Форум

В СБ банк по ошибке клиент оплатил деньги. Теперь требует вернуть. + Мы ещё и налоги с этого заплатили!

Бухгадтер нашего старого клиента ошибся и перевёл деньги по старым сохранившемся у нею реквизитам в СБ банк. Мы и в счёте и в Договоре и в переписке указали новые реквизиты в др. банке. Не было только официального письма по недоразумению. Теперь -СБ-банк

  • 1
Краткое описание ситуации.

Суть проблемы :
Деньги, перечисленные в наш адрес по старым реквизитам пропали в обанкротившемся СБ-банке.
Мы их не можем вернуть ни себе ни заказчику. Мы считаем что это проблема заказчика ну и банка + АСВ. Заказчик считает что мы должны вернуть деньги.
Мы не считаем это правильным и не хотим возвращать.
Вопрос :
1. Существует ли и, если да, то какая, возможность до судебного решения этого конфликта.
Может быть уже есть подобные разбирательства по аналогичным делам с обанкротившимися банками.

2. Можем ли мы отстоять свою позицию в случае судебных разбирательств?
если да, то каковы перспективы и стоимость услуг юриста?
3. Есть ли какая-то практика (или советы) по уходу от этих бешеных выплат налогов по отсутствующим фактически у нас деньгам на р/с лопнувшего банка.
4. Знакомые юристы посоветовали воспользоваться такой лазейкой типа "неправомерное обогащение не подлежащее возврату", т.е. поскольку нашему клиенту всё-таки нужен был этот заказ и он оплатил такую же сумму за тот же заказ, но уже по нашим новым реквизитам другого банка, то и обозначить свою стратегию, что это не подлежит возврату.

И какую вообще стратегию выбрать, т.к. надо уже отвечать на офиц.письменную претензию клиента о возврате денег обратно им на счёт.

Буду признателен всем специалистам за дельные ответы .
 
В первую очередь нужно посмотреть, на каком основании шло перечисление.
Возможно, вы выставили счет на товары или услуги.
Возможно есть долговременный договор о сотрудничестве, где указаны платежные реквизиты.

В шапке счета были указаны новые банковские реквизиты?
На момент оплаты в договоре (или актуальных дополнительных соглашениях или приложениях к нему) указаны новые реквизиты?

Возможно, вы направляли контрагенту письмо об изменении платежных реквизитов.

В любом случае ответ на первый запрос - деньги не поступали на счет организации. Пришлите, пожалуйста, платежное поручение. Поступает копия платежки, там реквизиты старые. Отвечаете - этот счет более не обслуживается, банк лишен лицензии; мы оповещали вас об изменении ревизитов (тогда-то, таким вот образом). Видимо, деньги направлены в конкурсную массу разорившегося банка, вам необходимо контактировть с временной администрацией СБ-банка по вопросу возврата ошибочного платежа.

Это версия для клиента.

Теперь что касается обогащения. У вас на счете в СБ какие-то деньги оставались? Скорее всего да. И я надеюсь, что Вы уже давно, до поступления этой спорной суммы получили выписку по счету и подали временному управляющему заявление на возврат этих средств. На сумму ошибочного платежа вы не претендуете, на момент отзыва лицензии она не отражена, а после этого срока банк не имел права на совершение банковских операций, а значит вы исходите их того, что никакие более движения по счету вашей организации после критической даты происходить не могли.

Вот если случится чудо, и временная администрация вернет сумму, превышающую объём ваших документально подтверждённых требований к банку, то тогда будет повод думать о том, как это, что это и что с этим делать. Но что-то я крайне пессимистично оцениваю вероятность такого исхода.

@.
Изменено: @mike- 29.05.2015 21:17
Против лома есть приём - грабли с длинным черенком!
Неправда, что деньги находят в капусте. Их берут в банке!
 
заплатить на счет в банке после отзыва лицензии невозможно, даже теоретически
Если же деньги поступили на ваш счет до ее отзыва, и в договоре/счете и т.п. для вашего контрагента был указан именно этот счет в банке СБ - то это исключительно Ваша проблема.
Если конечно не было допника подписанного с обоих сторон об изменении реквизитов
 
3. Если это ошибочный платеж, то он является неосновательным обогащением, подлежащим возврату. Поэтому доходом он не является и налог на него начисляться не может.
4. Не получится: ст. 1109 ГК РФ. Если деньги были перечислены в банк до отзыва лицензии, то деньги нужно вернуть.
 
