Форум

Банк не отвечает на официальные письма от клиента или отвечает неправильно. Какие законы нарушены при этом?


Добрый день.


Сейчас веду переписку по почте РФ с двумя банками. Посылаю им письмо заказные с уведомлением и описью вложения.
Один из банков (Тинькофф) просто игнорирует ВСЕ письма.
Второй (ИТБ) прислал ответ на фирменном бланке БЕЗ ПОДПИСЕЙ БЕЗ ПЕЧАТЕЙ. Даже без указания кому пишет на самом ответе. Просто листовку типа. Не подскажите какие законы регламентируют ответ юр. лицы потребителю. И какие надзорные органы следят за их выполнением - в смысле куда жаловаться. Хочеться, чтобы проверили и научили правильному делопроизводству.
Текст ответа ИТБ даже обсуждать смешно, видимо секретарь составлял smile:-)
 
Цитата
konst2003 пишет:
Не подскажите какие законы регламентируют ответ юр. лицы потребителю.

Суды. Вот замечательный надзорный орган. Правда,я понятия не имею,о чем вы там переписываетесь.
И еще: Тинек,например,считает ( и суды с ним соглашаются),что по переписке невозможно идентифицировать клиента. Стало быть,есть потенциальная возможность разглашения банковской тайны. Так то. smile:pardon:
 
Цитата
konst2003 пишет:
Не подскажите какие законы регламентируют ответ юр. лицы потребителю.

Никакие особо. За уши можно притянуть ст. 10 ЗоЗПП о праве потребителя на информацию. И то, если банк соответствующую информацию не предоставляет.

Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" тут не применить: им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

По ФЗ "О банках и банковской деятельности" (ст. 21) споры между кредитной организацией и ее клиентами (физическими и юридическими лицами) разрешаются в порядке, предусмотренном федеральными законами. То есть в суде.

Цитата
predator67 пишет:
и суды с ним соглашаются

Угу. При этом поразительное единодушие:

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.07.2015 по делу N 33-12311/2015
Требование: Об обязании предоставить копии документов по договору на выпуск кредитной карты.
Обстоятельства: Между сторонами заключен кредитный договор. Истица направила в банк претензионное письмо с требованием о предоставлении документов, которое оставлено банком без ответа, что нарушает права потребителя банковской услуги.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как доказательств, свидетельствующих, о том, что ответчик уклонялся от предоставления документов, не представлено.

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 16.07.2015 по делу N 33-5898/2015
Требование: Об обязании предоставить копии кредитного договора и приложения к нему, расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения кредитного договора.
Обстоятельства: Истец направил ответчику претензию с просьбой предоставить копии материалов кредитного дела заемщика, однако ответ на претензию не получен, истребуемые документы не представлены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец не представил доказательств направления претензии в адрес ответчика и получения ответчиком данной претензии, со стороны ответчика не допущено нарушений права истца на получение необходимой информации по кредиту.

Апелляционное определение Омского областного суда от 09.07.2015 по делу N 33-4476/2015
Требование: Об истребовании документов по кредитному договору.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен кредитный договор. Истица направила банку претензию об истребовании копий документов, однако банк копии документов не предоставил.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении банком ее прав.

Апелляционное определение Новосибирского областного суда по делу N 33-4422-2015
Требование: Об истребовании копий документов по кредитному договору.
Обстоятельства: Заемщик ссылается на недостаточность у него информации о кредите и порядке его возврата, списание средств с лицевого счета является нарушением Закона РФ "О защите прав потребителей", указанная информация должна предоставляться бесплатно.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие у заемщика права на получение информации относительно заключенного с ним кредитного договора основанием для возложения на ответчика обязанности предоставить соответствующие документы являться не может.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 19.05.2015 по делу N 33-2023/2015
Требование: Об обязании предоставить копию приложения к кредитному договору, график платежей, расширенную выписку по лицевому счету.
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась в банк с претензией об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика ввиду их отсутствия у заемщика, ответ на претензию не получен, запрашиваемые у ответчика документы истицей не получены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в претензии истицы какие-либо сведения, позволяющие провести идентификацию клиента, отсутствовали, что не позволяло кредитной организации без нарушения норм действующего законодательства дать ответ на претензию и предоставить документы.

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 26.02.2015 по делу N 33-1664-2015
Требование: Об истребовании копий документов по кредитному делу.
Обстоятельства: Истцом была направлена ответчику претензия об истребовании копий документов ввиду их отсутствия у истца, однако ответа на данную претензию им не получено.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ответчик не мог однозначно идентифицировать истца, в связи с чем обоснованно не удовлетворил его требование.

konst2003, даже судьи в решениях порядок рассмотрения банком обращений не приводят, хотя ссылаются на него, но ни единой нормы права не приводят:

Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2015 по делу N 33-17140
Требование: Об обжаловании отказа заместителя начальника отдела по работе с клиентами.
Обстоятельства: Заявителем была получена из банка справка, согласно которой он имеет задолженность перед банком, которой по расчетам быть не должно, поскольку он досрочно погасил задолженность перед банком.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как отсутствуют нарушения действующего законодательства в предоставлении письменного ответа заявителю.

Порядок рассмотрения обращений регламентируется внутренними документами банка, доступ к которым у потребителя отсутствует.
 
Цитата
predator67 пишет:
И еще: Тинек,например,считает ( и суды с ним соглашаются),что по переписке невозможно идентифицировать клиента. Стало быть,есть потенциальная возможность разглашения банковской тайны. Так то. smile:pardon:


Ну что касаеться банка ИТБ, то я подавал три заявления от трех различных лиц в офисе, предъявив все документы так что ни о каком разглашении и речи быть не может. В ответ получил стандартное сообщение без печатеой имени составителя, подписи кого-либо. Все, что туда было вписано ручкой а не напечатано заранее это исходящий номер. В суд я конечно пойду, для этого вся эта переписка и нужна. Просто хотелосбь бы, чтобы эти банки дополнительно вздрючили. А как в суде правильно сформулировать, что же банк нарушил не ответив мне по установленной законом форме?
 
Цитата
konst2003 пишет:
по установленной законом форме?

Нет формы ответа, установленной законом. Нет обязанности отвечать на все письма, обязанность предоставить выписку по счету есть. Подпись, печать и прочие реквизиты банки используют по своему усмотрению, поскольку Законом форма ответа не регламентирована. Можно обратиться к общим стандартам оформления организационно-распорядительной документации.
Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст принят и введен в действие ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" .
Данный Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), - постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. (далее - документы), включенные в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299) (класс 0200000).
Настоящий Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
Согласно п. 3.22 Стандарта в состав реквизита "Подпись" входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
В силу п. 3.25 Стандарта оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Документы заверяют печатью организации.

Стандарт этот для банка носит рекомендательный характер, для суда этот аргумент слабый. smile:|
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
Стандарт этот для банка носит рекомендательный характер, для суда этот аргумент слабый. smile:|


Допустим банк отвечает любую фигню на своем бланке (или даже без оного),а потом в суде говорит: "нет печатей, подписей это вообще не мы писали" - так получается?
А по поводу игнорирования писем, так в очень многих банках, чтобы внести на вклад или забрать с него часть или всю сумму надо писать завяление. получается банк может не отвечать на него тоже? Т.е. банк захотел и совершенно законно ни один клиент ни копейки не получил?
 
ТС,вы,быть может,все таки расскажете,что вы там у них выцепить то пытаетесь? Например,на досудебку по ЗоЗПП,банк может и вовсе не отвечать. И его молчание просто приравнивается судом к отказу удовлетворить законные требования потребителя.
 
Цитата
konst2003 пишет:
надо писать завяление

Правомерность его крайне сомнительна. Некоторые обращения клиента выступают юридическим фактом (например, обращение выдать выписку по счету, вклад тот же). Я не знаю, что Вы конкретно банку писали.

Кстати, суды иной раз отметают доводы банка о рекомендательном характере ГОСта и ссылаются на него в решениях.

konst2003,
Согласно п. 2.1 ч. III Приложения к Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П), выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, за исключением ЭВМ, то выписки из этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки. Так что отсутствие подписей и печатей не такая уж и экзотика в банках. smile:pardon:
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
В удовлетворении требования отказано, так как доказательств, свидетельствующих, о том, что ответчик уклонялся от предоставления документов, не представлено.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец не представил доказательств направления претензии в адрес ответчика и получения ответчиком данной претензии, со стороны ответчика не допущено нарушений права истца на получение необходимой информации по кредиту.

В удовлетворении требования отказано, поскольку истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении банком ее прав.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие у заемщика права на получение информации относительно заключенного с ним кредитного договора основанием для возложения на ответчика обязанности предоставить соответствующие документы являться не может.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в претензии истицы какие-либо сведения, позволяющие провести идентификацию клиента, отсутствовали, что не позволяло кредитной организации без нарушения норм действующего законодательства дать ответ на претензию и предоставить документы.


Насколmrj я вижу, суды в основном отказывают из-за отсутствия доказательств получения запросом банками. Поэтому свои я отправляю описью, с заказным уведомлением о вручении, в описи пишу содержание заявления (чтобы банк потом не сказал что я ему пустой лист отправил или совершенно другой документ). Надеюсь этих доказательств будет достаточно.
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
Так что отсутствие подписей и печатей не такая уж и экзотика в банках. smile:pardon:


Ну так тут хоть штамп есть, а там вообще НИЧЕГО. Как будто листовка пришла, которые в банке раздают. я чуть попозже напишу в НР и выложу скан документа.
 
Цитата
konst2003 пишет:
Насколmrj я вижу, суды в основном отказывают из-за отсутствия доказательств получения запросом банками.
Как видно из приведённой судебной практики, суды отказывают также и из-за отсутствия идентификационных сведений о клиенте. В моём случае банк не ответил даже при наличии этих сведений (полных паспортных данных, № кредитного договора), а также даже несмотря на то, что я отправил заявление почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения и заказным уведомлением о вручении.
Предотвращение признания сделки с недвижимостью недействительной зависит от понимания приобретателя недвижимости, насколько важно перед заключением сделки установить все максимально возможные сведения, являющиеся основанием признания её недействительной!
 
Цитата
konst2003 пишет:
суды в основном отказывают из-за отсутствия доказательств получения запросом банками.

У меня возникло ощущение, что иски о предоставлении копий документов писал один и тот же бездарь, одно и то же. Но судьи тоже на высоте: например, по одному делу написали, что истец может в любом отделении ТКС документы получить. smile:D Ну, или недавно видела в решении, что в иске отказано, поскольку предоставление документов по почте не предусмотрено договором между банком и клиентом.

Цитата
konst2003 пишет:
а там вообще НИЧЕГО

Насколько я поняла, в эпистолярном жанре Вы человек опытный. Напишите еще письмо о том, что ранее предоставленный ответ не содержит общепринятых реквизитов, не соответствует обычно предъявляемым требованиям к деловой переписке, не учитывает требования государственного стандарта к документационному обеспечению управленческой деятельности, прошу предоставить ответ по форме. smile:crazy:
 
Цитата
Klims пишет:
В моём случае банк не ответил

И ответственности он не понесет. Тут явный пробел в правовом регулировании - ни сроков, ни требований к форме ответа, ни обязанности отвечать вообще, много вопросов с копиями документов. Либо отдельно в законе "О банках..." прописать, либо распространить ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на кредитные организации. Кучу проблем это решит.
Изменено: ИЮ1982- 21.08.2015 22:45
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
Но судьи тоже на высоте: например, по одному делу написали, что истец может в любом отделении ТКС документы получить.

Ну да. В любом из одного. smile:D
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
Кучу проблем это решит.

Решит ли,вот только. По мне.,так банки чхать хотели на законы. Реник,вона,открытым текстом написал клиенту,что платежное поручение не предоставит. Мол,внутренний документ банка,и гуляй лесом. И пофиг на ст.865 ГК,или Положение ЦБ 383-П.
 
Цитата
predator67 пишет:
Реник

А выписку по счету выслал почтой без проблем. Обычным письмом. smile:D
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
А выписку по счету выслал почтой без проблем. Обычным письмом.

Мне не нужна выписка. Мне нужен полный путь денег за страховку,которые якобы ушли в Согласие-Вита. Потому что я на 100% уверен,что никуда они не ушли. По крайней мере,в таком объеме,как это позиционируется в полисе.
 
Цитата
konst2003 пишет:
Допустим банк отвечает любую фигню на своем бланке (или даже без оного),а потом в суде говорит: "нет печатей, подписей это вообще не мы писали" - так получается?

Константин, на корреспонденции оформленной на бланке организации штамп не ставится. Те кто изучал документооборот помнят об этом а современные "секретутки" штампуют всё подряд. Причем не заверяют подпись (штамп должен ставится именно на подпись) а так что бы красиво было.
Насчет подписи как правило она должна быть но как известно the devil is in the details поэтому нужно смотреть что именно за ответ и на какое письмо.
Всякий раз, когда вы окажетесь на стороне большинства, пришло время остановиться и подумать. Марк Твен
 
Цитата
П@вел пишет:
Насчет подписи как правило она должна быть но как известно the devil is in the details поэтому нужно смотреть что именно за ответ и на какое письмо.

Сказать по правде,подпись куда важнее,чем печать.
 
predator67,
но ее необходимость возникает не во всех ситуациях smile;)
Всякий раз, когда вы окажетесь на стороне большинства, пришло время остановиться и подумать. Марк Твен
 
Более того, сейчас печать не обязательна даже на договорах. Печать в обязательном порядке ставится только в случаях, прямо предусмотренных НПА. Деловая переписка к ним явно не относится.
А вообще все правильно сказали - у банков по закону нет обязанности отвечать на обращения, но есть обязаннасть исполнять законные требования потребителя.
 
Кстати, Ставропольский краевой суд в своём Определении от 04.08.2015 г. по делу № 33-5226/2015 отказал в иске заёмщика обязать банк предоставить копии документов по договору на выпуск кредитной карты: копии кредитного договора на выдачу кредитной карты, копии приложения к кредитному договору на выдачу кредитной карты , расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора на момент подачи искового заявления в суд по причине того, что информация, которую просил предоставить истец, составляет охраняемую законом банковскую тайну и при необходимости может быть предоставлена истцу только при его личном обращении в банк, потому что иной способ предоставления такой информации сторонами при заключении кредитного договора не оговаривался.
Предотвращение признания сделки с недвижимостью недействительной зависит от понимания приобретателя недвижимости, насколько важно перед заключением сделки установить все максимально возможные сведения, являющиеся основанием признания её недействительной!
 
И таких Определений полно, я их коллекционирую с недавних пор. smile:pardon: Кстати, по таким делам от Хабаровска до Калининграда просят одно и то же, в частности "расширенную выписку". У меня сложилось впечатление, что иски пишет одна и та же антиколлекторская контора, обещающая списание долгов за 9 тысяч в месяц.
 
Уважаемая ИЮ1982,
здесь выше Вы писали, что банк обязан предоставить клиенту выписку по счёту. Я лично явившись в допофис одного известного банка, после некоторой паузы со стороны операциониста, мрачно глядевшего в монитор, получил отказ. "Информация по Вашему счёту (вкладу) недоступна" - сообщил он, кивая на компьютер. И посоветовал "решать вопрос с начальством". smile:evil:
Не подскажете ли, чтО именно они таким макаром нарушили, куда за это их тягать (обжаловать)?
Как наказать за беспредел?
Спасибо. smile:uncap:
 
Я Вам ответила на этот же вопрос в Вашем личном сообщении.

Банк нарушил ст. 10 ЗоЗПП. Обращаться в Роспотребнадзор и/или в суд. Предварительно направить в банк претензию.
 

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть