высвободилось огромное количество работников, среди которых были весьма толковые и грамотные специалисты. Казалось бы - их пригласить в те кредитные организации, что остались. И усилить состав, ну возможно ещё отказаться от тех, кто слишком слабо справляется с поставленными задачами. Но нет. Параллельно с прореживанием банковской системы идёт эффективноменеджеризация и MBAизация всей экономики. А эффективные менеджеры должны каждодневно и непрестанно показывать свою эффективность. Причём, эффективность эта не долговременная, ориентированная на горизонт 5-10-50 лет, а здесь и сейчас. А здесь и сейчас естественно эффективнее взять дешевого недоучку, чем дорогого спеца, косяки которого через год. Или через 20 лет не придётся разгребать.
Что, скажете не бывает косяков через 20 лет? Ха! Помните, "проблему 2000"? Очень раздували всё это, в прессе форсировали. Потратили триллионы денег на решение возможных проблем. Кто не застал или не помнит, расскажу. Сложность заключается в том, что компьютеризация разных сфер жизни началась где-то в 90-е годы прошлого века. И на тот момент мощности хранения были не очень большие, а мысли о том, что это всё делается очень-очень надолго, вообще мало кого посещали. Поэтому вполне логичное описание 23/02/90 устраивало практически всех. Внезапно выяснилось, что на вековой отметке перещёлкиваются "невидимые" в такой записи разряды года, и возникает сложность. После 99 года идёт 00, что может привести к массе нежелательных спецэффектов. Расчёт процентов в банках, график движения поездов и самолётов, расписание приёма лекарств - да мало ли где её может что-то пойти не так из-за того, что следующий год меньше предыдущего. Во многих системах перешли на четырёхзначный формат хранения года. Но были и те, где это сделать затруднительно. В том числе например ряд банков. Представьте себе огромную, но держащуюся местами на костылях и синей изоленте базу данных, к которой одновременно обращается полсотни разных модулей. Это и депозиты, и кредитование, и расчёты, и карточный процессинг, и системы ДБО, и всякие налоговое и мониторные заморочки и прочая и прочая. Поменять налету формат хранения - нереально. Это простой всего банка. Проще отдельные модули допилить так, чтобы они самостоятельно из xx делали 19xx или 20xx. Самое простое - если xx больше 50, то это двадцатый век (1990 например), если xx меньше 50, то век двадцать первый (2011 году допустим). И всё бы ничего, но внезапно как всегда наступил 2020 год. И оказалось, что есть такой продукт как ипотека на 30 лет. 30+20=50. О, славно. Окончание срока в 1950 году. Кредитный менеджер заказывает в программе расчёт процентов. И видит, что раз срок получился отрицательный (минус 70 лет), то и ежемесячные платежи с минусом. Фигня какая-то, извините дорогой клиент, мы вам кредит не можем выдать. Дело не в вас, это по техническим причинам. Ну давайте попробуем на 25 лет. А, здесь по доходу не проходите. Кредитный менеджер пишет возмущённое письмо куратору, тот прибегает к постановщикам модуля "ипотека". Те смотрят на ситуацию. И - да, правильно, я же уже выше писал при это - спокойно отвечают "это не к нам, это ядровых". Нам именно такую дату отдают оттуда. Пишут кураторам "ядра". Те понимают, что постигла "отложенная проблема 2000". И в срочном порядке пишут то, что откладывалось 20 лет, потому как не беспокоило. А за прошлые полумеры в решении "проблемы 2000" кто надо уже давным-давно премии получил и на повышение ушёл.
Так что не надо представлять, что банкиры такие уж белые и пушистые, а клиенты злобные. Всё совсем не так. Но только лишь совместными усилиями, а не совместным противостоянием можно добиться повышения качества продуктов.
Так что "Уважаемый банк, спасибо за ваше обращение. Мы ценим сотрудничество с вами и ваш профессионализм. Сообщаем, что документы ваши получены, срок рассмотрения обращения составляет до 30 дней. Если потребуются дополнительные документы или пояснения, с вами непременно свяжутся. Спасибо за понимание."
@.