Цитата
@mike пишет:
В первую очередь нужно посмотреть, на каком основании шло перечисление.

В том-то и дело, что, как я уже писал, и новый договор и счёт и эл. делов. переписка - всё было с новыми реквизитами.
Но, поскольку мы уже давно работаем с этим клиентом, у его бухгалтера остались старые реквизиты и она проплатила по старым в СБ-банк. Срок старого договора закончился после его выполнения.
Может ей их менеджер не передал изменения или просто устала, но факт, что деньги от них упали на наш счёт в уже агонизирующем банке. И мы про это им тогда и сказали.
Единственное, чего действительно не было с нашей стороны, так это официального письма с уведомлением о смене реквизитов. И это нам клиент тоже ставит в вину.
Цитата
@mike пишет:
Видимо, деньги направлены в конкурсную массу разорившегося банка, вам необходимо контактировть с временной администрацией СБ-банка по вопросу возврата ошибочного платежа.

Конечно, не в такой форме, но мы сказали\написали, что, если вы хотите, чтобы мы поставили вам продукцию, то заплатите по корректным реквизитам, которые мы вам в разнообразной форме отправляли. и они второй раз заплатили уже по новым реквизитам. А мы, в свою очередь, выполнили свои обязательства.
Но их позиция железобетонная: это был ваш р\счёт, договор с ещё рабочим банком у вас был действующий, наши деньги (какбы ошибочно) на него пришли, - возвращайте! Тем более, что лицензию у банка отобрали в апреле 2015г. а оплатили они в конце января.

Цитата
@mike пишет:
на момент отзыва лицензии она не отражена,

Получается, что отражена. Поскольку мы ни со своими ни с клиентскими деньгами уже сделать ничего не могли. Платёжку-то мы чтобы вернуть клиенту эти деньги сделали, но банк хитро все платежи переводил на картотеку и никуда не отправлял. Деньги вроде со счёта ушли, а никуда не пришли.
Поэтому даже не знаю как тут...
 
Цитата
julrid1 пишет:
в договоре/счете и т.п. для вашего контрагента был указан именно этот счет в банке СБ - то это исключительно Ваша проблема.

И в договоре и в счёте и в переписке - везде были указаны новые реквизиты.
И, кстати, даже во внутренней клиентской переписке, случайно присланной нам их менеджером, есть их диалог о том, что новые реквизиты они от нас получили и не понятно как так вышло, что оплата произведена по старым реквизитам и надо срочно отзывать платёжку.
 
Цитата
Ибирь пишет:
3. Если это ошибочный платеж, то он является неосновательным обогащением, подлежащим возврату. Поэтому доходом он не является и налог на него начисляться не может.

Я бы с вами тут, конечно, согласился бы. но вот если вернуть не можешь? Тогда как?
ТОгда это получается обогащение. Или там доход, наверное.
А если это не так, то как грамотно доказать обратное.? И налоги "тады взад" вернуть?

И, кстати, тоже важный вопрос:
А почему нельзя рассмотреть, что это является форс-мажор.?
там в договоре с клиентом это чётко не прописано, но звучит приблизительно так:
Цитата
или любые другие события или обстоятельства, которые соответствующая сторона не могла разумным образом предвидеть или предотвратить и если такие обстоятельства напрямую влияют на выполнение ею своих обязательств по настоящему Договору.


Или ещё вопрос:
А почему сам СБ-банк или АСВ к этому процессу нельзя присовокупить?
Ведь кто тут истинный-то виновник торжества?
Ведь наверняка есть какой-то грамотный путь в этом плане.
 
Цитата
Ибирь пишет:
4. Не получится: ст. 1109 ГК РФ. Если деньги были перечислены в банк до отзыва лицензии, то деньги нужно вернуть.


В этой статье, как раз, ничего такого не говорится:
Цитата
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности

Доказать, что лицо, требующее возврата знало об отсутствии обязательства, мне кажется, более реально.
Или у Вас есть другая практика по применению этой статьи в аналогичном случае?
 
Цитата
Serg&N пишет:
Доказать, что лицо, требующее возврата знало об отсутствии обязательства, мне кажется, более реально.

Так обязательство-то как раз имело место. Просто оплачено на ненадлежащий счет. Конечно, вы с свою очередь предприняли все меры для возврата полученных на счете средств (платежка банка с отметкой о получении). А значит, согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ не можете считаться виновным в невозврате неосновательного обогащения.
 
Цитата
Ибирь пишет:
Конечно, вы с свою очередь предприняли все меры для возврата полученных на счете средств (платежка банка с отметкой о получении).

СБ банк переводя деньги на картотеку, отметок на п/п, по моему, уже не ставил. У меня сохранилась платёжка, полученная от операциониста СБ банка на бум. носителе с отметкой о ЭЦП и текстом, что:

ПП принято по системе Банк-online
_____________________________________
Электронные подписи проверены и верны

Т.е. отметки о получении нет. И даже не знаю удастся ли её получить сейчас у кого-либо...
 
А если начать банкротить уже сейчас фирму.
Или "присоединять" к др.
Пока эти "любимые" клиенты не подали в суд. Иначе, с такими раскладами при проигрыше придётся и деньги выплачивать и услуги их адвоката (кроме своего) smile:o
 
Я правильно понял ситуацию?
1) Клиент перевёл средства на счёт в СБ банке.
2) Вы отправили платёж обратно.
3) Из банка платёж не ушёл.

Со счёта его списали?
 
Цитата
lazyranma пишет:

Со счёта его списали?

Ну если считать перевод платежа на картотеку, то да.
Но, как я уже писал, на тот момент соответствующие отметки банк, по-моему, никакой на п/п не ставил при этом в ИБ.
На сохранившейся у меня бумажной платёжке, случайно полученной от СБ банка было только:
Цитата
Serg&N пишет:
ПП принято по системе Банк-online
_____________________________________
Электронные подписи проверены и верны

Но нашего клиента не интересует что мы типа честные и хотели вернуть их деньги. Они говорят, что мы же их не получили, значит они на вашем рабочем р/с.
Вы-же его не закрыли, договор с банком своим не расторгли, значит это ваши деньги и => проблемы. smile:evil:
Возвращайте!
 
Банк принял платежи к исполнению, списал средства с расчетного счета и отправил платёжные поручения в ЦБ, но, поскольку денег на корсчете банка недостаточно для проведения платежей, поручения оказались на счете картотеки. То есть, этих денег фактически у вашей организации нет.
Закон не такую ситуацию не регламентирует, поэтому решение остаётся на усмотрение судьи. Вы можете утверждать, что:
1) Вы предоставили клиенту корректные реквизиты. Перевод денег в неплатёжеспособный банк - ошибка клиента, за которую вы ответственности не несёте.
2) Банк стал неплатёжеспособным ещё до поступления платежа. Фактически при зачислении изменились только записи в системе учёта банка, вы эти деньги не получали, так как не могли их как-либо использовать (АСВ любит использовать подобную аргументацию, можно попробовать сослаться на какое-нибудь решение суда в их пользу, лучше по тому же СБ банку), то есть неосновательного обогащения не было.
3) Тем не менее, вы сделали всё, что было в ваших силах, чтобы вернуть клиенту ошибочно отправленные деньги, а именно добросовестно отправили платёж обратно.
4) Неосновательно обогатившимся лицом является банк, так как деньги были зачислены на его корр. счёт (это была реальная операция движения денежных средств), где либо находятся сейчас, либо были использованы им по своему усмотрению.

С другой стороны у вашего клиента есть веский аргумент:
Цитата
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
10. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 настоящего Федерального закона.

Надо думать, что на это отвечать...
В любом случае вам лучше нанять юриста.
Изменено: lazyranma- 04.06.2015 12:20
 
Цитата
lazyranma пишет:
Надо думать, что на это отвечать... В любом случае вам лучше нанять юриста.

Да это понятно, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным.
А если рыночная ситуация такова, что денег нет не то, чтобы "неосновательное обогащение" перечислить и налоги с него заплатить, а и на юриста.
(Причём ещё и не известно что окажется дороже)
Поэтому мы и пытаемся выяснить - может есть такие способы, чтобы уйти из под этого незаслуженного удара. Или хотя бы смягчит его.
Может, например, банкротство (или присоединение) сможет решить относительно малой кровью эту навязанную нам проблему.
Или ещё как-то.
 
Я заводя эту тему надеялся, что мы наверняка не одни в своей беде и что наверняка есть такие же люди \фирмы из числа клиентов того же СБ банка или др. банкротов, попавшие в аналогичные ситуации и что-то знающие об этом. Пусть даже отрицательную, но имеющуюся жизненную практику. и эти опытные форумчане подскажут "куды бечь" или там, сразу вешаться. smile:wall: smile:painful:
Или я, похоже, не тот форум выбрал. smile:?: smile:nightmare:
 
Похоже, что случай уникальный.
 
  • 1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть