Форум

Банк нарушил сроки предоставления информации

Какие санкции за это предусмотрены?

  • 1
Добрый день!

С учётом последних тенденций в поведении Сбербанка (открытие счётов без ведома клиентов, подделка подписей, внесение некорректных данных в анкеты на открытие карт, отсутствие реакции на заявления о закрытии счетов и многое другое), недавно решил проверить количество открытых на моё имя счетов. В call-центре сообщили , что открыты 3 счета. Есть все основания полагать, что один или даже 2 из них либо открыты без моего ведома, либо не были закрыты несмотря на соответствующее заявление.

Для получения подробной информации о счетах я написал заявление на розыск счетов в одном из отделений Сбербанка 16 февраля и взял копию заявления с отметкой о его принятии, живой подписью ответственного сотрудника и штампом. При этом официальный ответ попросил направить на мой e-mail. В самой форме заявления есть отметка о том, что информация предоставляется в срок до 30 дней.

Меня не удивило отсутствие ответа от Банка по истечении положенного срока. Нет желания ходить в отделение, звонить в call-центр или, даже, писать в "Народный рейтинг" и просить их все же выполнить свою работу, потому что такое поведение Банка в последнее время является не исключением из правил , а абсолютной нормой.

Вопрос:
Как можно наказать Банк? Какие санкции или штрафы предусмотрены за подобные нарушения и куда при этом необходимо обращаться?

Заранее спасибо!
 
Цитата
MikhinTN пишет:
Какие санкции или штрафы предусмотрены за подобные нарушения и куда при этом необходимо обращаться?

Никаких. Банк не государственный орган. Если не лень, можете обратиться в суд с иском о защите прав потребителей и взыскать 3 копейки морального вреда.
 
ИЮ1982, знаешь, считаю, что 5.59 КоАП РФ можно и к банку притянуть, ибо см. выделенное жирным:
Цитата
КоАП РФ, Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
И какой порядок для банков установлен действующим законодательством? Административное право - публичная отрасль права, тут никаких аналогий и натяжек быть не может. Не подойдет. smile:|
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
И какой порядок для банков установлен действующим законодательством?

Порядок работы с обращениями граждан изложен в соответствующем законе. Есть ли в нем место для коммерческих банков? Надо смотреть.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
Есть ли в нем место для коммерческих банков?

Разумеется, нет. Предмет действия закона в нем четко указан, и места коммерческим банкам в нем нет и не было никогда.
 
Цитата
MikhinTN пишет:
Как можно наказать Банк?

не банк, а конкретного сотрудника....
http://sberbank.ru/ru/feedback
 
Цитата
tempur пишет:
публично значимых функций

К банкам и это не относится. А относится, к примеру, к муниципальным поликлиникам, ПФР, АСВ и т.п. Например, из п. 6.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П следует: установление обязанности по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования. Сама по себе данная обязанность является одной из гарантий реализации гражданами не только права на обращение, но и других конституционных прав, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Относительно закона. Ст. 1 последнего:

Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Ранее в Постановлении от 18.07.2012 N 19-П, рассматривая конституционность перечня лиц, законодательно обязанных рассматривать обращения граждан, Конституционный Суд РФ указал, что "отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (Постановления от 19 мая 1998 г. N 15-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 19 декабря 2005 г. N 12-П, Определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О и др.), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом в том числе характера деятельности тех или иных организаций как имеющей публично-правовое значение и конкретных условий развития политико-правовой системы Российской Федерации". Соответственно, подчеркнул Конституционный Суд РФ, законодатель вправе возложить на определенные категории организаций в качестве условия осуществления ими публично значимых функций обязанность рассматривать обращения граждан и их объединений.

В упомянутых в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П решениях собственно термин "организации, на которые возложены публично значимые функции" не употреблялся. Использовались термины "публично-правовой статус", "публичная обязанность", "деятельность, имеющая публично-правовой характер", "публично значимая деятельность" и аналогичные им.
Как показывает анализ практики Конституционного Суда РФ, в его решениях констатируется публично-правовой статус следующих субъектов:
- адвокаты (Постановление от 23 декабря 1999 г. N 18-П, Определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О);
- нотариусы (Постановление от 19 мая 1998 г. N 15-П);
- арбитражные управляющие, в том числе саморегулируемые организации арбитражных управляющих (Постановление от 19 декабря 2005 г. N 12-П);
- политические партии (Постановление от 16 июля 2007 г. N 11-П);
- коммерческие банки, принявшие на себя обязательства по осуществлению государственной финансовой поддержки (Определение от 19 мая 2009 г. N 596-О-О);
- аудиторские организации, действующие по полномочию государства (Определение от 13 мая 2010 г. N 685-О-О);
- аттестационные комиссии (Определение от 7 июня 2011 г. N 767-О-О);
- избирательные комиссии (Определение от 16 декабря 2010 г. N 1722-О-О);
- третейские суды (Постановление от 26 мая 2011 г. N 10-П);
- государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (Постановление от 18 июля 2012 г. N 19-П) .

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2012 N 19-П отметил, что как сама обязанность отдельных субъектов рассматривать обращения граждан, так и порядок рассмотрения должны быть установлены законодателем четко и определенно. Применительно к банкам такой четко установленной обязанности нет.
 
ИЮ1982, к Банку России это относится? Меня его сотрудник уверял, что ст. 5.59 КоАП РФ им не грозит.

А про ст. 5.39 КоАП РФ применительно к данной теме что скажешь?
Цитата
КоАП РФ, Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
к Банку России это относится?

К нему относится точно.

Предоставление той или иной информации должно быть предусмотрено федеральным законом, это обязательный признак объективной стороны данного правонарушения. По банку нет ФЗ, который бы четко обязывал предоставлять запрашиваемую ТС информацию. Я бы банк наказала в суде.
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
По банку нет ФЗ, который бы четко обязывал предоставлять запрашиваемую ТС информацию.

ФЗ наверное нет, но обязательные для банка НПА Банка России (Положения и пр.) могут быть.
Обязанность банка предоставлять клиенту информацию по его счетам должна быть где-либо зафиксирована. Полагаю, что в каком-нибудь Положении Банка России, а оно является обязательным для исполнения банком в соответствии с законом о банках и банковской деятельности.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Должен быть именно федеральный закон.
 
По ФЗ-152 "О персональных данных" есть ст.14, где дано право субъекту персональных данных запрашивать информацию у банка о категориях обрабатываемых данных, целях, способах и др. Ответственность за неисполнение ФЗ-152 в части непредоставления информации предусмотрена КоАП РФ, Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации.
Срок предоставления информации -30 дней.
Пару банков (УБРиР и Альфа) уже с моей помощью привлекли за такой отказ.
В иных случаях, не предусмотренных законодательством, сроки обработки обращений в банках не нормируются. Встречались мне срок от 7 до 45 дней. Ответственности за срыв срока ответа, так и не предоставления ответа, по факту нет.
Изменено: sergeiw- 17.03.2016 13:02
 
Всем спасибо за ответы!

Странно, что такое очевидное нарушение не имеет никаких последствий для Банка. Был уверен, что ЦБ должен как-то регулировать подобные аспекты деятельности Банков.

Скажите, пожалуйста, если дело дойдёт до суда, разве Судья не должен выносить решение опираясь хотя бы на какой-нибудь законодательный акт? Что если Судья, так же как и мы, не найдёт правовых оснований для взыскания даже морального вреда?

И какая на практике может быть компенсация? "3 копейки морального вреда" окупят юриста?

Заранее спасибо!
 
Цитата
MikhinTN пишет:
И какая на практике может быть компенсация? "3 копейки морального вреда" окупят юриста?

На юриста расходы отдельно взыскиваются. В разумных пределах. Моральный вред 3-5 тысяч. Если счет не закрыли на следующий день после подачи заявления - нарушение. Если информацию не предоставили - ст. 10 ЗоЗПП. И т.д.
 
__ согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например договором участия в долевом строительстве, договором страхования как личного, так и имущественного, договором банковского вклада, договором перевозки, договором энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон N 2300-1 применяется в части, не урегулированной специальными законами. С учетом положений ст. 39 Закона N 2300-1 к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие гл. III Закона N 2300-1, должны применяться общие положения Закона N 2300-1, в частности, о праве граждан на предоставление информации (ст. ст. 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14), о компенсации морального вреда (ст. 15), об альтернативной подсудности (п. 2 ст. 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
В пп. д) п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 отмечено, что под финансовой услугой, на которую распространяет действие Закон №2300-1 следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
__согласно ч.1ст.8 Закона «О защите прав потребителей». (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ)__Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
___согласно ч.2 ст.8. (ЗОЗПП) Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
___согласно ч.1 ст.10 (ЗОЗПП). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

___согласно ч.2 ст.12 (ЗОЗПП) Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).
___согласно ч.1 Ст.14.8. КоАП РФ, 1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
 
  • 1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть