Доброе утро! Ситуация следующая. У меня, как у физического лица, есть текущие счета в рублях и иностранной валюте, к которым привязаны карты в одном крупном банке (топ-30). В один прекрасный день я не смог зайти в интернет-банк - он оказался заблокированным. При визите в отделение выяснилось, что банк в одностороннем порядке заблокировал мои счета и карты и рекомендовал их закрыть, так как я "совершал сомнительные операции, которые не имеют экономического смысла".
На самом деле, операции были совершенно нормальные, а именно: 1. Оплата своих собственных кредитов в других банках (т.е. переводы на свои собственные счета, как физического лица, в других российских банках) 2. Оплата мобильного телефона. 3. Снятие наличных с карт (суммы небольшие - от 10 до 50 тыс. рублей в месяц в совокупности). Единственное, во время Новогодних праздников снял относительно большую сумму - около 200 тыс. рублей. 4. Покупки в российских и зарубежных интернет-магазинах (5-10 тыс. рублей в месяц) 5. Пару-тройку раз переводил деньги родственникам (суммы небольшие - от 5 до 15 тыс. рублей). Общая сумма совершаемых операций - от 30 до 100 тыс. рублей в месяц.
Особо хочу отметить: 1. Денежные средства на счёт вносил сам или переводил со своего счёта, как физического лица, из другого банка. 2. Никакие переводы от юридических лиц и ИП не получал 3. Переводы на счета юридических лиц и ИП также не делал.
Написал в банк заявление с требованием разъяснить, какие нормы закона я якобы нарушил и на основании чего они заблокировали счета, но они прислали стандартную отписку из серии "В соответствии с Договором...", т.е. сослались на договор, а не на закон. Я понимаю, если бы я переводил деньги в какие-то сомнительные организации или физическим лицам, значащимся в "списке террористов" , или обналичивал ежемесячно крупные суммы (500 тыс. руб. и более), а так получается, что требования банка абсолютно бредовые.
Основных вопросов три: 1. Имеет ли право банк в одностороннем порядке заблокировать счета физического лица, тем более без законных оснований? 2. Можно ли как-то заставить банк разблокировать счета? 3. Если банк откажется разблокировать счета и карты, можно ли вернуть хотя бы часть комиссии за годовое обслуживание карт? Если да, то на какие нормы закона сослаться?
1. Да 2. Если банк не клиентоориентированный - скорее всего нет
Перебирайтесь в нормальный банк (см. народный рейтинг), а далее… я бы на вашем месте просто гадил тому банку по мелочам. Жалобы во все возможные инстанции от ЦБ до потребнадзора, составление негативных отзывов на всех возможных сайтах и т.д. В общем, причиняйте им максимальный ущерб, который только возможно причинить легальными средствами.
esdпишет: 3. Если банк откажется разблокировать счета и карты, можно ли вернуть хотя бы часть комиссии за годовое обслуживание карт? Если да, то на какие нормы закона сослаться?
Нет и подавно. Не теряйте время - подавайте заявление на закрытие картсчёта и через 45 дней (в Сбере это рабочих дней) приходите за деньгами.
На следующий день после подачи заявления максимум, если иной срок не указан в заявлении.
В соответствии со ст. 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента. Пунктом 8.3 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" предусмотрено аналогичное правило о семидневном сроке перечисления денежных средств. Международные платежные стандарты в данном случае правового значения не имеют.
esdпишет: 3. Если банк откажется разблокировать счета и карты, можно ли вернуть хотя бы часть комиссии за годовое обслуживание карт? Если да, то на какие нормы закона сослаться?
Про нормы хорошо расписала выше ИЮ1982, комиссию тоже можно вернуть, но стоит подумать, достаточно ли у тебе времени на суды по поводу возврата этих копеек.
А проблема тут в том, что необычной операцией можно считать ту, что таковой показалась левой пятке сотрудника банка. Отсюда никаких веских оснований для блокировки и не надо.
ИЮ1982пишет: В соответствии со ст. 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента. Пунктом 8.3 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" предусмотрено аналогичное правило о семидневном сроке перечисления денежных средств. Международные платежные стандарты в данном случае правового значения не имеют.
Откуда очевидным образом и следует один из способов отмщения. Закрывайте - здесь нет иных вариантов, 99,9%. Затем фиксируйте несоблюдение сроков закрытия счетов (которое будет опять же с вероятностью 99,9%) - и в ЦБ на несоблюдение отраслевой инструкции. Особо подчеркните, что банк нарушает инструкцию ЦБ, за которой регулятор собственно и приставлен следить. Потому что если начнёте про отношения клиент-банк, то Банк России моментально от этого вопроса дистанцируется, как они это умеют. А тут необходимо подчеркнуть, что это отношения банк-нормативные документы ЦБ. И что банк кладёт на порядок, предписанный регулятором. При желании - досудебку, а потом в суд на незаконное удержание средств сверх срока. С расчетом компенсации. Тут слово ИЮ - как лучше посчитать, по 395ГК или по ЗОПП. Второй вариант ИМХО предпочтительнее тем, что сумма компенсации больше и что не уплачивается пошлина за судебное рассмотрение.
@.
Против лома есть приём - грабли с длинным черенком! Неправда, что деньги находят в капусте. Их берут в банке!
Выгоднее так. Моральный вред, штраф по ст. 13, расходы на составление иска и т.п. Да и неустойка опять же. Только иногда её удается взыскать по ЗоЗПП, а там она явно побольше ст. 395 ГК.
@mikeпишет: Откуда очевидным образом и следует один из способов отмщения.
Я бы еще добавила, что надо озвучить имя банка и написать в "народный рейтинг". Пусть банк и ищет, кто там из сотрудников такую свинью подкладывает клиентам и репутации банка.
zvezdockaпишет: такую свинью подкладывает клиентам
На самом деле, Росфинмониторинг. А если уж совсем планетарно мыслить, то все дороги ведут в Государственную Думу, так перебдевшую в деле борьбы с терроризмом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Исходя из содержания ст. 4 Закона N 115-ФЗ следует, что перечень мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не является закрытым.
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, в случае если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п. 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона N 115-ФЗ.
Как сказано в Приказе Росфинмониторинга, Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок (далее - Рекомендации) разработаны в целях создания единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных), индивидуальными предпринимателями, перечисленными в ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ, а также иными лицами, указанными в ст. 7.1 данного Закона.
Росфинмониторинг рекомендует организациям и иным лицам включать Критерии и признаки необычных сделок в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, разрабатываемую в составе правил внутреннего контроля, в целях определения, оценки и принятия мер по снижению собственных рисков возможного вовлечения в процессы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также выявления операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Разъяснения о порядке применения новых Рекомендаций даны в Информационном письме Росфинмониторинга от 26.08.2013 N 33. В соответствии с п. 19 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам следует использовать данные Рекомендации при разработке и актуализации правил внутреннего контроля.
Согласно Типовым правилам внутреннего контроля в кредитной организации (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета от 01.12.2010 N 24) необычная операция - операция, содержащая возможные признаки и критерии необычности (см. Приложение N 1) и не характерная для операций данного клиента, а также любые операции, которые, по мнению сотрудников Банка, могут осуществляться с целью отмывания доходов, полученных преступным путем, и/или финансирования терроризма.
В Приложении №1 даны критерии и признаки необычных операций. Так, например, в случаях, отличных от стандартной банковской практики, необычными являются расчеты через третьих лиц (п. 1.1.19). При проведении внутреннего контроля и возникновении подозрений у банка о легализации доходов или финансировании терроризма он может запросить у клиента документы, дающие информацию о проводимой банковской операции, и отказать в ее проведении. Наличие не менее двух решений об отказе в исполнении платежа организации в календарном году дает право банку расторгнуть договор банковского счета (ст. 6, п. п. 5.2 и 11 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Информация о подозрительных операциях клиента направляется банком в Росфинмониторинг с указанием кода операции и признака необычного характера сделки (п. 16 Приложения 3 к Положению о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 29.08.2008 N 321-П), Приложение к Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П)).
Мораль сей басни такова: пока законодательно четко не установлены критерии, по которым операция является необычной, то вот такие блокировки счета будут повседневной практикой. Некоторые ушлые банки, рассмотрев необычность операции, взимали повышенную комиссию за "операции, содержащие признаки необычной сделки".
А проблема тут в том, что необычной операцией можно считать ту, что таковой показалась левой пятке сотрудника банка. Отсюда никаких веских оснований для блокировки и не надо.
Ирина, не совсем понял: вы иронизировали и хотели показать, что банк может передумать, разблокировать счета и комиссию не возвращать или комиссию реально можно вернуть? На основании каких норм закона?
Выше приведены нормативно-правовые акты, которые в основном регулируют Вашу ситуацию. Смысл в том, что никаких четких критериев нет, если, по мнению (!!!) сотрудника банка, операция необычная, то всё счет заблокирован. Как там у Платона и у Аристотеля? Мнение — это нечто случайное... Так и тут. Критерии и их применение субъективны, поскольку связаны мнением и оценочным суждением сотрудников банка. Да и сам Приказ Росфинмониторинга - песня. Необычные сделки - это такие, такие, такие (перечень на 3 страницы) и... иные.
Я ответила, что комиссию вернуть можно. И наказать банк рублем можно тоже.
ИЮ1982, то, что чётких критериев нет, я понял. Про штраф и моральный вред в соответствии с ЗоЗПП тоже ясно. А на основании чего требовать возврата комиссии?
На том основании, что договор расторгнут, а Вы, как потребитель, в силу ст. 32 ЗоЗПП отказались от услуг банка, услуга оплачена за год. Это, если частично возвращать. Что там за комиссия? А то, может, полностью её взыскать можно.
Ну, вообще она взыскивается. Не всегда и не везде, я Ваш договор не видела, так что это в теории. А пропорционально неиспользованному периоду должны вернуть согласно ст. 32 ЗоЗПП.
На самом деле блокировка счетов клиента предусмотрена только в случае включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) (пп. 6 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115) Право банка расторгнуть договор банковского счета на основании п. 5.2 ФЗ № 115 не тождественно праву блокировке счетов. Также ФЗ № 115 дает право банкам приостанавливать и отказывать в проведении сомнительных операций (п. 10 и 11), но это не тождественно праву блокировать все операции. ТС, вы уверены, что вам заблокировали счета? Может быть вам заблокировали только электронные средства платежа (банковская карта, ИБ) и вы можете совершать операции, подписывая распоряжения собственноручно в отделениях банка? Так многие банки делают. На самом деле это тоже незаконно, т.к. блокировка электронных средств платежа не предусмотрена законодательством о противодействии легализации.